Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 32 (491) от 8 августа 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Чичиковщина в образовании

Владимир Тигров

Знаменитый литературный герой Николая Васильевича Гоголя, проходимец с невероятным проектом прославиться за счёт числа «мёртвых душ», и накупающий оных по дешёвке по всем весям России, некий Чичиков всё чаще всплывает у меня в беседах с коллегами о путях образования.

А тем ли путём идём?

Спрашивали в интерклубе литературы, искусства и прессы, который я создал при Союзе писателей, всяких иностранцев для сравнения: а как у вас, господа?

Анализируя тенденции перестроечного образования, я всё больше открывал на творческих встречах в вузах: мы не только идём более невероятным курсом, а уже прём таковым. К тому же пытаясь обогнать друг друга.

Первым симптомом путанного движения - «прогресса» стала болезненная погоня за количественным показателем так называемых кандидатских и докторских степеней. Мы с немалыми издержками пережили период, когда стремление к «остепенённости» оказывалось обычной тягой к «ренте» - приплате к заработку. В мире не было и нет таких «степенных» приплат. После защиты «учёные» обычно плевать хотели на потуги с новыми разработками - с прогрессом страны не на словах, а на деле.

Сегодня образование возвращается к тому же, тем более, ибо вот-вот опять пойдут прибавки за степень.

Я с первого своего вуза уже видел театральность большинства защит. Поэтому предпочёл путь учёбы в нескольких вузах для комплексной подготовки - по той же любимой и нынче очень животрепещущей глобальной экологии. Да, я потерял в «ренте», но зато меня за разностороннее образование начальники рейсов охотно приглашали, скажем шутя, как «мастера на все руки». И я увидел весь белый свет, а друзья с моего первого вуза - так и застряли со степенями на его кафедрах. Даже докторские остепенённости не придавали им веса в народе.

Сколько я встречал в морских рейсах аналогичных докторов наук, мантуливших рядовыми матросами, в составе траловых бригад или палубных команд. Им хотелось повидать страны и по-настоящему заработать. Но при любых докторских «регалиях» их, разумеется, всё же не пущали в капитаны и штурмана на мостики кораблей...

Степень - хорошо, но как значок на груди спортсмена, как диплом на творческом конкурсе, как почётная грамота смотра... Возводить же её в ранг критерия вуза (вместо открытой и прямой популярности педагогов) - пережиток и нонсенс. Да пусть хоть миллион кандидатов и докторов наук будет числиться в «сверхведущих университетах», но, если его выпускники годами шарахаются в поисках соответствующей работы и устраиваются, обессилев и сникнув, в базарные ларьки, престиж оказывается дутым.

Остерегаясь и сторонясь прямой, «прозрачной» конкуренции, вузы сплошь и рядом наперегонки «прогрессируют» в своих самовосхвалениях. Гонятся за количеством любых «остепенённых». В результате парадокс: одни и те же «учёные» числятся одновременно в нескольких вузах Владивостока, а также в родном ДВО Российской академии. Современному специалисту дай Бог раскрыться на одном месте и в одной должности, а он мухой носится по десяти точкам, чтоб настричь больше купонов.

В серьёзных классических вузах планеты давно является прописной истиной: лишь на одном месте человек может дать больше результатов и для себя, и для общества. Не зря говорят о призвании!

Не дай Бог заикнуться смертным о «правде», а тем более «резануть правду-матку», пинка даст начальник. Где уж тут чеховская заповедь по капле выдавливать каждый день из себя раба. По закону зарплата ректоров не должна превышать обычные профессорские в два-три раза. Но лишь с «правдой-маткой» можно увидеть, как смехотворны соотношения на деле.

Особенно расплодившиеся при каждом ведомстве пресс-службы, вынужденные отрабатывать свой пиаровский хлеб типичной, слегка прикрытой рекламщиной. Всему миру давно известно: истинная пресса обязательно должна быть независимой, как жюри любых конкурсов, иначе - цирк. А у нас и такое случается: деканом факультета журналистики вдруг становится... какой-нибудь председатель самого мощного рупора - комитета по телевидению и радиовещанию. Мало того, что он вынужден «отрабатывать» свою допзарплату перед вузовским шефом (рука руку моет, зло посмеивается народ в коридорах), но и ещё всю «учебную гвардию» с пяти курсов настраивает на подобное подельничество. Опять же под витиеватым девизом о связи образования с производством, хотя и коню ясно: это - неприглядная связь денег с деньгами.

Да, у нас смешные зарплаты в вузах, но не доклёвывать же остатки народного достояния, которые почему-то называют «сладкими». Сделайте страну богаче, тогда и на одном рабочем месте будете получать от собственной отдачи благородному делу не меньше, чем современники в США.

Что нас опять заносит? Вузы ломятся от избытка «академий», ещё вчера бывших заурядными лабораториями и ни в чём, по сути, не изменившихся, кроме табличек и визиток. Лишь бы и этим «фокусам» и «трюкам», как степенями-рентами вызвать нездоровый ажиотаж и побольше изловить в бредень своих трубадурных рекламных пресс-служб мало оперившихся птенцов - выпускников школ. Для поступления прежде всего, разумеется, «баксового» - платного. Мол, мы такой вузище!!!

- Был бы Дерсу Узала с его прямолинейной, интуитивной природной прозрачностью во всех поступках - в ваших Учёных Советах, его бы не обдурили и не приструнили, - острил мне в нашей таёжной учебной поездке словоохотливый слушатель Русской школы ДВГУ, бизнесмен с Аляски, попечитель многих американских фондов Ричард Блок. - Назвал бы любые эгоистические коммерческие ухищрения в образовании «браконьерскими».

Нельзя было не согласиться с вескими суждениями делового иностранца: «браконьеры» заслуживают «сроков», а не покупного продвижения по служебной, «баксовой» лестнице, вооружённые до зубов в своих подхалимских речах (перед более вышестоящими) прошлыми приёмами «чичиковщины» - с их погоней за «мёртвыми душами» остепенённых кандидатов и докторов. А студентам хотелось бы погони за талантливыми, популярными, самобытными наставниками их поколения.

Ричард Блок в качестве примера привёл мне устоявшиеся критерии по оценке американских вузов: если в первый год выпускники находят по специальности работу, отличный вуз; на второй год - средний вуз; на третий (или вообще не находят) - ниже среднего, т.е. плохое учебное заведение.

На днях я смотрел в программе ЦТ часовую беседу с министром высшего образования России Владимиром Михайловичем Филипповым. Долгожданная жёсткая постановка вопроса о ближайших перспективах отечественного образования из его уст, думается, всколыхнёт страну. Главным критерием учебных заведений он назвал прямую практическую потребность в выпускниках с их немедленным трудоустройством, без шарахания нынешних «остепенённых» по всяким случайным приработкам. Престижность вуза - в престижных реальных педагогах (с именами, а не бумажками), а не искусственно «накаченных», как радужные мыльные пузыри, и соответственно престижных выпускниках, достойно принимающих эстафету развития страны. Готовых рецептов на идеальное образование, само собой понятно, нет, но есть железно совесть для них - от нас. В этом - здоровье нации, экология её сердца и души, а значит жизни в целом.

Владимир Тигров, писатель.
г. Владивосток


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100