Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (483) от 13 июня 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Увесистый камень в наш огород

Юрий МОКЕЕВ

Вашу Ирину преподносят как героиню за то, что она побывала в КПЗ. Вот у меня дома сейчас за стеной валяется некий Владимир, который является поклонником Высоцкого и тоже алкоголик.

Недавно редакция получила не совсем обычное для себя письмо из поселка Трудовое. Если, как правило, читательская почта, поднимая большие проблемы жизни приморцев или поддерживая хорошие дела, благосклонна к “Арсеньевским вестям”, то это послание было очень сердитым. Приведем образчик эпистолярного жанра полностью.

“Надоел ваш “фельетонист” Валерий К. Он все время пишет одно к одному. Все только о Наздратенко, который уже давно не губернатор. Скучно читать о том, что знаешь.

Вашу Ирину преподносят как героиню за то, что она побывала в КПЗ. Вот у меня дома сейчас за стеной валяется некий Владимир, который является поклонником Высоцкого и тоже алкоголик. Недавно он был задержан милицией за пребывание в нетрезвом виде, но никто не считает его героем, наоборот, все говорят о том, что он сам заслужил это наказание. А ваша Ирина показала грязное белье (слова, которые используют наши руководители) и считает себя героиней за то, что представила в газете начальство с плохой стороны. Это похоже на то, как учащиеся подкладывают учителю-священнику православной гимназии канцелярскую кнопку, чтобы услышать его выкрики после укола. А потом наказанные хулиганы среди своей шушеры считаются героями. В их среде подлость, устроенная взрослому человеку, рассматривается как проявление храбрости.

Шалуны-школьники, когда вырастут, становятся серьезными людьми, хотя встречаются и такие, которые на всю жизнь сохранят привычки своей зеленой поры. А вот ваша Гребнева, видно, так из детского возраста и не вышла.

Сильно меня разочаровали “Арсеньевские вести”.

В.В. РЫБАКОВ.

Согласитесь, нечасто можно увидеть в газетах публикации, в которых бы так резко критиковались их собственные редакторы и журналисты. А Ирина Георгиевна Гребнева, познакомившись с письмом, где ее разругали на все корки, передала его мне (я готовлю в “АВ” страничку “От нашего главного корреспондента”), сказав:

- На ваше полное усмотрение. Можно и напечатать.

На мой взгляд, сердитое послание надо было опубликовать (в традициях “АВ” знакомить своих подписчиков с самыми разными читательскими мнениями, даже весьма жесткими) с соответствующими разъяснениями от редакции. К тому же считаю, что газета, имеющая весьма стойкую репутацию среди приморцев, мало чем рискует. Она из тех, на плечах которых брань не виснет.

Теперь же по существу письма В.В. Рыбакова, разочаровавшегося в печатном издании. Очень жаль, что автор не назвал своего имени-отчества, приходится обращаться к нему чуть ли не официально.

Уважаемый В.В. Рыбаков, у каждого свое мнение, но должен сказать, что среди читателей нашей газеты вы оказались в ничтожном меньшинстве. Я дважды проводил на страницах “АВ” анкету среди тех, кто выписывает и покупает “АВ”, и хорошо знаю их реакцию на материалы, помещаемые в издании, и оценку его самого. Подавляющее большинство считает наш еженедельник правдивым, смелым, принципиально выступающим за права приморцев, на долю которых выпала весьма трудная жизнь, и демократические реформы. Не буду цитировать ответы на наши вопросы. Этому была посвящена большая редакционная статья. Многие письма опубликованы. Чтобы убедиться в этом, надо пролистать подшивку “АВ” за прошлый год и начало нынешнего. Да и в обычной почте, что приходит каждый день, добрых слов в адрес журналистов и газеты в целом очень много.

Нет, это не благостный поток писем от восторженных читателей. Многие наши земляки, объективно оценивая в целом “АВ”, видят и их недостатки, критикуют за отсутствие ряда важных тем (молодежь, культура, история края, деятельность политических партий и т.д.), сетуют порой на ошибки, неглубокую разработку проблем, бедный язык некоторых материалов. Все эти замечания нашли свое место на страницах газеты. Редакция благодарна своим друзьям как за поддержку, так и за критику, учитывая которую, можно улучшать издание. Но замечу, столь категоричные оценки, как ваши, мы слышим крайне редко. Камни в наш огород залетают не чаще одного-двух раз в год. Намного чаще на “АВ” нападают, выполняя социальный заказ своих хозяев, те СМИ, что кормятся из рук начальства. Но это отдельный и большой разговор.

Кстати, недоброжелатели из СМИ, холопствующие перед местными баронами, как раз и недовольны позицией газеты и, в частности, Валерия Куцего (“К” в вашем письме) по отношению к экс-губернатору. Вот такое совпадение с вашим мнением.

Объясню, почему журналисты вынуждены писать о бывшем краевом руководителе. На мой взгляд, Евгений Наздратенко не просто слабый и некомпетентный администратор, масштаб личности которого совершенно не соответствует тому, чтобы возглавлять такой регион, как Приморье. Он не просто крайне амбициозный политик-популист. Результаты его деятельности говорят сами за себя: край потерял лидирующее положение на Дальнем Востоке, его экономика так и не смогла выбраться из застойного кризиса, жизненный уровень огромного большинства наших земляков так и остался нищенским. А что говорить о “зимней Цусиме”, когда элементарными вопросами отопления наших городов и поселков вынуждены были заниматься самые высшие лица в стране вплоть до президента.

Как живой укор честолюбивому экс-губернатору - успешные дела в Хабаровском крае, который почти по всем показателям превосходит Приморье. Соседям повезло, что их территорию возглавил хотя и скромный в оценках своей деятельности, но опытный руководитель и глубокий экономист Виктор Ишаев, умело использующий условия рынка.

Добавим к этому и то, что Наздратенко установил в крае свирепый режим по отношению к любой оппозиции и независимым СМИ. Об этом постоянно писали и говорили общенациональные газеты, радио и телевидение.

Так почему же “АВ” и Валерий Куцый как их ведущий публицист вынуждены часто писать о фигуре погоревшего губернатора? По моему глубочайшему убеждению, не только потому, что он по-прежнему пытается влиять на обстановку в Приморье, дело и в другом. Это тип руководителя “смутного времени”, которое позволило многим честолюбцам, стремящимся к власти, занимать высокие посты, не имея для этого ни соответствующей подготовки, ни опыта, да и нужных человеческих качеств. Сейчас в России наступают новые времена, требуются другие кадры (не зря так остро стоит вопрос об административной реформе), а бывшие бешено цепляются за власть.

И напрасно, уважаемый В.В. Рыбаков, вы берете, говоря о Валерии Куцем, слово фельетонист в кавычки. Он действительно самый авторитетный на Дальнем Востоке сатирик, борющийся против мерзостей нашей жизни оружием смеха. Да и на интернетовском сайте “АВ” рейтинг Валерия Семеновича самый высокий.

Поговорим и о другом персонаже вашего письма. Да, историю с публикацией стенограммы телефонных разговоров высоких начальников по поводу “организации” выборов, материала, обильно украшенного неформальной лексикой, оценивают неоднозначно. Не уверен, решился бы я, будучи редактором, на такой шаг. Но хорошо понимаю мотивы, которыми руководствовалась Ирина Гребнева, - показать подлинную сущность тех, кто руководил краем, легкость, с которой они нарушают законы о выборах, да и их культурный уровень. Дать же эти извозчиковские речи в каком-то приглаженном виде не представлялось возможным: в них столько мата-перемата, что нормальный русский язык здесь и не ночевал.

Нет, не ради того, чтобы подсидеть хороших мужиков-начальников, не ради “смелости” редактора появилась нашумевшая публикация - страна должна знать своих героев, то бишь начальников, которым было доверено руководство краем с огромным культурным потенциалом, гордящимся своей интеллигенцией, учеными, своими многочисленными ВУЗами.

По мнению многих центральных СМИ, суд над редактором И. Гребневой, упрятавший эту хрупкую женщину в “бомжатник”, был скорым, но неправым. Не общественное порицание, даже не штраф, а именно лишение свободы - так хотелось послушной начальству местной Фемиде расправиться с мятежной журналисткой. Она ответила на произвол голодовкой. Так справедливо ли, разочарованный читатель, насмехаться по поводу позорного факта явной расправы над редактором независимой газеты, которая отмечена дипломом Союза журналистов РФ за верность принципиальной линии?

И не “геройства” искала Ирина Гребнева. Мужества ей не занимать - достаточно вспомнить многочисленные судебные процессы по искам обиженных чинодралов и прихватизаторов, аресты имущества редакции и тиража газеты и каждодневную борьбу в условиях дикого рынка не только за существование, но и улучшение печатного издания.

Вот такой разговор. Заранее отметаю все подозрения в подхалимаже перед руководителем газеты, в которой имею честь работать. Мне это ни к чему, только чувство справедливости, уважаемый В.В. Рыбаков, заставило взяться за перо. Я почти полвека связан с прессой, был редактором региональных изданий, собкором “Правды” и знаю, как нелегко журналисту выполнять свой профессиональный долг, как обидны для него несправедливые упреки. Особенно от тех, на кого он трудится, - читателей. Чтобы не оставалось сомнений у моего собеседника в объективности этих строк, скажу, что в штате “АВ” я не состою, особой корысти не имею, а просто сотрудничаю с газетой, которую считаю, говоря словами корифея, “незавоеванной территорией” свободы слова в Приморье.

Юрий МОКЕЕВ.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100