Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (481) от 30 мая 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Каждому карапузу - по компьютеру!

Марина ПОПОВИЧ

Сначала нас в Корее все приводило в восхищение, поражало, а ближе к концу появилось раздражение, зависть.

На днях из Южной Кореи вернулся директор арсеньевской школы-лицея “Родник” В.Ф.Трубицын, участвовавший в международном семинаре “Ноые подходы в образовании”. Наш корреспондент Марина ПОПОВИЧ расспросила Владимира Федоровича о поездке.


- Наша школа - ровесница газеты “Арсеньевские вести”, она была создана в 1992 году как частная, а в 1995 году стала муниципальной, т.к. ее учредители потеряли возможность ее финансировать. Исходя из того, что к тому времени школа уже приобрела авторитет в городе, муниципалитет взял ее на свое содержание. Наша школа предоставляет возможность учащимся, которые испытывают дискомфорт в обычной школе, найти себе место, где им будет комфортно. Наши выпускники прекрасно себя зарекомендовали, поступая в вузы Приморского края. Уже в течение четырех лет обязательно находятся ребята, которые получают золотые и серебряные медали. В нашей школьной программе много предметов дополнительного образования, и в первую очередь - английский с 1-го класса.

- А когда и почему в школе стали изучать корейский язык?

- Корейцы ведь живут рядом с нами, и мы знаем, что это очень трудолюбивые люди, что они прекрасные огородники, что они сохраняют свои традиции. И в 2000-м году мы открыли при школе русско-корейский культурно-образовательный центр. Нам оказал в этом помощь центр просвещения Кореи, который находится во Владивостоке, господин Пак Хи Су руководит им. И вот результат сотрудничества: мы оформили проект русско-корейского культурно-образовательного центра. Этот проект в марте участвовал в выставке “Образование-2002 в Приморском крае”, стал дипломантом и в числе 50-ти других работ был отправлен на международную выставку-форум “Школа-2002” в Москву. Сейчас мы получили оттуда благодарственное письмо. А чтобы эта работа продолжалась на более серьезном научно-методическом уровне, министерства образования России и Кореи пригласили нас (декана Восточного института ДВГУ, завкафедрой корейского языка Уссурийского пединститута и меня) участвовать в международном семинаре “Новые подходы в образовании”. И в течение 10 дней мы находились в Южной Корее, в международном институте проблем образования. Там учатся студенты со всего мира.

- То есть Вы сами создали себе возможность побывать в Корее. И как Вам там понравилось?

- Да, у нас была блестящая возможность познакомиться с сегодняшним днем Республики Кореи. Это действительно поражает. Я как директор школы хотел бы, чтобы это могли увидеть и дети: как такая маленькая страна сумела за 40-50 лет достичь такого уровня. Это страна современная, с европейской культурой, по многим показателям находится среди самых развитых стран. Народ, который поставил себе цель и объединил усилия для достижения этой цели. Там автобусы рейсовые городские - с компьютерами: бросаешь деньги, компьютер считает и выдает сдачу. Водитель - в белых перчатках! - денег вообще не касается.

- А корейская школа?

- В школе - те же самые ребята, те же самые проблемы. Дети любят повеселиться, но мы видели, как быстро они входят в рабочий ритм. По нашим сегодняшним меркам классы у них велики: по 40 человек. Вся средняя школа бесплатная, и лишь в 11-12 классах доплачивают. Но нагрузка на ребят очень большая. По учебному плану третьего класса ребята занимаются до четырех часов. Это потому, что корейцы предпочитают, чтобы ребенок находился под присмотром, чтобы по пути из школы он не оказался под чужим влиянием. Все в школе сосредоточено: и спортивные секции, и кружки. И еще задаются задания на дом. Каждый ребенок в течение года сдает 3 экзамена и четвертый переводной. В школе мы видели уроки информатики. У нас не все еще школы имеют современные компьютеры. У них и в начальной школе с первого класса по часу в неделю - информатика, и каждый ученик сидит за отдельным компьютером. Компьютеры, естественно, современные. Каждый класс, каждая комната имеет большой дисплей, экран телевизионный, и этот компьютер выведен в интернет. На каждом уроке учитель может воспользоваться современными информационными средствами. Это уже другой уровень. С 1992 года у них проводилась кампания: персональный компьютер - каждому ребенку, и эта программа уже выполнена. Это дает возможность быть конкурентоспособными. Цель корейской школы - подготовить ребенка к жизни в открытом обществе. Корейцы чувствуют себя уверенно в любой стране, он верит, что найдет себе работу. Уроки тхэквондо, большое внимание уделяется спорту. Каждая школа имеет свою форму - и учебную, и спортивную. Есть чему поучиться. И дети трудятся. У многих наших детей высокомерное отношение к простому труду: помыть полы, вскопать грядку. Там все трудятся. Они понимают: если ты хочешь чего-нибудь добиться, ты должен трудиться. И обладать большим объемом знаний, и быть здоровым физически.

- Каково отношение корейцев к учителю?

- Учитель это есть учитель, это человек уважаемый. В первый день мы были в институте образовательных проблем, а на следующий день - в Сеульском центре культуры и просвещения Кореи, и перед этим зданием стоит памятник учителю.

- Конкретному учителю?

- Нет. Это в 50-е годы, когда происходило возрождение страны, большую роль играли в этом учителя. Большие деньги вкладывались в образование.

- Что из того, что Вы там узнали и увидели, можно применить здесь прямо сейчас? В вашей школе, например. Идеи, технологии.

- Мы уже применяем. Мы взяли компьютерную программу обучения корейскому языку. Ребенку очень интересно посидеть за компьютером и самостоятельно обучаться. Мы изучаем танцы. А также поездки, встречи. Носители языка приезжают, к нам в школу приходят. Детям это интересно, повышается интерес к языку. И вообще они начинают чувствовать себя более раскованно, представителями мирового пространства.

- А как сделать, чтобы у нас в стране и учитель был уважаемым человеком, и образованию внимание уделяли, и чтобы люди выходили из школы готовыми к жизни в обществе? Что нам мешает?

- Сегодняшняя экономическая ситуация, слабая материальная база. И надо позаботиться о здоровье нации. Сегодня надо, наверное, кормить ученика в школе, взять на себя эту обязанность. Многие даже в нашей школе, где платят за дополнительное образование, не имеют возможности полноценно питаться. И не хватает, конечно, спортивного оборудования. Кроме мячей и скакалок, в школе ничего нет. И компьютеры нужны новые. Сначала нас в Корее все приводило в восхищение, поражало, а ближе к концу появилось раздражение, зависть, а в конце - и злость. Нужно что-то делать, чтобы этот разрыв преодолеть. Мы способные, больше знаем - в разговорах это чувствовалось, они впитывали как губки, - но мы не используем природой данных способностей.

- А как их использовать?

- Об этом каждый должен задуматься, не ждать, что придет кто-то откуда-то. Вклад каждого индивидуально только и приведет вот к тем результатам.

- То есть все зависит от человека?

- Еще и доверие к правительству. У нас оно потеряно: все эти банки лопнувшие, ограбление населения. А вот пример Кореи: когда в 1998г. они испытывали кризис, за одну ночь люди сдали массу золота, чтоб государство вышло из кризиса. И государство их не обмануло, через полтора года полностью рассчиталось со своими гражданами. Это взаимосвязанные процессы: когда государство помогает людям, и люди помогают государству.

- Патриотизм - процесс обоюдный?

- Да, когда мы не являемся винтиками, когда мы полноправны. У нас народ сейчас тоже хочет объединяться. Время размежевания, наверное, уже прошло.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100