Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (481) от 30 мая 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Журналистами не рождаются

Татьяна ЕФИМЕНКО

Он поступил так, как привык поступать - принял удар на себя, не подставляя под него коллектив. Это дорогого стоит.

Год 1955-й стал для коренного уральца Юрия Мокеева особо знаменательным - он получил назначение на работу в сахалинскую областную газету. Вместе с ним отправлялась в далекий путь молодая жена Нина - тоже выпускница факультета журналистики Уральского государственного университета. Сама прекрасный специалист, умный, воистину интеллигентный человек, она до самой своей безвременной кончины постоянно будет рядом с мужем, куда бы не забросила его судьба. Но это еще было все впереди. А сейчас они отправлялись на далекий остров, хотя оба закончили университет с отличием и имели право выбрать что-нибудь поближе к родному дому. В те годы не казалось смешным быть романтиками и ехать Бог знает куда за туманом и за запахом тайги.

Нина начала работать на областном радио, Юрий - корреспондентом отдела сельского хозяйства газеты “Советский Сахалин”. Должность эта такова, что, сидя в редакционном кабинете, можно выдавать на-гора лишь слабые, блеклые материалы, далекие от реальной жизни. Чтобы избежать этого, молодой журналист без устали мотался по селам, полям, животноводческим фермам. С транспортом в редакциях газет всегда было туго, и Мокеев за короткий срок исходил пешком всю южную часть острова. И главным в его публикациях были не скорректированные для отчетов цифры сводок, а люди с их радостями и горестями, с их заботами и нуждами. Уже тогда стало заметно, что у Юрия Мокеева есть свой стиль, свой почерк, без чего не может состояться истинный профессионал. Казалось бы, откуда что взялось. Но дело все в том, что еще до университета Юрий работал в районке, да и во время учебы, не афишируя этого, попеременно состоял в штате заводской многотиражки, районной и молодежной газет. Уже тогда он научился работать над словом, отыскивать то единственное, которое точнее и ярче других передавало мысль. Особенно это пригодилось ему после назначения заведующим отделом искусства и культуры в том же “Советском Сахалине”. Языковая бедность - недостаток для любого журналиста, но для пишущего по тематике этого отдела она вообще недопустима. В материалах о театральном спектакле, о новой книге, да и просто о сельском клубе шаблонные фразы, затертые сравнения, неуклюжие красивости особенно режут глаз, кажутся смешными и нелепыми. От всего этого Юрий Мокеев был избавлен благодаря безупречному знанию русского языка, пристрастию к хорошей литературе. Казалось, ничего не предвещало кардинальных перемен в жизни Юрия Викторовича. И тут как гром с ясного неба - его приглашают на работу в сектор печати обкома партии. Газетная работа обладает свойством затягивать прикоснувшегося к ней человека. У него вовсе не было желания становиться партийным функционером. Но тогда приглашение, сделанное первым секретарем, означало приказ. Пришлось подчиниться с затаенной мыслью при первой возможности вернуться в журналистику. Такая возможность подвернулась, когда ему было поручено подыскать кандидата на должность редактора областной молодежной газеты. Кандидат был подобран, звали его Юрий Викторович Мокеев. Обкомовское начальство такой поворот удивил: “Нашел топор под лавкой”, - сказал по этому поводу кто-то. Однако первому секретарю предложение понравилось, и вопрос был решен. Не думал тогда Мокеев, впервые в жизни становясь редактором, что именно работой в молодежной газете он завершит свою сахалинскую эпопею...

Нынешняя молодежь не представляет себе, какое место в тогдашней прессе занимала газета “Правда”. Она была органом ЦК КПСС, официальным рупором Коммунистической партии - правящей и единственной партии на территории страны. Ее оценки не подлежали оспариванию, ошибки были исключены, критика деятеля любого ранга означала конец его карьеры, похвала воспринималась как знак того, что человек идет в гору. И конечно же, в условиях непререкаемости какого-либо издания, отсутствия полемики между СМИ трудно говорить о свободе печатного слова. Поэтому могут быть разные мнения о роли “Правды” в общественной жизни. Одно лишь не подлежит сомнению: делалась газета на высочайшем профессиональном уровне. Те из ее материалов, которые не носили сугубо официального характера, были написаны, как правило, прекрасным литературным языком, ярко и убедительно. Логике и выстроенности их можно было позавидовать. И это понятно: брали в “Правду” только журналистов высокого класса, мастерски владеющих пером. Таким уже был Юрий Викторович Мокеев, когда получил приглашение стать правдистом.

Десять лет проработал Мокеев собственным корреспондентом этой газеты, два года - на Северном Кавказе, остальное время - в Приморье. Встречался с горняками, охотниками, шахтерами, лесорубами, моряками, сам не раз в море ходил, добирался на вертолете в отдаленные поселки. А если еще учесть, каким огромным объемом официальной и неофициальной информации он пользовался, то понятно, почему, став редактором “Красного знамени”, Юрий Викторович уже отлично разбирался в экономике и социальной сфере Приморского края. Работал он и в других краевых газетах, в частности, был основателем и первым редактором “Утра России”. И вот здесь, по мнению многих, в полной мере проявились его лучшие качества.

Быть редактором газеты очень непросто. Журналисты, особенно одаренные, - люди с характером, порой обидчивые, полагающие, будто все написанное ими представляет собой не подлежащие правке шедевры. А как быть, если это не так? Иной редактор, не желая задеть самолюбие автора, решит: черт с ним, пусть идет, как есть, беды особой не будет. Дождаться такого от Мокеева никому не удавалось. Интересы газеты, интересы читателей для него всегда были превыше любых амбиций. Сидит себе, попыхивает трубочкой и без устали правит, правит, правит, устраняя чужие огрехи. И выполняет эту, казалось бы, нудную работу с каким-то вдохновением, тонко, ювелирно, сохраняя и мысли автора, и его стиль, и не пропуская ни одной ошибки - ни фактической, ни стилистической, ни смысловой. А в итоге получается маленькое чудо: запутанный, с претензией на глубину материал словно освещается изнутри, становится действительно глубоким, предельно ясным и точным. Помогает в этом широкая эрудиция Мокеева, проникновение в колдовские тайны русского языка. Отсюда рождается состояние, когда человек почти физически ощущает, почему здесь должно стоять это слово, а не другое, почему нужен этот эпитет, а не другой, почему нужно сказать так и нельзя иначе.

Но все-таки главным у Мокеева-журналиста, у Мокеева-редактора мне кажется не это. Главное то, без чего сейчас с успехом обходятся многие коллеги и что определяется одним словом - порядочность. Юрий Викторович порядочен в каждом своем поступке, он не предает друзей, не юлит перед сильными и не топчет слабых. Он не отступает от своих убеждений, даже зная, что жестоко поплатится за это. Не всем известны подробности предпринятой в свое время командой Наздратенко кампании по уничтожению газеты “Утро России”. Газету, которая по тиражу уже догоняла “Владивосток”, лишили помещения, ее отказывались печатать, она теряла подписчиков и рекламодателей. Однако Юрий Викторович держался, сколько мог, и не шел на поклон. И лишь тогда, когда было прямо заявлено, что гонения прекратятся, если уйдет Мокеев, он покинул редакторский кабинет. Покинул, чтобы спасти издание. Он поступил так, как привык поступать - принял удар на себя, не подставляя под него коллектив. Это дорогого стоит.

Юрию Викторовичу - 70. Он уже не состоит в штате какой-либо газеты. Но из журналистики не ушел и уходить не собирается. Журналистами ведь не рождаются, ими становятся, и, как правило, навсегда. “Арсеньевские вести” постоянно публикуют письма читателей в его обработке, иногда он выступает сам. Две недели назад газета поместила его превосходный материал с поздравлением старому товарищу Валерию Куцему, вместе с которым он проработал много лет. А сегодня коллектив “Арсеньевских вестей” рад поздравить его самого, мэтра приморской журналистики, доброго и честного человека. Здоровья и творческих удач вам, дорогой Юрий Викторович, живите много лет!

Татьяна ЕФИМЕНКО.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100