Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 49 (1029) от 4 декабря 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Общенациональный парламент

Андрей Илларионов, ЖЖ, «Эхо Москвы»

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ У КС?
Первый месяц жизни Координационного Совета, завершенный своим вторым (но первым более или менее содержательным) заседанием 24 ноября, позволяет сформулировать несколько предварительных выводов о том, что же в результате осуществления этого проекта пока получилось.

1. Концептуальная модель нового органа – протопарламент

В процессе создания КС, во время кампании по выборам в него, в эссе кандидатов и статьях наблюдателей высказывались различные представления о желаемой (воображаемой) концептуальной модели создаваемого органа. Например: более уважаемый оргкомитет протестных акций; бюро по организации новой политической партии; штаб разворачивающейся революции; группа по ведению переговоров (с кем?) и т.д.

Строго говоря, ни одна из этих концепций не имела шансов на реализацию, и, естественно, не была реализована. Получилось то, что только и могло получиться в результате осуществленного варианта выборов членов КС. Это протопарламент.

То есть легитимный орган представительства части активных российских граждан, неудовлетворенных невозможностью публично обсуждать и решать вопросы общенациональной значимости.

В отличие от нынешней Государственной Думы Координационный Совет уже стал местом для общественно значимых дискуссий. Тем самым в основном была реализована модель Национальной Ассамблеи (2008-2012 гг.), существенно усиленная и легитимизированная сейчас процедурой общенациональных выборов членов КС.


2. Уточненное название КС

Проходящие дискуссии уже показали, что первоначальное название избранного органа «Координационный совет оппозиции» является неточным, а, строго говоря, – неверным. Это не Координационный Совет Оппозиции (КСО). Это просто Координационный Совет (КС).

Усечение первоначального названия имеет принципиальный характер. В отличие от Национальной Ассамблеи, кандидаты в депутаты которой первоначально письменно подтверждали свое согласие с Хартией Национальной Ассамблеи – сводом базовых правил политического и человеческого поведения, обязательных для членов НА, Оргкомитет и ЦВК, судя по всему, сознательно отказались от какого-либо письменного подтверждения кандидатами в члены КС своей приверженности как каким-либо общим целям, так и единым правилам политического поведения.

Формальное требование к кандидатам в члены КС поддерживать «главное требование протестного движения – честные выборы» в отсутствие каких-либо механизмов его проверки и подтверждения так и осталось совершенно формальным и потому несоблюдаемым.

В результате в кандидаты в члены КС выдвинулись, а затем и были избраны граждане, не разделяющие требований протестного движения, не требующие честных выборов, не воспринимающие нынешнюю российскую власть нелегитимной.


3. Общена-циональный характер КС

Тот факт, что избранный КС по своему составу не является КС именно оппозиции, то, что он не является каким-либо органом оппозиции, может огорчить (и, судя по многочисленным комментариям, уже огорчает) часть избирателей и наблюдателей, не видящих в созданном органе возможности реализации своих надежд и чаяний.

Однако с долгосрочной точки зрения реализованная модель существования и работы КС может оказаться не менее перспективной, чем если бы была реализована модель представительного органа исключительно оппозиции. Отсутствие сколько-нибудь значимых содержательных и политических фильтров при регистрации кандидатов в члены КС, избрание в него депутатов нынешней Государственной Думы (после избрания не покинувших ее), неготовность ряда членов КС признать нелегитимный характер нынешней власти, их демонстрационный отказ от требований переизбрания действующих президента и парламента, демонстрируемая ими публичная лояльность нынешнему режиму, вне всякого сомнения, лишает КС флера непримиримой оппозиционности.

Однако эти же факторы придают КС не менее, а, пожалуй, и более важное качество – характер общенационального представительства. В нынешнем КС представлены все значимые силы российского общества, в том числе и те, какие хотели бы (как и партии, представленные в нынешней Госдуме – от Единой России до Справедливой России и КПРФ) лишь влиять на нынешнюю власть.

Причем, как выяснилось недавно, возможности влиять на исполнительную власть, в т.ч. и непосредственно на ее главу – В.В.Путина, у некоторых членов КС многократно превышает таковые у подавляющего большинства членов Единой России, считающейся официальной опорой режима. Иными словами, нынешний КС по своему составу является не оппозиционным, а общенациональным органом представительства. Иными словами, альтернативным российским парламентом.


4. Стратегические преимущества КС перед ГД

Несмотря на меньшую численность своего состава и относительное (и временное) отставание по численности своих избирателей у КС, как альтернативного общенационального парламента, есть два принципиальных преимущества перед нынешней Государственной Думой.

Во-первых, круг существующих в российском обществе интересов оказался представленным через КС гораздо шире, чем через ГД. В отличие от ГД, в которой не представлены многие общественные и политические силы, реально существующие в России, в КС присутствуют все основные политические силы – от лоялистов режиму, просящих «оставить старика в покое», до сторонников «отправить его на нары». Как и в настоящем (в отличие от ГД) общенациональном парламенте.

Во-вторых, по крайней мере, сейчас КС – это действительно место для проведения общественно значимых дискуссий, в нем отсутствуют какие-либо запретные темы для обсуждения. Иными словами, КС в настоящее время (пока в зародыше) представляет собой более серьезную, более широкую и более ответственную модель общественного представительства и общенационального разговора, чем ГД.


5. Фракции в КС

Несмотря на нежелание некоторых членов КС даже произносить это слово жизнь все-таки взяла свое – в КС появились фракции.

Процесс блоко-, парти-, фракци- строительства начался еще во время выборов в КС с избирательных кампаний, обративших на себя внимание наибольшей подготовленностью и профессионализмом – «Гражданской платформы» и «Семь кандидатов семи проектов». Неудивительно, что представители именно этих групп быстрее других конституировались в качестве фракций КС – «Группы граждан (ГГ)» и «Группы Навального (навальновцы, ГН)».

Эти группы оперативно проявили себя и в медийном пространстве (в виде публично подписанных их членами заявлений) и в солидарных голосованиях на КС. Неизбежным ответом на это стала кристаллизация ряда других членов КС вокруг трех идеологических концепций – либеральной, левой и националистической, положившая началу формирования соответствующих фракций.

В промежуточном итоге можно говорить о появлении в КС по крайней мере пяти фракций (некоторые члены КС предпочитают эвфемизм «групп»): ГГ, ГН, либералы, левые, националисты.


6. Главный вопрос важнейшей дискуссии в КС

Среди вопросов, обсуждаемых сейчас в КС (и во всем российском обществе), центральное место несомненно занимает вопрос о власти. Точнее: вопрос об отношении к нынешней власти (вариант: об отношении к нынешнему режиму). Мнения некоторых членов КС и участников общенациональной дискуссии отражены, в частности, здесь.

На личностном уровне дискуссия получила широкую известность под названием «спор К. Собчак с А. Пионтковским» по вопросу об отношении к власти – влиять на нее или изменять ее. Многими комментаторами предлагались различные варианты названий для сторонников двух позиций в этой дискуссии – «адаптанты», «соглашатели» – с одной стороны, «революционеры», «непримиримые» – с другой. Представляется, что корректными терминами, не несущими заметной эмоциональной коннотации, являются термины «роялисты» (вариант: «лоялисты») и «республиканцы».

В самом деле: суть жарко дебатируемого вопроса заключается в том, могут ли граждане только «влиять на власть» (общаясь с ней путем петиций, воззваний, обращений, сепаратного лоббирования, частного коррумпирования, решая с ней свои житейские вопросы во сне и наяву) или же граждане сами имеют право избирать (и, естественно, менять) власть в ходе честных выборов.

В конечном счете вопрос сводится к тому, как участники дискуссии понимают природу нынешней власти в России.

Сторонники «царско-божественного происхождения власти», т.е. идеи, в соответствии с которой жители России (даже если они называют себя «гражданами», даже «Группой Граждан») могут лишь «влиять на власть», оказываются, естественно, «роялистами» («лоялистами»). Сторонники идеи, в соответствии с которой граждане сами (даже если они не называют себя гражданами) имеют право выбирать (и менять) государственную власть, оказываются «республиканцами».

Вопрос о том, какой может (должна) быть будущая власть, какую политику она будет проводить – либеральную, левую, националистическую, или какую-то иную – является вопросом вторичным по отношению к первичному вопросу о том, каков источник государственной власти – царско-божественный или же гражданско-республиканский.


7. Размежевание в КС по главному политическому вопросу

По главному вопросу, обсуждаемому в настоящее время в КС и российском обществе члены КС, как известно, размежевались. Предложенный для обсуждения и голосования на заседании КС 24 ноября проект Заявления о положении в стране и задачах протестного движения «От диктатуры клептократии – к демократической республике», подготовленный А. Пионтковским, содержит в себе два главных тезиса – о нелегитимности нынешней власти и о необходимости (и неизбежности) смены ее мирными средствами (в результате «мирной антикриминальной революции»). В поддержку проекта Заявления проголосовали республиканцы, составляющее относительное большинство членов КС, голосов которых однако не хватило для его принятия. Против принятия Заявления проголосовали роялисты, в том числе в полном составе фракции ГГ и ГН.


8. Суперфракция в КС

Не только совместное заявление относительно декабрьской протестной акции, но и голосования в КС (как по важнейшему вопросу нынешней повестки дня, так и по ряду других вопросов) достаточно четко выявило появление еще одной фракции – союза ГГ и ГН.

По сути дела в КС, похоже, появилась супер-фракция в составе, возможно, 16 членов КС (9 членов ГГ, 5 членов ГН, а также часто солидарно голосовавшие с ними И.Яшин и А.Винокуров), выступившая по ряду ключевых вопросов повестки дня с роялистских (лоялистских) позиций.

На наблюдателей, присутствовавших на заседании КС 24 ноября, произвело впечатление, что ГН выступает в этом союзе в роли младшего политического партнера, а идеологическим и организационным лидером не только ГГ, но и объединенной супер-фракции, судя по всему, является К.Собчак.

Получившаяся супер-фракция обладает очевидным преимуществом (по сравнению с другими фракциями) в доступе к медийным ресурсам («Эхо Москвы», телеканал «Дождь»), личными контактами с представителями нынешней власти, а также заметными финансовыми ресурсами. Наряду с «громким молчанием» Д. Быкова и В. Мирзоева супер-фракция также обратила на себя внимание уровнем дисциплины голосования по важнейшим вопросам, в чем она, судя по всему, не имеет себе равных в КС.

В то время как дисциплина голосования среди либералов и левых была далека от стопроцентной – некоторые из них голосовали не так, как голосовало большинство в их фракциях, члены супер-фракции голосовали единогласно – «как по команде», кроме того подкрепляя каждое голосование еще и голосами Т. Лазаревой и М. Шаца, отсутствовавших на заседании.


9. «Расчехление мурзилок»

Значимость проекта Заявления о положении в стране, поддержанного республиканской частью КС, а также нарастающая опасность провала проекта «талантливый молодой лидер ГГ, суперфракции, а, возможно, и всего КС» по достоинству оценили те, судьба кого непосредственно является предметом рассмотрения указанного проекта Заявления.

В результате заметно активизировался процесс, получивший в последнее время элегантное название «расчехление мурзилок». Основной автор Заявления, А. Пионтковский, а также авторы, поддержавшие его и заинтересовавшиеся эволюцией позиции К.Собчак по актуальным вопросам, подверглись массированной персональной атаке.

Указанным гражданам и их позиции были выданы такие оценки, как: «недостаток информации», «фантастичность», «слабоумие», «жалкая кучка маргиналов», «жалкие комичные персонажи, воющие с искривленными злобой лицами», «мракобесие», «радикальность», «отмороженность», «мастерство в клевете и оскорблениях», попытки «вовлечь неопытную молодежь» в «нацизм, холокост, борьбу с космополитами, сталинский процесс врачей...», совращение молодежи призывами «к совместной политической деятельности с нацистами, антисемитами и черносотенцами».

На фоне одновременного объявления теми же лоялистами «моратория на публичное обсуждение личностей членов КС» такая тщательно подобранная лексика весьма ярко оттенила способность лоялистов как отдавать отчет своим собственным словам, так и выполнять торжественно принятые на себя публичные обязательства.


10. Будущее КС

Для некоторых избирателей КС, рассчитывавших получить в лице нового органа эффективный инструмент по немедленной замене нынешней власти в России, первый месяц существования КС, возможно, вызвал чувства грусти и разочарования. Хотя такие чувства можно понять, они вряд ли являются обоснованными.

Штабом революции КС не является и вряд ли когда-либо им станет. Как не являлись такого рода штабами ни французские Генеральные Штаты в 1789 г., ни Четвертая Государственная Дума в феврале 1917 г., ни Второй Съезд Советов в октябре 1917 г., ни Съезд народных депутатов РСФСР в августе 1991 г. Штабы революции не выбираются всенародным голосованием.

Но вот тогда, когда нынешние нелегитимные органы власти в России окончательно утратят какую-либо общественную поддержку, в стране возникнет мощный спрос на легитимный орган национального представительства, пользующийся такого рода поддержкой.

И вот тогда будущим членам КС будущих созывов придется решать немало разнообразных вопросов в режиме гораздо более интенсивной, чем происходившая в последний месяц, работы.

Андрей Илларионов, ЖЖ

От диктатуры клептократии – к демократической республике

22 ноября 2012, 07:13

На заседании в ближайшую субботу членам Координационного Совета российской оппозиции предстоит не только обсудить вопросы организационного устройства, но и принять политическую декларацию – то есть определить политическое лицо Совета и вектор его деятельности на обозримое будущее.

Мы вместе с группой единомышленников (10 членов КС) внесли в повестку дня заседания следующий проект:

Заявление КС о положении в стране и задачах протестного движения (ПРОЕКТ)

Целью деятельности Координационного Совета российской оппозиции является практическая реализация резолюций митингов протеста на Сахарова и Болотной.

КС считает нынешний состав Государственной Думы РФ и президента РФ нелегитимными, а их так называемые выборы – неконституционным захватом власти в стране. Все принятые этим составом Госдумы репрессивные законы грубо противоречат Конституции РФ и направлены на осуществление ползучего тоталитарного переворота.

Курс, по которому ведет страну незаконная российская власть – хронически сырьевой характер экономики, циничное воровство правящей верхушки, кричащее социальное неравенство, деградация науки, образования, здравоохранения, алкоголизация населения, крах пенсионной системы, демографическая катастрофа – несовместим с жизнью страны как современного государства ХХI века.

Столкнувшись с ростом протестных настроений, правящая группировка переходит к откровенной диктатурe (похищения, пытки, организация показательных процессов). Вне сомнения, борьба за свободу политзаключенных является приоритетным направлением деятельности КС и всех участников протестного движения.

В этой драматической ситуации у народа России остается конституционное право и патриотический долг - мирная ненасильственная антикриминальная революция.

Инструменты мирной революции, штабом которой может стать КС, – массовые митинги, демонстрации, забастовки, просветительская и пропагандистская работа, кампании гражданского неповиновения с требованием ухода нелегитимной власти.

Важнейшей в этом ряду задачей КС становится разработка в кратчайшие сроки убедительной и для общества и для готовой из чувства самосохранения перебежать на его сторону части правящей «элиты» дорожной карты переходного периода от диктатуры клептократии к демократической республике: от дня 1 (отставка «президента») до выборов законных органов власти. Неотъемлемой частью этой задачи является наполнение конкретным правовым содержанием (проекты новой Конституции, избирательного законодательства) требований протеста: честных выборов, независимого суда, свободы собраний и объединений и т.д.

Этот переход должен стать ювелирной операцией по демонтажу криминального режима с одновременным сохранением атрибутов преемственности российской государственности.

Подобная трансформация неизбежно влечет серьезные риски. Необходимость её диктуется, однако, тем обстоятельством, что пролонгация существующего режима ведет уже не к рискам, а к неизбежной системной катастрофе.

Решающей для успеха протестного движения станет консолидация его сторонников по всей стране. КС будет способствовать созданию в ближайшее время региональных координационных советов.

Сам КС намерен не отрываться от своих избирателей, от протестного движения в целом. Наша обязанность – вовлечь в совместную работу всех, кто к ней готов. В частности, необходимо подключить к текущей деятельности КС не вошедших в его состав кандидатов, набравших значительное количество голосов.

Кандидаты на прошедших выборах и все зарегистрированные избиратели приглашаются стать участниками постоянно действующего Форума Свободной России. Мы считаем необходимым по всем принципиальным вопросам стратегии и тактики протестного движения и по формированию сценария переходного периода проводить обсуждения и голосования участников Форума. Все сторонники мирной смены режима в стране, не принимавшие участия в выборах, также приглашаются зарегистрироваться на площадке Демократия2 и присоединиться к Форуму как его полноправные участники.

Форум Свободной России должен стать современным электронным Вече отцов-основателей новой Демократической России. Становитесь ими и приближайте Вашу победу каждый день.


Члены Координационного Совета

Сергей Давидис
Антон Долгих
Андрей Илларионов
Владимир Кара-Мурза
Анна Каретникова
Гарри Каспаров
Борис Немцов
Андрей Пивоваров
Андрей Пионтковский
Петр Царьков

«Эхо Москвы»


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100