Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 49 (1029) от 4 декабря 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Полная потеря адвокатности

Олег Кашин openspace.ru

Бывшие адвокаты Pussy Riot Марк Фейгин, Виолетта Волкова и Николай Полозов изо всех сил пытаются остаться в истории, не понимая, насколько смешно это выглядит.

Такая гипотетическая ситуация: во время процесса, первого или второго, Михаил Ходорковский по какой-то причине отказывается от услуг одного из своих адвокатов — допустим, Генриха Падвы.

Генрих Падва в ответ разворачивает нечеловеческую активность, устраивает пресс-конференции, дает десятками интервью, пишет сотни твитов — доказывает, что Ходорковский зря от него отказался. По мере развития скандала адвокат высказывается о своем бывшем клиенте все более жестко.

Комментаторы — другие адвокаты, журналисты, просто наблюдатели — советуют Падве успокоиться, но он воспринимает эти советы как часть спланированной Кремлем кампании против него, против Падвы, и многие с ним согласны.

В статьях и блогах на эту тему часто встречается такая точка зрения, что власть, очевидно, использовала Ходорковского, чтобы дискредитировать Падву. У адвоката появляются собственные сторонники, которые уже не стесняются в выражениях в адрес Ходорковского, называют его вором и вообще всячески грубят, а адвокату наоборот, говорят и пишут слова поддержки: держитесь, мол, мы с вами, а власть и ее агент Ходорковский не добьются своего.

Дело ЮКОСа в общественном сознании превращается в затянувшийся скандал с участием Ходорковского и адвоката. Люди всерьез спорят о том, кто прав, не обращая внимания на абсурдность ситуации.

Предположу, что такого просто не могло быть в принципе. За годы, прошедшие с начала первого процесса над Ходорковским и Лебедевым, адвокатов у них сменилось столько, что можно уже говорить о новой массовой профессии — «адвокат Ходорковского».

Были те, кто выходил из дела, но эти выходы были такими тихими, что я даже не знаю, по каким словам искать информацию о них в поисковиках.

Если бы вдруг среди адвокатов Ходорковского нашелся какой-нибудь идиот, который счел бы свой выход из процесса более важным событием, чем арест Ходорковского, над ним бы, мне кажется, все смеялись.

И я не понимаю, почему не все смеются сейчас над тремя адвокатами, которые, приняв участие в другом громком процессе, искренне и всерьез воспринимают себя теперь как какую-то самостоятельную величину, против которой ведется кампания, организованная властью при участии бывших подзащитных. Это ведь действительно смешно.

Был суд над Pussy Riot — всемирно резонансный процесс, главное событие года или, по крайней мере, одно из главных в России. Судили трех девушек. Именно три девушки — Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич — главные действующие лица этой истории.

Присутствие же в этой истории адвокатов Марка Фейгина, Виолетты Волковой и Николая Полозова было обусловлено исключительно тем, что девушки до какого-то момента доверяли им свою защиту.

Потом ситуация изменилась, и Фейгин, Волкова и Полозов перестали быть адвокатами трех девушек. Фейгина, Волковой и Полозова в этой истории больше нет.

Остались вышедшая на свободу Екатерина Самуцевич, которой приговор заменили условным, и этапированные в мордовскую и пермскую колонии соответственно Надежда Толоконникова и Мария Алехина.

Дело Pussy Riot осталось делом Pussy Riot, в нем так и остался позорный даже по меркам российского правосудия процесс, бездоказательное политически мотивированное обвинение, циничная пропагандистская кампания, участником которой несколько раз становился даже сам Владимир Путин, повторяющий небылицы про чучело еврея и прочее в таком же духе.

В этом деле ничего не изменится до тех пор, пока приговор не будет отменен и пока девушкам не будут принесены извинения от имени государства.

Очевидно, это случится очень нескоро, но пока этого не случилось, история Pussy Riot продолжается. В истории Pussy Riot ничего не изменилось.

Три адвоката, когда-то защищавшие Толоконникову, Алехину и Самуцевич, после выхода из дела зажили какой-то самостоятельной жизнью, наверное, даже интересной. Они спорят об авторских правах и о товарном знаке, дают интервью, устраивают пресс-конференции, а их активность в твиттере — это вообще что-то невероятное.

Наверное, они хотят кому-то что-то доказать, ну или просто, понимая, что дело Pussy Riot было единственным в жизни каждого из них троих событием, интересным кому-то, кроме них самих и их близких, — понимая это, они пытаются на прощание, перед тем как исчезнуть навсегда из поля общественного внимания, погреться в лучах медийности впрок.

И даже за это осуждать их никто не имеет права, просто важно понимать, что вся их нынешняя публичная деятельность не имеет уже вообще никакого отношения к истории Pussy Riot, главными действующими лицами которой по-прежнему остаются Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич.

И то, что у адвокатов есть собственные сторонники, добрые и честные люди, которые искренне считают, что власть использует бывших подзащитных в кампании против адвокатов, свидетельствует только о том, что здравый смысл присущ не каждому из тех, кто следит за событиями в России и имеет о них какое-то мнение.

Олег Кашин openspace.ru


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100