фото

«ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА.

В рамках выставки «Великий Карл», произведения Карла Брюллова и его учеников из собрания Государственного Русского музея» в Приморской картинной галерее проходят лекции о творчестве художника. Одна из них, которую провела старший научный сотрудник галереи Ольга Алексеевна Батиевская, посвящена истории создания его картины «Последний день Помпеи».

– Карл Брюллов происходил из семьи потомственных художников, его отец занимался скульптурой по дереву. В 10 лет Карл поступил учиться в Санкт-Петербургскую императорскую академию художеств, в которой проучился 12 лет. В академии много внимания уделялось изображению человеческого тела, анатомии, преподавали не только художники, но и профессора из медико-хирургической академии.

– Настоящая фамилия художника была Брюлло. Брюлловым он стал в 1822 году после окончания Академии художеств, когда вместе со своим старшим братом Александром был направлен в Италию для совершенствования мастерства. Высочайшим указом император Александр I дал разрешение на поездку, русифицировав фамилию.

– Пенсионерами в 19 веке называли молодых людей, получающих пенсию (пособие) для обучения. Карл и Александр (он впоследствии стал архитектором) закончили Академию художеств с золотыми медалями. Пенсионерская поездка в Италию была оплачена Обществом поддержки художников, а добирались братья до Италии, посещая по дороге многочисленные европейские города, целый год. Карл полюбил Италию, где остался на 12 лет.

– Извержение Везувия произошло в 79 году н.э. Лава растеклась на 30 км, и за 2 дня несколько цветущих городов были погребены под семиметровым слоем пепла вместе со всеми жителями. В середине 18 века итальянские археологи начали расчистку Помпеи от застывшей лавы.

– При работе над «Последним днем Помпеи» помощь Карлу Брюллову оказали проживающие в Италии графиня Разумовская и наследник уральских промышленников Анатолий Николаевич Демидов. Разумовская, которая вначале заказала картину, возила художника на улицу Гробниц в Помпеи. Но опередивший ее Демидов, известный также как князь Сан Донато, составил договор с художником и заплатил за работу 15 тыс. рублей.

– Брюллов писал картину 6 лет – с 1828 по 1833 гг. Для исторической достоверности он тщательно готовился к работе: посещал музей античной древности, библиотеку, где изучил труды древнеримского писателя, историка и свидетеля катастрофы Плиния Младшего, сделал множество эскизов, рисунков карандашом, масляной краской. Когда он писал картину, то работал по 17-18 часов до изнеможения – его ученики даже часто выносили обессиленного художника с трясущимися руками из его мастерской.

– В Европе и России «Последний день Помпеи» произвел сенсацию. Прежде чем отправить написанную картину в Россию, Брюллов выставлял ее в итальянских музеях и Лувре, где получил за свой шедевр золотую медаль. Впервые на картине изображались реальные исторические события, а не историческая личность и не выдуманные библейские сюжеты. В новаторской картине-катастрофе соединились драматизм действия, эффекты освещения, характерные для романтического стиля, совершенная пластика фигур, свойственная классическому стилю.

Император Николай I за эту работу наградил художника орденом Св. Анны III степени и перстнем с бриллиантом. А заказчик и владелец картины Демидов подарил ее Николаю I, который впоследствии передал картину в Эрмитаж. «Последний день Помпеи» принес автору огромную известность в России и Европе, оказал большое влияние на русских художников, среди которых у него было много подражателей и последователей. Поэты, в том числе Пушкин и Баратынский, посвятили шедевру стихи.

«Привез ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день».

(Баратынский)

– Размеры картины – 4,5 м х 6,5 м. Такое большое полотно, конечно, было невозможно привезти на выставку. Русский музей предоставил эскиз картины и видеоматериалы, а также 70 подлинных живописных и графических работ Карла Брюллова, его соратников и учеников. Ольга Алексеевна провела посетителей по выставке, увлекательно рассказывая о творчестве великого мастера. «Вы как будто бы побывали и в Русском музее», – закончила она свою лекцию.

Выставка продлится до 13 января.

Елена Смирнова