7 октября спектаклем-концертом «Шекспир.Шостакович. Гамлет» в исполнении Евгения Миронова и Симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра завершился Второй Международный Тихоокеанский театральный фестиваль во Владивостоке. Зрители увидели разнообразные театральные постановки, привезенные из разных мест земного шара, даже самых отдаленных! Из них пять спектаклей представили современную мировую хореографию. Каждый из них был показан минимум два раза, для того чтобы билетов хватило всем желающим.
Спектакль открытия фестиваля «Кармина Бурана», показанный Кубинским театром современного танца, вызвал у зрителей, пожалуй, весь спектр эмоций – от непонимания и неприятия до бурного восторга. Неожиданная трактовка знаменитой кантаты Карла Орфа, написанной на стихи XII-XIII веков, сама по себе авангардна, а сочетание музыки, стилизованной под средневековую, и современного танца отражает то, как видит средневековые поэмы кубинский хореограф Джордж Сеспедес.
Второй танцевальный спектакль Тихоокеанского фестиваля, «Сион: Реквием по Болеро Равеля», также использует европейскую музыку. Несомненно, это самый печальный спектакль, ведь он основан на трагических событиях народов Африки. На сцене – кладбище с крестами и профессиональный плакальщик, скорбящий по умершим. Души умерших двигаются под гипнотическую музыку, в которой «Болеро» Равеля соединяется с пением a cappella в южноафриканском стиле «исикатамия», возникшем в начале ХХ века. Танцевальные движения основаны на традиционных танцах зулусов – движения неявные, мягкие, скрывающие эмоции. Этот стиль уходит корнями в скорбное прошлое африканского народа, как рассказали после спектакля артисты. Африканцев увозили на кораблях в рабство, женщин учили ненавидеть своих детей, ведь детей у них отбирали и тоже превращали в рабов. Запрещалось выражать свои эмоции. Много африканцев погибло – и рабы, и сбежавшие от рабства, а позже – заболевшие ВИЧ. Спектакль наполнен глубоким смыслом и по сути является танцевальным реквиемом.
Третий танцевальный спектакль фестиваля, Малево Экстрим, – мощное шоу мужской танцевальной группы Малево из Аргентины. Хореография основана на танце маламбо, традиционном аргентинском танце гаучо, к которому добавлены элементы фламенко и барабаны. Потрясающая техника и синхронность, отточенность движений, жесткий ритм, мужская энергетика производят очень сильное впечатление, спектакль смотрится на одном дыхании.
Два спектакля, включающих несколько одноактных балетов, привезла российская компания MuzArts. В них заняты артисты Большого театра, причем это ведущие солисты, примы и премьеры. И если «звезды» балета Санкт-Петербургского Мариинского театра периодически выступают на Приморской сцене, то «звезды» Большого, да еще и целое «созвездие», приехали во Владивосток впервые.
Один из этих спектаклей, «Modanse», – это два одноактных балета. Балет «Как дыхание» на барочную музыку Генделя поразил интересной хореографией, созданной итальянским хореографом Мауро Бигонцетти для солистов Большого, и виртуозным исполнением. Балет «Габриэль Шанель» – история знаменитой создательницы Дома моды, запечатленная в танце. Специально написанная красивая музыка, яркие эпизоды из жизни Коко Шанель, а также ее известные цитаты делают постановку объемной, оригинальной. «Легенда – это признание славы», – говорила Коко, сама ставшая легендой. В ее роли выступила богиня танца Светлана Захарова.
Второй танцевальный спектакль – «Postscript 2.0», состоящий из четырех современных балетов, разных по стилю. В одном из них, «Фавне», выступили по очереди два танцевальных гения. В первый вечер – гений классического балета Вячеслав Лопатин, во второй вечер – гений современного танца Ильдар Гайнутдинов, так что зрители могли сравнить разные школы и стили современной хореографии.
За две недели театрального фестиваля зрители получили массу ярких впечатлений, приобщились к высокому искусству, познакомились с культурой разных стран.