Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (624) от 24 февраля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Коллапс прокурорской системы

Иван Помнящий

С удивлением слышу 18 февраля по местному ТВ от прокурора края В.Василенко, что баллистические и прочие экспертизы по делу расстрела в прокуратуре Ленинского района города Владивостока только должны быть назначены. Как это понимать? Не поздно ли? Все участники этой трагедии похоронены неделю назад.

А вопросы все прибавляются... Концы с концами не сходятся. Журналистские расследования не удовлетворяют даже ссылками на знакомство с уголовными делами Андрея Е. и А.Власова. Вопросы не разрешены и ответы на них не даны: была ли в прокуратуре перестрелка или расстрел (сведения противоречивые); А.Власов сам взорвал свою машину (маловероятно), или подожгли ее наши доблестные правоохранительные органы (больше похоже на правду)?

Почему дело о хулиганстве было заведено позже, а не по факту? Почему увольнение по собственному желанию в связи с личными обстоятельствами подается как увольнение с определением о несоответствии прокурорской этике? Почему к “хулиганке” следствие (в котором сменилось несколько следователей) стремилось приложить и обвинение в организованной преступности и бандитизме?

Почему А.Власов шел с подготовленными листами признательных показаний именно к зам.прокурора Ленинского района А.Коневу? Если они были заготовлены, то случайность этой встречи исключается.

В этой неразберихе может появиться и совершенно абсурдная версия: а может быть всех хладнокровно расстрелял оставшийся в живых?! Почему им определяют правительственные награды (как-то безоговорочно) и дают каждому пострадавшему по $125 тысяч? А почему бойцам в Беслане, спасавшим детей и погибшим на служебном посту, ничего подобного не предлагают? Из какого бюджета и кто выплачивает сумму более 500 000 долларов? Почему в голове А.Власова височные и затылочные отверстия?

Почему у сильного всегда бессильный виноват, и честь мундира спасается заведомой ложью (например, обвинением в невменяемости и т.д.)? Почему подводят трагедию под фарс?

У всех нас богатый исторический опыт: все мы жертвы различных превращений, когда “белое” называют “черным”, и наоборот. Подводят под нужную концепцию неопровержимые доказательства, достают факты, привлекают свидетелей, фабрикуют “дела”... Общенародное недоверие к прокуратуре, милиции, суду явление застарелое...

После гибели А.Власова стали срочно собирать на него характеристики. Отовсюду: с места бывшей учебы, с места бывшей работы. Нигде бывшего заместителя Кировского района не ошельмовали.

На похоронах А.Власова собралась интеллигенция - врачи, учителя, служащие. Лиц, с растопыренными пальцами, которые после фильма “Бригада” видны за версту, не было. Дом, в котором жил А.Власов, обычный, скромный, с достатком средней интеллигентной семьи в наше время. Если бы были какие-то “саунские доходы”, это бы непременно вылезло. Собравшиеся проститься с А.Власовым испытывали боль, горечь и недоумение.

А что высматривали представители правоохранительных органов, сидящие в машине и записывающие на скрытую видеокамеру происходящее? В чем они хотели убедиться? Все проходило скромно и достойно. Сюда пришли люди, которые хотели выразить маме А.Власова искреннее сочувствие.

Крутились среди горестно скорбящих и журналисты, жадно вызнающие настроение толпы. Некто с фотоаппаратом снял траурный портрет, чтобы впоследствии представить в редакцию на обозрение всей стране. С фото смотрело умное лицо спокойного, с грустными, но вдумчивыми глазами молодого человека, который выглядел старше своих 24-х лет. Нет, такой не похож на парней из числа “братков”.

За информацией журналисты не побрезговали отправиться и на кладбище, и прийти к поминальному столу, чтобы посчитать, сколько народу пришло, и дать цифру, с пренебрежением ее занизив - 30-40 человек, но не отразить того факта, например, что приехавший из Кировки сослуживец, прощаясь с товарищем, сказал ему от имени Кировской прокуратуры, милиции, суда добрые и искренние слова.

Ничто не могло помешать прийти на похороны Антона Власова и его сокурсникам и преподавателям, в памяти которых он остался человеком порядочным, уравновешенным, принципиальным, честным, с чувством собственного достоинства, не способным к лицемерию, двуличию, лизоблюдству, лакейству, лихоимству и оборотничеству.

Не успел еще научиться. Не стал еще матерым и хладнокровным: а именно эти качества нужны, чтобы выстрелить в другого человека.

Трудно представить, что после 6-го февраля, когда семья собралась, чтобы отдать должное памяти отца, ушедшего год назад, Антон, убрав дом после гостей, готовился к кровавой расправе на следующее утро, устроив настоящий бой с поджогом собственной машины. Не-ве-ро-ят-но!

Что же произошло 7 февраля в прокуратуре Ленинского района? С одной стороны - блюстители закона, с другой - преступник, которого произвели в невменяемые и в “братка” бандитской сауны (“Ах, сауна, настоящий бандитский притон”, - расследует одна журналистка, рассказывая про нее “страшные” истории... Что, уже забыли скандал с предшествующим Устинову генеральным прокурором РФ Скуратовым, случившийся именно в сауне?).

Вызывает вопросы другое: столкновение людей, профессионально посвященных в казуистику юриспруденции, принадлежащих к одной системе, к одной прокурорской касте. Антон Власов был заместителем прокурора Кировского района, как и Андрей Конев - заместителем прокурора Ленинского района города. Тот, кто охраняет закон, располагает реальной властью над чужой судьбой и даже жизнью. И не всегда этой властью пользуется с целью установления истины.

Владивосток - город маленький, и нашлись те, кто вспомнил, что и А.Конев, и Н.Балашова, и А.Ли не безупречны в служении своему долгу (см. публикацию в газете “Арсеньевские вести” за 16.02.05). История с А.Власовым - это отражение общего состояния прокурорской власти, за которую несет ответственность В.Василенко. И А.Власов, и А.Конев, и Н.Балашова, и Т.Проскуровская - жертвы того произвола, исполнителями которого они стали.

До тех пор, пока не будут извлечены из происшедшего необходимые выводы и нравственные уроки, назревшего нарыва не вычистить. Пора менять краевого прокурора, потому что еще и этот случай продемонстрировал идейные принципы руководства краевой прокуратурой. Если не будут сделаны выводы - ничего не изменится, и начнется коллапс системы. Он уже начался, и не видит этого только заинтересованный.

Иван Помнящий.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100