Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (580) от 22 апреля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Обычный прокат

(без автора)

Летом Леонид Хмельницкий передвигается по Москве на самокате - привычка из Копенгагена, где он прожил несколько лет. В Копенгагене, а затем в Лондоне, Хмельницкий учился и держал небольшую переводческую контору.

В Москву он решил вернуться ради интересной работы - ему предложили руководить спецпроектами новостного сайта ntv.ru. Но одной работы ему было мало - он решил создать собственный бизнес.

Место для своего первого салона видеопроката Леонид Хмельницкий искал, тщательно изучая электронную карту Москвы и области, на которой показан каждый дом. Хмельницкий и его партнер Дмитрий Подземский выбирали спальный район - много жителей и низкая арендная плата. В конце концов выбор пал на подмосковную Сетунь.

Предприниматели поехали на место, посчитали количество домов, примерное количество жителей и решили, что это то, что надо. Сейчас, через год после открытия сетуньского видеопроката, они уже почти вернули вложенные в него деньги и открывают третий салон.

До открытия салона Хмельницкий был знаком с видеопрокатом лишь теоретически: видел, как работает прокат на Западе. Кроме того, работая переводчиком, выполнял заказы для компании Sony - переводил титры блокбастеров для DVD. Однако в Москве выяснилось, что один из его приятелей также хочет начать бизнес в видеопрокате и к тому же знает этот рынок на практике - несколько лет Подземский проработал продавцом в сети прокатов.

Первый салон, на 15 кв. м в сетуньском Доме культуры, открыли в апреле прошлого года. Собирались открыть еще осенью, но процесс затянулся. На регистрацию предприятия, поиск места, получение лицензии и т.п. ушло больше времени, чем они ожидали.

«Каждый документ тянет за собой еще семь, - рассказывает Хмельницкий. - Папка, в которой они у меня лежат, толще, чем список всех фильмов нашего видеопроката: лицензия, разрешение из Госкомитета по СМИ, справка из Госкомстата... На третий день я уже перестал задавать вопрос «почему», говорит Хмельницкий.

Они купили 2000 видеокассет. Новая кассета стоила 150-280 руб., сэкономили на том, что приобрели часть кассет у другого проката - б/у стоит дешевле. «Зато мы купили классные кассеты. Есть прокаты, которые начинают с 500 кассет. Мы решили этого не делать. Мы открывались весной и понимали, что если у нас не будет сразу хорошего выбора, то летом, когда все уезжают на дачу, мы вообще ничего не заработаем».

В первый салон было вложено около $10.000 (деньги, заработанные Хмельницким в Дании), из которых половина была потрачена на кассеты, 25% - на стеллажи, кассовый аппарат и прочее оборудование. Предприниматели рассчитывают, что продажи в первом салоне - около $ 2000 в месяц - позволят вернуть инвестиции в него уже в апреле этого года.

Впрочем, видеопрокат тем хорош, что кассеты, на которые приходится основная часть вложений, мало падают в цене и, если придется закрыть салон, их можно будет продать.

На заработанные в первом прокате деньги в ноябре прошлого года партнеры открыли второй, тоже в Сетуни. Правда, из-за ограниченного количества средств (во второй салон вложено вдвое меньше, чем в первый) выбор фильмов здесь гораздо скромнее и продажи примерно вдвое ниже, чем в первом салоне, - около $ 1000 в месяц. Примерно 15% от выручки видеосалонов уходит на покупку новых кассет, 40% - на зарплату сотрудников (сейчас их пять человек на два салона), 10% - на аренду помещения.

Салоны не объединены общим брендом. В районах, подобных Сетуни, пока нет необходимости тратить на это средства, объясняют предприниматели. Российский (даже московский) рынок видеопроката пока еще слишком молод. Фактически он появился после кризиса 1998 г. и еще не успел перейти под контроль производителей кассет и DVD, как это произошло в других странах.

«Мы хотели открыть обычный прокат», - подчеркивает Хмельницкий. И все же предприниматели стараются формировать ассортимент видеокассет, учитывая состав клиентов. В сетуньском Доме культуры работают кружки для детей, поэтому мамы с детьми - частая публика. «Мы покупаем больше мультиков и все время следим за тем, чтобы мультики у нас были всегда самые новые», - рассказывает Хмельницкий.

Рынок видеопроката еще не сформировался - не хватает обычных салонов, не то что специализированных. Законы, регулирующие эту деятельность, вступили в силу лишь в начале 1999 г. Поэтому фильмов, разрешенных к прокату, в России еще так мало, что набор кассет во всех салонах примерно одинаковый.

«Фильмы, которые идут в «Пушкине» или в «Кодаке-Киномире», точно будут кататься. «Мумия возвращается», например», - говорит Хмельницкий. Тем не менее в новом прокате, который партнеры сейчас открывают уже не в спальном районе, а в центре Москвы, ассортимент рассчитан на более взыскательную публику: предприниматели собираются закупить все существующие в России фильмы на языке оригинала, с субтитрами или вообще без перевода.

Бизнес-клуб.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100