Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 38 (1018) от 18 сентября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Как был создан «Приморский водоканал»

Анастасия Попова

НА ИСЧЕЗНУВШИХ МИЛЛИОНАХ
К нам в редакцию обратился Юрий Хабур. С его слов, он сейчас пытается доказать, что владевшее водохранилищами предприятие «ВКХ юга Приморья» обанкротили, как он считает, намерено, чтобы не платить около 166,5 миллионов рублей налогов, 117 миллионов рублей долга ДЭК и 28 миллионов рублей долга предприятию ООО «Восточные технологии».

ИЗ 40 ТЫСЯЧ СДЕЛАЛИ 140 МИЛЛИОНОВ

Оговоримся, что самого Юрия Валентиновича, как он считает, незаконно осудили за мошенничество и отмывание денег, связанное с компанией «ВКХ юга Приморья». Однако его уголовное дело и то, что он решил рассказать о «Водоканале», напрямую не связано. В принципе, эта история – продолжение приморского блокбастера о «неустановленном лице», Мещерякове, Книжнике.

Среди прочих лиц, которые, как считает Хабур, занимались неправомерным банкротством «Водоканала», он называет вице-губернатора Александра Костенко, нынешнего директора «Приморского водоканала» Петра Журавлёва и ныне осуждённого за взятку Александра Шишкина (знаменитая история о коврике с Путиным в туалете).

Юрий Хабур говорит, что сейчас по делу о банкротстве «Водоканала» (уголовное дело № 704422), потерпевшими являются три организации: налоговая недополучила средств на сумму 166,5 миллионов рублей. Эта сумма фигурирует в определении суда от 1 августа 2005 года. В данном определении суд признаёт налоговую кредитором «ВКХ юга Приморья». ДЭК хочет вернуть 117 миллионов рублей.

Эта сумма фигурирует в «Заявлении о преступлении» по ст. 195 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 197 (фиктивное банкротство) и ч. 1 ст. 201 (злоупотребление полномочиями без тяжких последствий) Уголовного кодекса РФ от представителя ОАО «ДЭК» Лагоши А.В. Также есть определение суда о том, чтобы признать энергетиков кредитором. ООО «Восточные технологии», пострадало на 28 миллионов рублей. Эта сумма фигурирует в определении суда о признании предприятия кредитором. Хабур представил документы, что есть и другие кредиторы, но, наиболее рьяно требуют вернуть деньги эти организации.

Со слов Хабура, компанию «ВКХ юга Приморья» была организована в 1999 году в пику Черепкову, чтобы деньги, которые платят люди за воду, поступали краю, а не Владивостоку.

– Предприятие было создано на базе Артёмовского узла с уставным капиталом 40 000 рублей. Забрали водохранилища у «Водоканала» и учредили компанию «ВКХ юга Приморья». За четыре года штат компании вырос до 1000 человек. Хотя, как я понимаю, задача компании и объём работ не изменились, как водохранилища поставляли воду, так и поставляют. Но тариф вырос, насколько я помню, в 2002 году он был 2,5 рубля, до 19,5 рублей, – говорит Юрий Хабур.

Как он рассказывает, как только создали компанию «ВКХ юга Приморья», переписали на неё часть имущества «Горводоканала», в уставе прописали уставной капитал 140 млн рублей.


ОТДАЛИ ИМУЩЕСТВО САМИМ СЕБЕ?

– Компания «ВКХ юга Приморья» каждый год не платила налоги, не платила некоторым поставщикам. В конце года у них возникала задолженность, они говорили: «У нас убытки, нужно поднять тариф».

Тариф им поднимают, но с долгами компания не рассчитывается, а люди за воду платят. Попробуй, не заплати, – говорит Юрий Хабур.

«ВКХ юга Приморья» просуществовало недолго. Как рассказывает Юрий Хабур, в 2003 году, изрядно накопив долгов, и получив неоднократные предписания федеральной службы по предупреждению банкротств, «ВКХ юга Приморья» начинает выводить имущество. 24 июня и 8 декабря 2003 года Шишкин пишет на имя Мещерякова письма, в которых просит принять в казну Приморского края переданное ему имущество. Аналогичное письмо Шишкин составляет на имя Книжника 5 апреля 2004 года.

26 мая 2004 года нынешний вице-губернатор Костенко, который, на тот момент, был и.о. губернатора – главы администрации края – назначает Шишкина генеральным директором «Приморского водоканала».

Как говорит Хабур, схема банкротства происходила просто: «ВКХ юга Приморья» отдало имущество в краевую казну, а потом, оставшись без имущества, заявило о том, что не может осуществлять деятельность, т.к. нет производственных мощностей. Предприятие имело многомиллионные долги перед ДЭК, налоговой и другими предприятиями.

19 июля 2004 года комитет по управлению государственным имуществом Приморского края издаёт распоряжение о назначении ликвидационной комиссии «ВКХ юга Приморья», Пётр Журавлёв, нынешний руководитель «Приморского водоканала», является членом комиссии и гендиректором «ВКХ юга Приморья».

В доказательство, что предприятие лишили возможности осуществлять уставную деятельность, Хабур приводит перечень объектов, которые Шишкин передаёт краю.

Оказывается, в производственных целях ни к чему использовать 588 объектов: десятка два водоводов, насосы, краны, трансформаторы, водопроводные сети, кабели, резервуары чистой воды, водохранилища, административное здание на ул. Верещагина, огромное количество автомобилей, и т.д., и т.п.

В уставе «Приморского водоканала» от 31 декабря 2003 года говорится, что уставной фонд составляет около 17 млн рублей, также в уставе закреплено владение третьим этажом здания по Некрасовской, 122, а в документах «ВКХ юга Приморья» это же здание является их офисом. Другими словами, предприятие было ликвидировано в 2004 году, а в 2003 году его административное здание принадлежит уже другому предприятию.


ЭКСПЕРТЫ УВИДЕЛИ МУХЛЁЖ В БУХГАЛЕТРИИ

Также в доказательство своих слов Хабур приводит экспертизы, в которых говориться, что бухгалтерские бумаги предприятия не соответствовали действительности. В частности, есть судебная экспертиза Минюста (в Хабаровске) от 14.10.2008 года, в которой обозначено, что целью деятельности «ВКХ юга Приморья» является эксплуатация переданного в хозяйственное ведение государственного имущества.

Далее в экспертизе приводят письма Шишкина об исключении имущества из хозяйственного ведения и пишут о том, что первым письмом Шишкин просит исключить из хозяйственного ведения имущеста на 17 млн, во второй раз – на 354,8 млн рублей.

Также в экспертизе отражено, что дебиторская задолженность «ВКХ юга Приморья» 01.01.2005 г. – 216 млн рублей, а на 05.09.2005 г. – 290 млн рублей. Задолжало предприятию МУП «ВКХ» и другие организации. Однако, как пишут в экспертизе, задолженность была уменьшена и не соответствовала действительности. Реально в 2005 году компания МУП «ВКХ» должна была не менее 381 миллиона рублей.

Также в экспертизе отмечают, что в 2004 году кредиторская задолженность у предприятия была 215 млн рублей. Кстати, в экспертизе также отмечено, что после передачи части имущества в ведение крайадминистрации уставной капитал был около 656 тыс., а отражено 113 млн. Таким образом, бухгалтерские документы искажены.

Хабур считает, что поскольку Журавлёв скрыл в исковом заявлении реальное положение дел на предприятии, банкротство можно назвать фиктивным (ст. 197 УК РФ). Однако, правоохранительные органы уже два года не возбуждают уголовное дело по этой статье.

Минюст в Хабаровске сделал и другую экспертизу, в которой прописано, что за второе полугодье 2003 года произошёл спад активов предприятия до 2 тыс. рублей, то есть, на 99,99%. И это снижение произошло в результате изъятия имущества комитетом.

Отмечается, что средства предприятия составляли: уставной фонд (140 млн), добавочный капитал (360 млн), также предприятие работало с прибылью, которая составляла 16-17 млн.

Юрий Хабур считает, что по закону предприятие должно было продать часть имущества, чтобы расплатиться с налогами и предприятиями, которым задолжало. Закон одинаков для всех, будь ты частный киоск или государственное предприятие. Задолжал – расплачивайся имуществом.

Но он не считает, что предприятию реально было нечем платить (как мы знаем, у него существовала прибыль), он считает, что смысл был в другом – увеличивать тарифы, делая вид, что предприятие на грани банкротства (хотя есть основания думать, что это было не так), а потом быстренько создать такое же, переписав на него всё имущество (не будем забывать, что распоряжением Костенко Шишкин сам переходит в «Приморский водоканал»), а долги (вернее, не долги, а миллионы, которые не хочется платить) оставить практически не существующему предприятию-банкроту.

– Заметьте, тарифы они оставили старые. Но... почему люди должны платить по тарифам, которые сформировались с учётом многомиллионных долгов перед налоговой и другими структурами? У «Приморского водоканала», когда он был основан, никаких долгов не было, насколько я знаю, а тарифы только растут, – подводит итоги Юрий Хабур.

Анастасия Попова


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100