Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 32 (1012) от 7 августа 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Агент, не агент?

Лев ПОНОМАРЕВ

В последние месяцы работы Государственной думы, в весенней сессии по инициативе «Единой России» принята целая серия законов, направленных против гражданского общества – против гражданских активистов, журналистов и правозащитников.

Закон об НКО требует от правозащитных организаций, если они получают западные гранты и пытаются влиять на общественное мнение и принятие государственных решений, что расценивается в законе как политическая деятельность, добровольно зарегистрироваться как «НКО, выполняющие функции иностранного агента».

25 июля мы с Людмилой Михайловной Алексеевой от имени двух организаций – Московской Хельсинкской группы и Движения «За права человека» обратились с открытым письмом к президенту США с просьбой ответить, являются ли наши организации агентами США.

Почему мы это сделали? Дело в том, что депутаты «Единой России», являясь в основном пропагандистами и агитаторами «за Путина», забыли, что закон – это дело серьезное. Дело в том, что в законе должны быть объяснены все термины, которые там приводятся. Толкования слову «агент» в законе об НКО не дается. А вот в Гражданском кодексе РФ и вообще в гражданском праве статус агента и отношения агента (исполнителя) и принципала (т.е. того, кто дает задание агенту) расписаны хорошо. Там, где есть агент, обязательно должен быть принципал. Нельзя быть агентом либеральной идеи, западных ценностей и проч. Только конкретное лицо – физическое или юридическое – вправе давать задания или поручения агенту. Именно в этом смысле и был сделан запрос президенту США – раз деньги идут из кармана американских налогоплательщиков, то уместен вопрос: существуют ли между США и нашими правозащитными организациями отношения агентов и принципала – так, как их трактует российское законодательство.

На все возражения о том, что можно быть тайным агентом, отвечу сразу – на очереди и запрос в ФСБ – пусть ответят: являются ли наши правозащитные организации тайными агентами, в смысле – шпионскими организациями?

Эти замечательные люди, депутаты «Единой России», намеревались использовать негативный для русского уха термин «иностранный агент», чтобы запугать независимые правозащитные организации. Но они не думали, что принятие такого антиправового закона выйдет на международный уровень. Посмотрим, как будут развиваться события.

Лев ПОНОМАРЕВ


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100