Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 28 (956) от 12 июля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Крылья над морем

Ю. ФИЛАТОВ

17 июля – День авиации Военно-морского флота России. Установлен приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом России 15 июля 1996 г. в память победы русских морских летчиков в первом в истории морской авиации воздушном бою c германским авиаотрядом над Балтийским морем 17 (4) июля 1916 г.

Это был первый бой истребителей С-10 конструкции Игоря Сикорского. Они были созданы выдающимся русским авиаконструктором как самолеты прикрытия «летающих крепостей» того времени – тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Но 16 июля им пришлось защищать от налета немецких бомбовозов и истребителей русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа. Это был первый воздушный бой летающих лодок. Но это событие не было первым участием русской морской авиации в Первой мировой войне.

Несмотря на то, что первый самолет создал морской офицер Александр Можайский, первые авиаторы над водой летать не любили. Лишь после перелета Луи Блерио в 1909 г. из Франции в Англию через Ла-Манш самолеты появились над морем. И на авиационном празднике 1910 г. жители Кронштадта восторженно встретили первых авиапассажиров из Петербурга на самолете, который пилотировал первый русский морской лётчик Дорожинский.

На Парижской авиационной выставке 1912 г. спортивный гидросамолёт уроженца Владивостока Якова Гаккеля был удостоен серебряной медали. Для полярной экспедиции ледоколов «Вайгач» и «Таймыр» в июне 1914 г. во Владивосток был доставлен самолёт-амфибия, пилотируемый капитаном II ранга Александровым.

А 21 августа 1914 г. начались первые полеты русских летчиков в небе Арктики. В поисках пропавшей экспедиции старшего лейтенанта Георгия Седова военный летчик Яков Нагурский совершил несколько полетов над Ледовитым океаном. Первое военно-морское авиаподразделение было создано на Черноморском флоте приказом от 19.04.1911 Морского министра адмирала Григоровича. Началась Первая мировая война, и гидросамолёты включили в состав флотов все воюющие стороны.

Слишком незначительная для применения в морском бою длительность полета заставила моряков искать способ доставки самолетов к месту боя. Этим занялись черноморцы. В 1908 г. в состав Военно-морских сил Черного моря был включен «Алмаз» – единственный крейсер 2-й Тихоокеанской эскадры, прорвавшийся через Цусиму во Владивосток. Его и решил использовать командующий Эбергардт для транспортировки гидросамолетов – разведчиков. Они прекрасно вели дальнюю разведку и корректировку артиллерийского огня главного калибра русских линкоров. 17 ноября 1914 г. линкоры «Святой Евстафий», «Святитель Пантелеймон» и «Иоанн Златоуст» вышли из Севастополя и взяли курс на турецкий порт Трапезунд. Корректировка самолётов «Алмаза», несмотря на густой туман, скрывавший порт, сделала огонь кораблей достаточно эффективным.

Положительно оценив первый опыт, командование флота решило увеличить авианосный отряд. Были переоборудованы под авианесущие транспорты пароходы Добровольного флота «Николай I» и «Александр I». Каждый смог принять на борт по 7 самолетов (как говорили тогда, аппаратов) М-10, конструкции Григоровича и летно-техническую команду. 6 ноября 1916 г. эскадра русских кораблей, в состав которой были включены и авиатранспорты, подошла в турецкой военно-морской базе Зонгулдак.

Артиллерийским огнем и бомбами с гидросамолетов портовые и оборонительные сооружения были настолько разрушены, что турецкий флот не смог до конца войны этой базой пользоваться.

На Балтике русские самолеты были полными хозяевами неба. И если в начале войны легкие гидросамолеты могли брать не более двух бомб, и вели в основном авиаразведку, то в 1916 г. конструктор Дмитрий Павлович Григорович смог установить бомбардировщик «Илья Муромец» на поплавки. И на немецкие корабли в Моонзунде обрушились сотни бомб. Его же летающая лодка М-9 долго держала первенство в скорости, и успешно отгоняла от русских кораблей германские аэропланы. Корабельная зенитная артиллерия в то время еще не была изобретена.

Немецкие авиаконструкторы вооружили свои бомбардировщики пулеметами. Бороться с ними русским истребителям стало намного труднее. Дмитрий Павлович вновь сел за расчеты. 21 августа 1916 г. в небо взлетела «Чайка», первый в мире бронированный самолет – морской истребитель М-11 конструкции Григоровича. С тех пор «Чайки» гоняли любые германские самолёты по всёму небу Балтики.

Тогда же прославился балтийский морской летчик А. Прокофьев. Из-за случайного взрыва легкой бомбы в кабине гидроплана лейтенант потерял нижнюю часть ноги. Офицеру изготовили протез, и он продолжал вести воздушные бои, неизменно выходя из них победителем. Принимал Прокофьев (уже на протезе) участие в знаменитом бою 17 июля. Александр Николаевич один германский самолет сбил лично и один в паре с лейтенантом Дитериксом. По возвращении на базу пилот, легко раненный в руку, пересчитал пробоины в самолете. Их оказалось около тридцати. За этот бой мичман Прокофьев получил чин старшего лейтенанта и золотое Георгиевское оружие. Но по распоряжению матросско-анархистского Центробалта старший лейтенант Прокофьев в начале 1918 г. был демобилизован.

Александр Николаевич из Петрограда переехал в Приморье. Здесь он недолго прослужил в Спасском авиаотряде, занимаясь ремонтом самолетов, а в начале двадцатых вместе с другими бывшими офицерами бывший старший лейтенант Прокофьев перебрался во Владивосток, а затем в Америку. Там он получил известность как конструктор легкомоторных спортивных гидропланов. Его и приводил в пример (в романе Бориса Полевого) оставшемуся без ног летчику Мересьеву комиссар Воробьев.

Во время Первой мировой войны большая часть морской авиации была сосредоточена на Балтике и в Севастополе. Во Владивостоке остались лишь несколько гидросамолетов для связи с постами в отдалённых заливах и бухтах. Воссоздание её началось с 1922 г. Некоторые самолёты удалось отремонтировать, несколько исправных летающих лодок бросили на о. Русском американцы. Стали поступать гидропланы с Балтики. В соответствии с советско-японским соглашением, Морские силы Дальнего Востока были переведены на Амур. Там и стала создаваться Тихоокеанская военно-морская авиация.

Её летающие лодки примут участие в первой из войн, которые будет в дальнейшем вести СССР. В 1929 г. возник конфликт между китайскими властями и советской администрацией КВЖД. Пекинское правительство сосредоточило в Маньчжурии крупные силы. В октябре на этой территории войска Особой Дальневосточной армии и Дальневосточной флотилии провели на её территории несколько превентивных боевых операций. В них принял участие и 68-й Отдельный речной отряд гидросамолётов. Гидропланы нанесли бомбовые удары по кораблям Сунгарийской флотилии противника и крепости Лахасусу (Тунцзян). Это помогло вошедшим в Сунгари кораблям Дальневосточной флотилии высадить на берег 2-ю Приамурскую дивизию, части которой овладели городом и крепостью. Принимали авиаторы отряда участие в окончательном разгроме китайской флотилии у Фугдина (Фуцзин).

В 1934 г. лётчикам-тихоокеанцам полка им. В.И. Ленина пришлось снимать с дрейфующих льдов Арктики челюскинцев. На самолётах ТБ-2 предстояло переправить на материк 104 человека. Но нужно было ещё найти лагерь челюскинцев среди полярных льдов. Это можно сравнить только с поисками иголки в стоге сена. Тихоокеанцы с этим справились, и 5 марта 1934 г. военлёт Ляпидевский доставил в посёлок первую группу. Эвакуация прошла организованно и вскоре была завершена.

16 апреля 1934 г. Постановлением ЦИК СССР было учреждено почётное звание Герой Советского Союза. Первыми его были удостоены участники спасательной операции: лётчики Водопьянов, Доронин, Каманин, Левавневский, Ляпидевский, Молоков и Слепнёв.

Морская авиация ТОФ принимала участие в завершающих боях Второй мировой войны. Её самолёты наносили бомбовые удары по японским укреплениям на Курилах, Сахалине и в портах Кореи.

В бою за порт Юки штурмовик младшего лейтенанта Янко был подбит. Лётчик направил пылающую машину на здание штаба укрепрайона.

Для освобождения военно-морской базы Порт-Артур и порта Дальний были направлены десанты на летающих лодках. Воздушные корабли совершили посадку прямо на акватории портов, гарнизоны которых капитулировали.

Дальнейшее развитие морской авиации пошло и по пути строительства авианосных кораблей (таких как «Пётр Великий»), самолётов, способных взлетать с палубы, и подготовки лётчиков, умеющих выполнить этот взлёт. Их в военно-морской авиации России пока немного. Успешнее шло создание могучих летающих лодок, легко преодолевающих воздушное пространство над океаном, и стремительных истребителей, способных встретить «летающие крепости» противника у морских границ.

И сейчас в небо уже поднимаются самолёты новых конструкций, и военно-морская авиация по-прежнему будет стоять на страже неба над морями России.

Ю. ФИЛАТОВ


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100