Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (949) от 24 мая 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Журналистов обвинили в экстремизме и – оправдали!

Анна Селезнева по материалам Фонда защиты гласности

Два года тянется судебный процесс по делу дагестанских журналистов – они критиковали работу милиции, а их обвинили в разжигании вражды и ненависти к социальной группе «сотрудники милиции».

Судебное дело тянется уже три года. Наконец, 19 мая поставлена точка.

Федеральный судья Ленинского района Махачкалы (Республика Дагестан) Шарапудтин Гаджиев оправдал журналистов дагестанского еженедельника «Черновик», обвинявшихся в совершении преступления, в возбуждении социальной ненависти или вражды по отношению к социальной группе «сотрудники милиции» (ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), сообщил журналист Магомед Магомедов.

Суд установил, что уголовное преследование должно быть прекращено «в связи с отсутствием события преступления» и закрепил за журналистами право на реабилитацию и возмещение вреда.

Уголовное дело в отношении сотрудников «Черновика» – главного редактора издания Надиры Исаевой и журналистов Артура Мамаева, Биякая Магомедова, Магомеда Магомедова и Тимура Мустафаева – было возбуждено 31 июля 2008 года. Журналистов обвиняли в разжигании вражды по отношению к социальной группе «сотрудники милиции».

Выражалось это, по мнению обвинения, в подготовке и публикации ряда статей, в которых подвергались критике деятельность правоохранительных органов и спецслужб.

В основу обвинения журналистов в экстремистской деятельности легли экспертные заключения главного эксперта специальных экспертиз ЭКЦ ГУВД по Краснодарскому краю, подполковника милиции Сергея Федяева и заместителя начальника Южного регионального центра судебной экспертизы Минюста России в Ростове-на-Дону Сергея Шипшина.

Первый в своих заключениях утверждал, что в отдельных публикациях есть признаки разжигания социальной ненависти и вражды, а второй установил использование журналистами манипулятивных приемов, с «помощью которых создается положительный образ боевиков».

В ходе судебного процесса, который длился почти три года, журналисты и их защитники – адвокаты Абдула Магомедов, Ахмед Сулейманов и Сулейман Азуев – поставили под сомнение экспертные заключения, на которые опиралось гособвинение и потребовали проведения нового исследования газетных публикаций.

Результаты новой экспертизы, полученной 4 мая 2011 года и проведенной шестью сотрудниками РФЦСЭ при Минюсте России, показали, что экспертные заключения психолога Шипшина и лингвиста Федяева необоснованны. К примеру, в отдельных случаях Шипшин позволял себе домысливать наличие в публикациях элементов манипуляции, а Федяев, при формулировке выводов (как промежуточных, так и окончательных) использовал несуществующее в лингвистической науке понятие «семантико-дефинитивный мотив коннотации негатива», что приводит к необоснованности этих выводов.

Результаты повторной экспертизы не устроили обвинение: гособинитель Рашид Абакаров просил суд направить публикации «Черновика» на дополнительную экспертизу, но уже к экспертам ФСБ. Однако суд в этом ему отказал.

18 мая, когда подсудимым, согласно УПК РФ, было предоставлено последнее слово, и 19 мая – в день вынесения приговора – обвинение на суд не явилось!

Анна Селезнева по материалам Фонда защиты гласности


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100