Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 13 (941) от 29 марта 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Это сильнее меня

Эксклюзивное интервью Олега Паденко для «АВ», г. Москва

Актёр, лицедей, скоморох, притворщик – это в одном лице всё он – Александр Яковлевич Михайлов, народный артист России, лауреат многих премий, наград, призов, кавалер разных орденов, среди которых «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Когда любимцу миллионов кинозрителей исполнилось 65 лет, его с юбилеем поздравил президент РФ Дмитрий Медведев и подчеркнул: «Творчество артиста – одно из лучших среди наследия российских актёров. Талантливо сыгранные им герои стали близки и дороги представителям разных поколений».

– Особое свойство профессионализма?

– Лично у меня это 40 с лишним лет жизни. И я имею право о том говорить своим студентам во ВГИКе. Я им сказал, что, может быть, никакой не педагог. Но мои герои в 60 фильмах, множество театральных ролей дают право вам что-то передать.

Главное, чего хочу – постараюсь сохранить их корневую систему, то, что им дали предки. Не позволю засохнуть, буду поливать ростки, листочки, цветы, которые распускаются и благоухают в моих руках. И, конечно, дам ребятам почувствовать свою профессию, понять, что такое правда и неправда, образ и безобразие, то есть, без образа.

– Александр, в вашем творчестве профессионализм имеет особое свойство. Вы набрали в свою мастерскую из 2500 претендентов всего 25 студентов. Сейчас это уже третий курс. А по какому критерию их отбирали?

– По критерию внутреннего свечения. Оно есть не у каждого. Вот идёшь иногда по улице, и вдруг в толпе на ком-то раз, и остановился. Тебя привлёк в человеке внутренний свет, его хочется проводить взглядом, согреться теплом этого света. Или по внутреннему стержню выбирал ребят.

Одну девочку, например, попросил сыграть этюд берёзки. Она старается, изображает, я развиваю тему: вот ветер тебя гнёт ниже-ниже и – ломает. А она вдруг встала и говорит: «Нас не сломаешь!» Взял без сомнения. Вижу: пока не ошибся. Что получится, время покажет.

На океан за тельняшкой

– Это сейчас. А прошлое, корни самого Александра Михайлова – в Забайкалье, где обосновались его родители из донских казаков. Там он родился в посёлке Оловянная под Читой. Позже семья переехала в Цугольский дацан Бурятии у реки Онон, где, по преданию, родина Чингисхана. А потом обосновались на станции Степь.

Жить тогда было очень непросто. В голодные послевоенные годы после того, как неожиданно сгорел их дом, ютились в землянке с мамой Степанидой Наумовной. Она всю себя отдавала сыну. Трудилась посудомойкой, прачкой, санитаркой, простой рабочей была – шпалы таскала. Но при том оставалась истинным самородком – пела народные песни и частушки под балалайку, которой прекрасно владела. Старенький инструмент до сих пор хранится у Александра как самая дорогая реликвия.

– А почему, Александр, чуть не из центра материка – и на Тихий океан?

– Всю жизнь бредил морем. Дважды сбегал из дома, чтобы поступить в Нахимовское училище тогда в Ленинграде, но ловили и возвращали. И всё-таки после 7 класса убедил маму уехать во Владивосток. Там хотел поступить в мореходку. Но не хватило возраста. Тогда упросил её найти ремесленное училище, где вместе с формой выдавали тельняшку. В нём у бухты Диомид и получил специальность слесаря.

Но к морю всё равно пришёл. Однажды поднялся на борт рыбацкого рефрижератора «Ярославль» – прямо в каюту капитана. И сходу – хочу быть моряком. Опытный судоводитель, под началом которого десятки человек, понял и принял. Через три месяца стал профессиональным мотористом. Ходили по Охотскому, Беринговому, Японскому морям, добирался до Бристольского залива, Аляски, Сахалина, Камчатки, там принимали с сейнеров добытую селёдку и шли на выгрузку во Владивосток или Находку.

Может, и сейчас бы бороздил солёные просторы, да судьба вмешалась. Во время мощного шторма в промысловом районе случилась беда – погибло несколько рыболовецких судов вместе с экипажами, но наш рефрижератор уцелел, только тогда у меня появилась на висках первая седая прядь. Мама сказала: «Или я или море». Я выбрал маму.

Где в артисты берут?

Александр списался на берег и некоторое время работал электромехаником на заводе и швейной фабрике. Но однажды он случайно оказался на дипломном спектакле Института искусств в театре, где выпускники давали «Иванова» Чехова, а в главной роли играл будущий знаменитый актёр Валерий Приёмыхов. Александр испытал сильнейшее потрясение от увиденного и буквально заболел сценой. Часто сидел на крутом обрыве под сопкой Орлиной, где находилось здание института, и завидовал тем, кто учился в этом храме муз.

– Долго завидовал?

– Мне понадобился ещё год, прежде чем я решился поступить на актёрский факультет. Но к тому времени сроки приёма прошли. Однако повезло – будто специально. Иду и вижу бумажку: «Объявляется дополнительный набор на театральный факультет». Я как стоял, так и рванул туда. И к вахтёрше: «Где тут в артисты берут?»

Встретила меня великая женщина Вера Николаевна Сундукова, мой первый наставник. Велела выучить хотя бы басню и прийти завтра. Всю ночь зубрил. А утром меня приняли. Как понимаю, авансом. Потому что читал ужасно и пылал, как факел. Может, боялись, что на их глазах помру.

Первые два года постоянно был на грани исключения, причём сурово – «за профнепригодность». Но тут на экзамене по мастерству сыграл Нагульнова из «Поднятой целины» Шолохова. И во мне произошёл своеобразный перелом, педагоги поверили в меня, а я – в себя, наконец.

Это сильнее меня

Первая роль в Приморском драматическом театре имени Горького, куда его распределили после окончания института искусств. Он сыграл Раскольникова в спектакле по роману Достоевского «Преступление и наказание». Роль, как известно, для актёров тяжёлая, ему тоже далась непросто. Он со свойственной ему жадностью вгрызался в материал, испытывал внутреннее потрясение, падал в обморок от духовного истощения, по ночам во сне по нескольку раз убивал топором старушек, но сыграл. Единственный раз. Потом старался всячески избегать исполнения Родиона на сцене.

А вот первый фильм «Это сильнее меня» стал для Михайлова доброй путёвкой в кинематограф – его стали приглашать на главные и, в основном, положительные роли. Хотя до этого он успел 10 лет проработать в Саратовском академическом театре драмы вместе с Олегом Янковским, создав сложные и многогранные образы русского и зарубежного классического репертуара.

– А как в Москве оказался?

– Предложил Всеволод Якут, актёр театра имени Ермоловой, с которым сыграл в фильме «Белый снег России». Прямо в аэропорту он сказал – приходи к нам. Думал минут 15 и согласился. На столичной сцене моими первыми ролями стали Историк в спектакле «Я – человек» и доктор Астров в «Дяде Ване».

А самая любимая роль в кино – крепостной Иван Флягин в романтической драме Ирины Поплавской по роману Лескова «Очарованный странник». Потому что образ главного героя – судьба всей России. Произведение очень современное, чуть ли не сегодняшний день с его, в частности, кавказскими проблемами. «Ведь если что не так, – говорит с экрана герой Михайлова, – я сниму монашескую рясу и амуничку военную надену. Мне за русский народ пострадать хочется».

Девятый вал успеха

Это, зная Александра, кто-то про него по-морскому сказал, когда он, получив первое признание зрителей, начал активно сниматься в разножанровых фильмах. За 10 лет – 17 киноработ. Таких как «Бешеные деньги» Евгения Матвеева, «Карнавал» Татьяны Лиозновой, «Одиноким предоставляется общежитие» Самсона Самсонова, «Змеелов» Вадима Дербенёва, «Отряд особого назначения» Вадима Лысенко, «Любовь и голуби» Владимира Меньшова, «Мужики» Искры Бабич. Почти все до сих пор лидеры отечественного проката.

За два последних фильма на Александра обрушилась поистине всенародная слава. А сыгранные герои Михайлова Вася Кузякин и Павел Зубов сделали актёра лауреатом престижных премий, его дважды признавали лучшим актёром страны по опросу журнала «Советский экран».

Одновременно Александр Михайлов – один из ведущих артистов Малого театра. На старейшей московской сцене он сыграл яркие роли в произведениях классических и современных драматургов, наиболее известным из которых стал спектакль по пьесе Алексея Толстого «Царь Иоанн Грозный». Здесь актёр сумел со свойственной ему точностью и вкусом достичь истинно трагических нот, заставляя зрителей испытывать некое мучительное сострадание.

– Трудно было добиваться сценической истины?

– Непросто. Пришлось изучить исторические источники о царе, понять и донести до зрителя, что он, Иван Васильевич, по расхожему мнению, не кровожадный злодей, а яркая и выдающаяся личность своей эпохи с трагической судьбой и вынужденными решениями.

Этому я учу студентов – познай то, что намерен воплотить, и это станет правдой осмысления образа, что есть профессионализм в любом ремесле.

– Слава не породила ту самую «звёздную болезнь»?

– Однажды знаменитая Эдита Пьеха посоветовала: «Когда у вас появляется корона – её надо сшибать. Погоны, ордена, медали, аплодисменты – всё это надо сбрасывать». Так и поступаю.

– А какого героя вы бы хотели сыграть, но не удалось?

– Князя Мышкина. Гамлета. Это некий потолок, который венчает творческий путь актёра. Не срослось. А теперь уже никто не предложит. Возраст.

– А если цвет, свет, грим, подтяжка – душа-то молодая всегда, а вы большой артист с естественными амбициями?

– Нет, не буду этого делать никогда. Великая итальянская актриса Анна Маньяни однажды по такому же поводу заметила: «Не прячьте моих морщин, они слишком дорого стоят».

А князя Мышкина не брошу. У меня цель – поставить по Достоевскому с моими выпускниками дипломный спектакль «Идиот». Уже сейчас приглядываюсь, кому из ребят какая роль подойдёт.

– Вы педагог, но театральную форму сохраняете?

– Это как дышать. Много езжу с концертами – всю Россию объездил и не по одному разу. За рубеж часто приглашают, в Канаде был, в Германии, других странах. Дважды добирался до Северного полюса. Обещают пригласить на Южный, пока не знаю, соглашусь ли.

В антрепризных спектаклях долго живу. У меня их два, оба мне интересны. Это комедия «Любовь – не картошка, не выбросишь в окошко», где партнёрами прекрасные актёры Нина Усатова и Игорь Скляр, а ещё комедия «Старая дева», в которой мы целых 12 лет играем с необычайно талантливой Инной Чуриковой. Он идёт с огромным успехом, и мы сейчас везём его в Израиль.

– Но вы также под свою гитару поёте на сцене, радио, телевидении. Откуда это у вас?

– От деда, который служил в Семёновском полку. Ведь казак без песни, как без коня и шашки. Ещё в Малом театре я составил концертную программу «Экология души» из русского и казачьего фольклора, песен военных лет, романсов. Сам их собираю и с удовольствием пою, потому что душой чувствую.

– А ведь есть ещё фестиваль, единственный за Уралом – «Спорт и культура», который создал Михаил Евдокимов, трагически ушедший из жизни?

– Да, мы, верные его друзья – я, Александр Маршал, Александр Панкратов-Чёрный, Евгений Ловчев, другие дали слово Михаила Сергеевича не предавать, и вот уже 19 лет подряд каждый год его детище продолжаем. Я президент этого фестиваля и всегда поражаюсь, как гала-концерт идёт с 3 часов дня и до 12 ночи без перерыва, а огромное количество народа не убывает. При этом играют в волейбол и футбол 14 команд, одна из которых – девичья. А награждает их тот же легендарный спартаковец Егор Титов. Для ребят это большая честь – получить из рук корифеев медали имени Михаила Евдокимова.

– У вас очень живые, цепляющие, трогательные герои, сейчас таких в кино практически нет. И вас почти не видно в новомодных сериалах, почему?

– Мне часто присылают сценарии фильмов, которые я называю «пукалки». Ужас, кровь, убийства, погони, а между ними – любовь. Это проходящее, исключительно ради денег и мелькания на экранах. Как и участие в рекламе или разных низкопробных шоу, к которым приучают молодёжь к телеклубам с бездарным юмором ниже пояса и бесстыдным безобразием. Это не для меня. Нравственную планку занижать нельзя. Хотя те же банки предлагали большие суммы гонорара. Конечно, ни в коем случае не осуждаю коллег, ведь жизнь сложна и это их право – как выбираться из проблем.

Я снялся в прекрасном фильме Владимира Тумаева «Разжалованный». Про приговорённого к расстрелу комбрига, который чудом спасается и рядовым продолжает воевать. Но где кинолента? Пока никто не видел. Или другой фильм – «Круиз» Игоря Ромащенко, где я сыграл бизнесмена с хорошими бурлацкими корнями. И он уже три года лежит на полке. Я как-то спросил прокатчиков – почему? Ответ был: трупов в нём нет. Потому не берут. О каком тут профессионализме говорить?

– Не пробовали режиссёром побывать?

– Пробовал. В частности, удалось снять фильм «Только не уходи» про трагическую любовь, с настоящими человеческими переживаниями. Но сейчас нет хорошего материала. И я частенько вспоминаю гениального француза Жана Габена, который на вопрос о том, что формирует актёра, ответил: «Драматургия. А основой кино является сценарий, сценарий и ещё раз сценарий». Точнее не скажешь.

– Что для вас дом, семья, простые житейские заботы?

Тут всё просто, без этого нет ничего – ни жизни, ни работы, ни мечты, ни планов на будущее. Сейчас у меня вторая семья. С первой женой Верой мы встретились во Владивостоке, у нас есть сын Константин, который закончил Высшие режиссёрские курсы, и ведёт музыкальные передачи по радио. Растит моего внука Александра.

Вторая супруга – Оксана. Она по профессии экономист, руководит нашим продюсерским центром. У неё сын от первого брака Владик, которого я усыновил и общая дочь Акилина. Вот такое у меня богатство.

А домов пережил много – от землянок в Забайкалье до хибарок и квартир во Владивостоке, Саратове, Москве. Но о доме мечтаю. Нет, не о коттедже бездушном, где бассейн, камин, куча туалетов, а просто о деревенской крыше над головой. Чтоб деревом пахло.

– Не сомневаюсь, что у вас есть своя жизненная позиция.

– Давным-давно мой дед мне сказал: «Люби Родину больше, чем свою жизнь. Сердце отдай людям. Душу – господу Богу. А честь оставь себе».

С тем живу и тружусь. И этого желаю каждому своему соотечественнику.

Эксклюзивное интервью Олега Паденко для «АВ», г. Москва


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100