Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (933) от 1 февраля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Взгляд ЛДПР на социальную политику: молодежь и безработица

Беседовал Виталий КОШЕВОЙ

В нашей стране около 33 миллионов молодых людей. Каждый из них испытывает целый ряд проблем. Поэтому ответом на решение этих проблем должна быть эффективная, комплексная политика государства. Лидер Приморского регионального отделения ЛДПР Евгений Зотов расскажет нам о том, что конкретно нужно сделать для поддержки молодежи.

Но в разговоре с Евгением Александровичем речь зашла еще об одной важной проблеме, связанной с молодежью. Эта проблема – безработица. Я решил, что идеи лидера ЛДПР по решению этой проблемы тоже достойны всеобщего обозрения, тем более что вопрос поиска работы действительно «стоит ребром». По разным оценкам, от 8 до 12 процентов россиян не имеют доходного занятия. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство (61%) россиян считают безработицу главной проблемой страны.


– Здравствуйте, Евгений Александрович! Сегодня мы поговорим о молодежи. Расскажите, какие проблемы испытывают молодые люди в России и особенно в Приморье?

– Добрый день. Спасибо, что решили поговорить на эту тему именно со мной. Проблемы молодежи волнуют меня особенно сильно. Скажу избитую фразу, но «молодежь – это будущее страны». Я сначала перечислю проблемы, которые особенно остро стоят в Приморье, а затем перейду к рассмотрению вопроса на уровне России.

Главная проблема в Приморском крае – это отток молодежи. При этом уезжают самые талантливые и умные ребята. Покидают край те, кто «пробился» в центре России, Сибири или других регионах. Наша власть говорит, что Приморье должно стать опорным пунктом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как можно достичь этой цели, если молодежь уедет отсюда?! Я этого искренне не понимаю и хочу, просто по-человечески хочу, чтобы Приморье через 30 лет было развитым российским краем, а не заброшенной окраиной, на которую, как на бесхозную вещь, посматривают соседи. В конце концов, не для того наши исследователи вдоль и поперек изучали местность, пробираясь сквозь тайгу. Переселенцы из центра страны и Малороссии ехали сюда и обживали Приморье не затем, чтобы через 100 лет мы его бросили!

В числе проблем, касающихся всех россиян, отмечу недостаточность поддержки талантливой молодежи. Умным, развитым ребятам должно быть обеспечено хорошее место в жизни, а не только надбавка к стипендии. У нас в стране нередко бывает так, что выпускник с двумя красными дипломами сидит без работы, в то время как его одногруппник, у которого папа работает «где надо» продвигается по карьерной лестнице, хотя в институте его видели раз в полгода. Еще у молодежи нет нравственных ориентиров, и это тоже большая проблема. Сегодня главное для молодых людей – это деньги, для девушек – выйти удачно замуж. Есть исключения, но в целом молодые люди не стремятся полететь в космос, сделать открытие в науке, стать великими врачами. Это плохо, потому что с такой молодежью наша страна не будет знаменита великими подвигами.

Но самые главные молодежные проблемы – это безработица и отсутствие доступного жилья. Вообще, возможность потери работы касается каждого, а не только молодых людей.

– Давайте тогда подробно остановимся на этом вопросе. Скажите, как в России и особенно в Приморском крае обстоят дела с проблемой безработицы?

– Безработица – проблема сложная, поэтому перед тем, как я расскажу о ситуации в России и Приморье, давайте определимся с этим терминами, чтобы не было недопонимания по ходу разговора. Эксперты различают вынужденную и добровольную безработицу. Отличие между ними в том, что при вынужденной безработице человек может и хочет работать при любой зарплате. При добровольной безработице, напротив, есть вакансии, но человек не занимает их из-за того, что зарплата низкая или работа непрестижная. Кроме этого, есть структурная безработица, то есть нужны люди одной профессии, а есть люди другой. Например, нужны металлурги, а есть только инженеры.

В городах России и крупных приморских городах развита добровольная безработица, то есть простые вакансии работников ЖКХ, строителей и пр. остаются свободными, потому что наши граждане считают себя выше этих вакансий. В итоге рабочие места заполняют непритязательные мигранты. У нас есть рабочие места, но нет работников. Невероятно, но факт. А всему одна причина – в 90-е власть всех убедила, что нужно становиться менеджером, экономистом или юристом. И теперь люди с этими профессиями не соглашаются на непрестижную работу, а на «высокие посты» их не берут.

Отдельно поговорим о селах и малых городах Приморья. Здесь мы наблюдаем структурную безработицу. В наших селах со времен Советского союза остались специалисты по сельскому хозяйству. Золотые руки! Мужики, которым только работу дать, и они село на своих плечах поднимут. Но до сих пор нет сельскохозяйственной работы, и целые деревни спиваются и вымирают. То же самое и в малых городах. Разрушенные и разворованные заводы, когда то давали работу сотням деревообработчиков в Дальнереченске, шахтерам в Партизанске, а теперь эти города страдают от хронической безработицы.

– Вот вы говорите «сотни безработных». А почему о числе безработных всегда говорят по-разному? У всех свои оценки: кто-то говорит «восемь процентов», кто-то – «двенадцать». Как определить, сколько людей не заняты каким-либо трудом?

– Официальная статистика всегда занижена. Власть стремится убедить народ в том, что контролирует ситуацию, поэтому во всех СМИ говорят, что безработица уже несколько лет не поднимается выше 9%, а сейчас она в пределах 7%. Но, если копнем глубже, то станет ясно, что за пропагандой государства скрываются совсем не радужные картины. Государство говорит только о тех, кто зарегистрировался в службах занятости как безработный. Но большинство ведь не регистрируется. Вот и выходит, что официально у нас 1,6 млн безработных, а неофициально стоят очереди на вакансии по 50 человек на место. А это не только снижение доходов населения, но и социальный вред.

– И каковы же социальные последствия безработицы?

– Как метко подметил один журналист, «безработица как раковая опухоль – разъедает тебя незаметно». Обратим внимание на ее психологические последствия. Сначала люди уверены в себе, но постепенно теряют жизненные цели, становятся безвольными. Всем известно, что отсутствие средств к существованию угнетает, особенно если ты глава семейства. Психологи исследовали, как потеря работы влияет на человека, и пришли к выводу, что через 6-8 месяцев безработицы возможна депрессия или даже алкоголизм. За это время личность уже настолько изменится, что даже получение работы не сможет сделать человека таким, как прежде.

Еще от безработицы растет и преступность. Криминологи и работники органов следствия давно знают, что отсутствие работы делает преступный образ жизни более привлекательным. Ценность подчинения законам теряется и человек совершает преступления. В 70-80-х гг. XX в. ученые провели более 40 исследований, посвященных проблеме «Безработица и преступность». Результаты всех этих исследований показали, что между уровнем безработицы и числом заключенных в тюрьмах существует практически прямая зависимость.

– Да, действительно проблема очень важная. Скажите, можно ли ее решить? И если да, то насколько это возможно?

– Было бы желание и способности, а решить можно всё. По крайней мере, я в этом убежден. С безработицей нужно бороться комплексно, нужен целый ряд мер, направленных на решение проблемы. Давайте по порядку, по пунктам разберемся.

Нам нужны экономические меры. Что это значит? Надо стимулировать создание рабочих мест. Нужно создавать новые предприятия, с новыми рабочими местами. Государство может скупать предприятия, брошенные бизнесменами из-за того, что те не приносят прибыть. Государство может и без прибыли обойтись, но рабочие места оно сохранит. Когда регион окончательно выйдет из кризиса, и предприятия начнут приносить прибыль, государство продаст их или оставит себе, в зависимости от нужд экономики.

Отдельно поговорим о безработице среди молодежи. Предприниматели не хотят брать вчерашних студентов, идет битва за опытных работников, за тех, кто может приносить прибыль предприятию. И заставить их брать молодежь нельзя, это незаконно. Но, как говорится, «не кнутом, так пряником». Нужно «пробить» закон о том, что если предприниматель берет молодежь без опыта работы, то пусть получает налоговые послабления. Я уверен, на это согласятся и работодатели, и государство. У предпринимателей упадут затраты на производство, государство будет меньше тратиться на пособия по безработице. Все будут довольны, а в особенности молодежь. Нужно только принять закон.

– Спасибо, что вернулись к изначальной теме нашего разговора – проблемам молодежи. Скажите, какие меры еще нужно принять для искоренения безработицы среди молодых людей?

– Я уверен, что образование должно измениться. Сейчас образование совершенно оторвано от нужд экономики. Прежде всего, посмотрите на ПТУ. Многие сегодня считают, что профтехучилища – это центры реабилитации для трудных подростков. Хотя это далеко не так, это стереотип. И в подтверждение этих слов приведу несколько простых примеров. В Подмосковье есть город Электросталь. Так вот, там в местное ПТУ после 9-го класса уходят даже твердые «хорошисты». А почему?! Потому что понимают, что рабочая специальность это:

1) возможность не остаться без денег в любой ситуации;

2) трамплин для карьерного роста, хоть и звучит это утверждение на первый взгляд странно.

Но, если разобраться, то становится всё ясно. Менеджеры, экономисты и юристы, которым родители оплатили 5 лет обучения в вузе, обивают пороги офисов, пытаясь устроиться на высокие должности. Но их не берут из-за отсутствия опыта. В это время, вчерашние «птушники» устраиваются на работу, за несколько лет получают нужный опыт и, главное, приобретают знакомства и хорошо устраиваются в жизни. Кроме того, никто не мешает выпускнику ПТУ поступить в вуз и получить высшее образование. Или открыть собственный малый бизнес. Вспомните Генри Форда. Это человек начинал с того, что собирал автомобили, а потом организовал одну из крупнейших компаний по их производству, создал первые машины, доступные для простых людей.

– Как думаете, будут в России свои Генри Форды?

– Мы в ЛДПР уверены, что наша молодежь способная переплюнуть Форда, а не только равняться на него. Нужно только реформировать образование. Внешние условия для повышения престижа рабочих специальностей давно созрели. Есть вакансии электрика с зарплатой до 60 тысяч. Остались только проблемы с учебными заведениями. Нужно принять закон, по которому в ПТУ установится квота на специальности согласно количеству вакансий на рынке труда. Затем надо заинтересовать работников предприятий в том, чтобы преподавать в профтехучилищах. Например, снизить налоги для тех предприятий, которые преподают в ПТУ. Так мы, с одной стороны, вдохнем в преподавание новую жизнь, с другой стороны, хороших учеников сразу будут отбирать на работу. Кроме этого, нужно на базе ССУЗов организовать курсы переподготовки, чтобы работники невостребованных специальностей могли переучиться. И тогда у нашей молодежи будет намного меньше проблем с поиском работы.

– С безработицей всё понятно, но есть еще и другие проблемы молодежи. Что делает государство для их решения?

– Сначала отвечу за нашу партию. ЛДПР всегда не оставляла молодых людей без своего внимания. Уже 21 год мы поднимаем вопросы молодежной политики везде, где только можем. Недавно лидер нашей партии Владимир Жириновский внес в Думу законопроект о повышении стипендий студентам. Комитет Госдумы по делам молодежи возглавляет Павел Тараканов – член нашей партии. Работа идет, но, к сожалению, этого недостаточно, так как часто наши инициативы блокируются на уровне министерств.

Исполнительная власть не горит желанием осуществлять эффективную политику по поддержке молодежи. Приведу простой пример – расскажу о том, как молодежная политика вписана в вертикаль власти. На федеральном уровне за молодежь отвечает министерство спорта, туризма и молодежной политики. В Приморье молодежью занимается управление внутренней политики. На уровне местного самоуправления в городах Приморского края комитеты по делам молодежи есть всего в нескольких городах. В остальных случаях молодежь «повесили» на плечи управлений образования, спорта и т.д. Такое чувство, что в органах власти принято заниматься молодежной политикой только в последнюю очередь. Даже если мы в Госдуме проведем наши законы по поддержке молодежи, то исполнительная власть может загубить всё дело на корню. Поэтому молодежную политику в стране надо начинать с формирования подразделений, которые будут ответственны за молодежь и только за нее!

– С чего начинать, понятно, а дальше что делать? У нас в крае, как выяснилось, целый ворох молодежных проблем. Как решить их быстро и эффективно?

После того, как будет сформированы органы по работе с молодежью на всех уровнях, нужно решить в первую очередь две проблемы: найти доступное жилье и дать работу. В Приморье обязательно нужно решить обе проблемы, а не одну из них, потому что иначе невозможно остановить отток молодежи из края. И это не мои слова, так говорят сами молодые люди. В 2008 году социологи проводили исследование среди молодежи края. В ходе исследования студентам и школьникам задали вопрос: «При каких условиях вы останетесь жить в Приморье?» На этот вопрос 54% молодых людей ответили, что останутся, если будет достойная зарплата. Около 40% сказали, что останутся здесь, будучи обеспеченными собственным жильем. Выходит, что жилье без работы или работа без жилья – это не решение проблемы. Я еще раз повторюсь, что нужно развить производство, среднеспециальное образование и построить дешевое жилье рядом с предприятиями. Новые технологии позволяют получать дешевые материалы и снизить стоимость жилья. При возможности принять закон, который обяжет государство выполнить эти действия, всё получится. А стоимость проекта будет меньше, чем стоимость строительства аэропорта, универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи, саммита во Владивостоке, объектов для чемпионата мира по футболу и соревнований «Формулы 1». Да и эффект будет! Вы как думаете, что лучше?! Провести спортивные соревнования или остановить вымирание Приморья?

– Мне кажется, этот вопрос не требует ответа, всё и так понятно. Какие еще меры нужно принять?

– Как только мы заставим исполнительную власть работать, дадим молодежи жилье и работу, нужно развивать молодежные организации. Молодые люди по своей природе очень активные и быстрые, могут отдавать все силы ради своих идеалов. Так почему бы не дать волю инициативам молодых людей, помогая молодежным организациям?! К примеру, ясно, что нужно развивать патриотизм. Так давайте предоставим помещения молодежи, которая сама хочет организовывать патриотические мероприятия. Можно установить некое подобие «госзаказа» в молодежной политике. Допустим, если нужно поддерживать творчество, то объявим открытый конкурс на организацию творческих проектов.

Для поддержки молодежи в законах других регионов уже установлено много хорошего. Например, сравним два закона о молодежной политике – приморский и новосибирский законы. В Новосибирске закон устанавливает субсидирование на аренду помещений, финансовую помощь молодежным организациям и другие меры. В Приморье государство поддерживает молодежные движения тем, что просто «участвует» и «содействует» развитию молодежных организаций. Вот уж поистине «волшебные» меры поддержки! Это мифическое «участие» и «содействие» может проявляться в чем угодно, хоть в одобрительном взгляде депутата. Эту ситуацию нужно менять, и я уверен, что молодые люди меня в этом поддержат, как и в том, что нужно построить дешевое жилье и дать работу.

– Большое спасибо за то, что уделили нам несколько минут в своем насыщенном графике. Всего доброго!

Беседовал Виталий КОШЕВОЙ


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100