Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 2 (930) от 11 января 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Святки

Юрий ФИЛАТОВ

Они начинались весёлой рождественской ёлкой. В первые годы Владивостока лесную красавицу украшали в несколько ярусов. Самый нижний состоял из пряников. Если откусить, заметно будет сразу. Второй ярус был изготовлен из леденцов. Они висели высоко, чтобы не было соблазна леденец пососать. А между ними висели бумажные цепи и игрушки. На третий день Рождества ёлку валили набок и все вместе обирали съедобные украшения.

Но годы шли, и рождественские ёлки становились всё наряднее. В гимназиях устраивались литературные вечера.

Молодёжь собиралась на вечеринки, где пела под гитару, танцевала или играла в фанты или «ветер». Эту игру могли придумать только в портовом городе. Брали небольшую скатерть, по три человека с короткой стороны, поднимали до уровня рта и начинали дуть на маленький шарик из распушённой ваты. Победителем считается сторона, загнавшая его к краю противников. Ну и, конечно, после хождения «со звездой» по домам, в очередной схватке «стенка на стенку» мальчишки из слободок устанавливали право владения берегом Первой Речки.

После Васильева дня (1 января) наступала пора святочных гаданий, которые в эту неделю считались наиболее достоверными. И если в городе ограничивались кофейной гущей, то в слободках проходило всё так, как описывал в своей балладе Жуковский:

Раз в крещенский вечерок...

Но были гадания и пострашнее:

Зеркало в зеркало,
С трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет –
И таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!

Ах, как это всё было таинственно и романтично! Но иногда некоторые гадания завершали неприятные последствия. Пономарь Покровской церкви в святочные ночи постоянно околачивался на задах Первореченской и Подгороденской слободок возле бань. Выслеживал, какие девушки пойдут гадать к банным дверям (гадание, признаться, не совсем приличное, связанное с обнажением некоторой части тела), а потом доносил настоятелю. Тот, как истинный враг языческих обрядов, ставил бедняжек отбивать поклоны. А однажды две слободские красавицы, решившиеся на подслушивание судьбы у дверей церкви, были выслежены и прихвачены слободскими парнями. Но на шум вышли сторожа. Охальники были схвачены и переданы в руки полиции, где их нещадно выпороли нагайками казаки городовой стражи.

Ну и, конечно, главное гадание «на суженого – ряженого». Здесь было несчётное число вариантов. Одна, сложив под подушкой из прутиков мостик, просила: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведёт меня через мост»; другая, смешав напёрсток воды и напёрсток соли, выпивала этот «коктейль» приговаривая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот мне пить подаст»; а третья в полночь вешала в сенях на нитке свой гребень и просила: «Суженый, ряженый причешись моим гребнем». Это гадание определяло и цвет волос будущего жениха.

Две недели проходили весело, но вот наступал Крещенский сочельник. День считался постным, и потому разрешались только овощные котлеты, оладьи с мёдом, каши. Но главным «блюдом» сочельника было сочиво – постная пшеничная каша с изюмом. На следующий день – праздник освящения воды или водосвятие, установленный в память крещения Иисуса в реке Иордан.

Водосвятие проходило неподалёку от Адмиральской пристани. К нему готовились загодя. Портовая команда вырубила большую прорубь – иордань – в виде креста и снизу подбила деревянный ящик, чтобы не случилось беды. Над иорданью устроен навес, увенчанный крестом. Крестный ход на водосвятие из храма направляется по Светланской к Клубному переулку. Впереди епископ, хоругвеносцы и певчие. За ним губернатор, командующий эскадрой, комендант крепости Владивосток и, по назначению их ближайших начальников, штаб- и обер-офицеры. По сторонам и у ограды адмиральского сада – горожане со свечками в руках. Это особая свеча – крещенская или отходная. Её зажгут в начале водосвятия и задуют после его окончания. Потом будут хранить за иконой. И когда после соборования будет отходить душа от тела, её вложат в руки умирающего. И спокойно отойдёт его душа.

И вот раздаётся долгожданный возглас: «Во реке Иордане крещающуся Тебе, Господи!» – гремят пушки салютационной батареи, их поддерживают орудия кораблей. Вечером проходят традиционная «чашка чая» для флотских дам у командующего эскадрой и вечер с танцами у губернатора. Тем и кончаются во Владивостоке святки. А впереди ещё мясоед и широкая масленица. Будет где русской душе развернуться!

Юрий ФИЛАТОВ


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100