Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (916) от 5 октября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Черниговский район: выборы без альтернативы?

Анастасия ПОПОВА

Владимир Вовк, ныне глава Черниговского поселения, хотел баллотироваться на должность главы района. Но… партия захотела, чтобы главой продолжал оставаться Сёмкин, человек, который на сегодняшний день занимает этот пост.

И в принципе, можно было бы понять, если бы Вовку стали чинить препятствия потому, что он яркий оппозиционный деятель. Однако он член «ЕР». Как признался глава Черниговского поселения, разногласия между муниципальной и районной властью начались очень и очень давно. Ему, как главе поселения, невероятно сложно работать с Сёмкиным и его командой.

– На протяжении пяти лет между администрацией поселения и района не выстроились взаимоотношения. Виной всему имущественный вопрос, – говорит Владимир Вовк. – В соответствии с законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», за жилищно-коммунальное хозяйство должно было отвечать поселение. Администрация района, передав инфраструктуру, не передала технику и объекты, которые напрямую связаны с коммунальным хозяйством – гаражные боксы, например. В таких условиях работать было очень тяжело.

В чём, собственно, тяжесть? Водопровод передали, а экскаватор, которым нужно чинить водопровод, не передали – техника осталась в районе. Как утверждает Вовк, небольшую часть машин удалось выбить, но экскаваторы, спецавтомобили, кран…

– Мотивировалось это тем, что в районе техника будет целее. Кому надо, тот сам возьмёт, – говорит Владимир Вовк.

Однако, с его слов, район так и не смог обеспечить сохранность техники – через год-полтора многое было продано.

– Кран на базе автомобиля «МАЗ» был продан за 50 000 рублей (рыночная стоимость такой техники в десять раз выше). Нам его не предложили, то же самое по погрузчикам. Погрузчики проданы по 25 000 рублей. Когда мы получили котельные «Примтеплоэнерго», мы приобретали погрузчики – один за 525 000 рублей, второй за 750 000 рублей.

На то, чтобы восполнить этот пробел, пришлось потратить два года и более 4 млн рублей. Что довольно существенно для бюджета поселения. Бюджет Черниговки в этом году – 37 млн, в прошлом году был 30 млн.

– Я не скажу, что это было очень тяжело, но ощутимо. Мы потратили 4-4,5 млн рублей, при том, что район был полностью обеспечен спецтехникой, – говорит Владимир Вовк.

Приезжали члены партии из Москвы…

Вы спросите, а как же другие, ведь закон № 131-ФЗ обязателен для всех поселений страны? Как признался Владимир Вовк, такая же проблема была у Сибирцевского поселения и у всех остальных тоже. Но Черниговское и Сибирцевское поселения, имея неплохой бюджет, смогли это купить. А, скажем, Дмитриевское? Как ему было выкручиваться при бюджете – 6-7 млн с субвенциями?

Возможно, расчёт был на то, чтобы поселения не справились с возложенными на них функциями. Тогда можно будет гордо отрапортовать, что 131-й закон не работает, заявить на весь край, что не могут поселения тянуть ЖКХ в силу своей ущербности.

– Ситуация такова, что из крупных полномочий по этому закону, в районе осталось здравоохранение и образование, – комментирует бывший глава Черниговского района Владимир Хижинский. – Люди, которые выбирают главу района, думают, что он должен за всё отвечать. Так и должно быть. Не прикрываться законом, рассуждая: это мои полномочия, а это – полномочия поселения… Надо взаимодействовать с поселениями, объединять усилия. Иначе целесообразнее выбирать на эту должность учителя или врача.

Но вернёмся к выборам. Владимир Вовк утверждает, что его просили участвовать в выборах главы района местные предприниматели, руководители предприятий и просто граждане. Впрочем, нам какая разница, почему он решил участвовать в выборах…

– От «Единой России» я идти не мог, местный политсовет остановился на кандидатуре Владимира Сёмкина. Изначально все мы понимали, что это будет сложный путь, – говорит Владимир Вовк.

Сложный – не то слово. По идее, утверждать человека, который должен пойти от партии на выборы, должны были местные члены «ЕР», проведя так называемый праймериз. Вовк не помнит, чтобы он проводился. Из края пришло указание: на выборах главы района мнение членов партии не изучать.

Таким образом, не оставалось ничего, кроме как идти самовыдвиженцем. Уточним, что всего в выборах должно было участвовать 4 человека: Вовк – самовыдвиженец, Сёмкин – от «Единой России», бывший заместитель Сёмкина, Сергей Костенко – от ЛДПР, и ещё один предприниматель-самовыдвиженец – Громов.

– И в местном политсовете и руководитель регионального политсовета партии меня просили не участвовать в выборах. Приезжали члены партии из края, из Москвы… – говорит Владимир Вовк.

«Я полностью заполнял всю строку, ставил подпись и дату!» – «Не вы!»

Все знают, что идти самовыдвиженцем, когда тебе явно дано понять, что на выборах тебя не рады видеть – дело заведомо проигрышное. Ибо, даже если за тебя подписалось необходимое количество граждан, даже если граждане явились в суд и подтвердили, что да, они подписывались за тебя, тебя всё равно не допустят к выборам. Так и произошло с Вовком.

После того, как собрали необходимое число подписей, Вовка известили, что ему отказано в регистрации, так как избирком обнаружил нарушения в сборе подписей.

– 33 подписи были признаны недействительными по справке эксперта. 33 подписи были признаны недействительные по решению избирательной комиссии. Мы подали в суд. Часть подписей опротестовали, с нами согласились. Такого шоу я не видел никогда в жизни! – говорит Владимир Вовк. – Ни одного члена избирательной комиссии не присутствовало в зале суда, а вместо них, людей, принимавших решение об отказе мне в регистрации, прибыл за неизвестную мне плату адвокат из Владивостока. Никто из членов комиссии не пришел в зал судебного заседания. Видимо, устроители шоу боялись, что члены комиссии, как люди не искушенные, могут наговорить в суде под присягой «лишка».

Суду была предъявлена справка эксперта, изготовленная на редкость небрежно, с явными противоречиями и неточностями. По идее, эксперт должен был предоставить заключение. Но заключение мало кто предоставляет – давая заключение, эксперт соглашается на такое последствие, как уголовная ответственность в случае, если это заключение будет опротестовано. Так вот, на взгляд эксперта, всю строку, кроме подписи, ставили не те лица, которые пришли в суд и заявляли, что все написано ими собственноручно.

Были приглашены живые люди, они подтвердили, что заполняли подписные листы.

– Пригласили и другого независимого эксперта, который по поводу одной из подписей подтвердил, что в листе нет исправлений, это особенности почерка человека, который изменяется при различных обстоятельствах. На что судья заявил, что это на усмотрение суда – что считать исправлением. Вплоть до того, что приглашали в качестве свидетелей граждан, которые ставили подписи. Они говорили: «И подпись, и дату ставил я своей рукой», а у эксперта специальные познания в почерковедении, и: это не вы написали», – смеются сподвижники Вовка.

Когда стали копаться в порочной справке, эксперт дрогнул, начал путаться и признался, что он допустил ошибку, на что судья поправил: «Наверное, это было у вас в компьютере, мол техническая ошибка?» И тут у эксперта вновь появились крылья, и он уже с уверенностью заявил, что чисто техническая.

– Я был сборщиком подписей. На суде прозвучало, что моей рукой была написана строка за женщину, а ею проставлена подпись гражданина. Это было в экспертной справке. Я в недоумении пытался объяснить, что это абсурд – вы сравните буквы. Ничего похожего! Все листы, которые я собирал, люди заполняли сами. Я заполнял лишь титульную часть и свои паспортные данные. Я это говорю сейчас, говорил на суде. Перед Богом готов сказать. Меня уведомили об уголовной ответственности в случае дачи ложных показаний. Но эксперт заключил, что в одном из листов я расписался за женщину. С точки зрения суда, я заинтересованное лицо. Ладно, заинтересованное, но ничего общего в наших почерках нет! – говорит Александр Пинчук.

Избирком: «Не пустили из-за помарок»

В итоге Вовк суд проиграл. Ему пришлось стать участником сценария, в котором «Единая Россия» отвела ему роль всего лишь главы Черниговского поселения.

Поэтому на грядущие выборы он баллотируется исключительно в главы поселения, как ни странно, от партии «Единая Россия».

Мы поговорили с председателем избирательной муниципальной комиссии Черниговского муниципального района Раисой Каплиной.

– Почему сняли Вовка?

– Очень небрежно отнеслись к работе лица, которым Вовк доверил составления подписных листов. В них были исправления. По закону надо так: если дрогнула рука, подпишите: «Исправленному верить». Всё. Я чётко сказала: «Дату и подпись должен ставить лично избиратель». Мы не почерковеды, мы приняли решение всех кандидатов направлять на почерковедческую экспертизу. На суде некоторые граждане признавались, что не помнят, сами ли они ставили дату. Мне тоже жаль, что так получилось, мне этот суд был неприятен.

– Если вы направляли всех, были ли такие нарушения у Владимира Сёмкина?

– Он не самовыдвиженец. Им не требуется собирать подписные листы. У нас было только два самовыдвиженца – Вовк и Громов. Громов не спешил с выдачей документов. Если бы Владимир Владимирович досконально всё проверил, не поверил бы людям, которые собирали подписи, подписал бы «исправленному верить», всё было бы в порядке. Второй кандидат досконально проверил подписные листы.

– Я не вижу, чтобы вы были настроены как-то против Вовка…

– Я не настроена против этого кандидата. Я его не знаю и сама из Монастырища. Однако нарушения были значительные. Если бы я дала время их исправить, меня бы привлекли другие кандидаты, я должна соблюдать закон. О чём говорить, если Вовку отказал суд? Если уж не доверять суду… Судья досконально разбирался – почти двое суток.

На прощание председатель избиркома пожелала удачи Вовку через пять лет.

А мне вспоминается речь политолога Михаила Шинковского, который заявил, что власть можно считать легитимной только тогда, когда её поддерживает народ. Если верить председателю Черниговского избиркома (лично я ей не верю, в избиркоме мне их не показали), в подписных листах были помарки… Разве за это можно снимать человека с выборов? Речь не идёт о том, хороший или плохой Вовк. Предположим, что это самый худший человек во всём районе. Но если он плох, дайте ему возможность это доказать, получив на выборах маленькую поддержку избирателей. В противном случае, не боитесь ли вы, что большая часть народа проголосует сразу за двух кандидатов, посчитав, что не из кого выбирать? Не боитесь ли вы, что лишая выборы последних капель адекватности, завтра вы получите не стопроцентно управляемое голосование (я думаю, вы об этом мечтаете), а массовое недовольство?

Анастасия ПОПОВА


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100