Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 7 (883) от 16 февраля 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Не огорчайтесь выше меры

Надежда АЛИСИМЧИК

Бывает на Руси так, что иных при жизни превозносят, а иной раз даже ставят им памятники, которые по их смерти сносят. Бывает и так, что об иных при жизни злословят и притесняют их, а по их смерти народ прозревает и скорбит.

А есть и те, к кому тянутся люди и при жизни, и после смерти, независимо от того, под каким холмиком он лежит. Не мода, не поветрие гонят людей через всю Россию кого к Ксении Петербуржской, кого к Матроне, а кого на Ваганьковское кладбище – к священнику. Идут те, кто потерял мирскую надежду. Не все молитвы исполняются именно так, как просят молящиеся, но на искренность горячих молитв святые всегда отвечают, посылая мудрость, дающую душевный покой.

Православный священник, протоиерей Валентин Амфитеатров почитается в Москве как чудотворец. Его могила на Ваганьковском кладбище является местом паломничества верующих, называющих его «Московским утешителем». Происходил он из священнического рода. После окончания Духовной семинарии в Киеве и Московской духовной академии в 1860 был рукоположен в священники, служил в калужском Благовещенском храме, затем в соборе г. Лихвина Калужской губернии.

В 1874 г. стал настоятелем московской церкви Святых Константина и Елены неподалёку от Спасских ворот Кремля, с 1892 г. – настоятель Кремлёвского Архангельского собора. Выдающийся проповедник и духовник, отец Валентин Амфитеатров привлёк в храмы, где служил, множество людей, ввёл практику частого причащения.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему из Москвы: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин».

Врачуя молитвами чужие недуги, со временем батюшка всё чаще и чаще стал болеть: ноги у него распухали, было трудно стоять; усиливался недуг сердца. «Вот беда моих дней: захворал. Реже стал служить, потому что ноги болят», – писал он в

1895 г. В декабре 1901 г. отец Валентин в сопровождении дочери Веры ездил в Санкт-Петербург с намерением уволиться со службы в соборе и получить какой-нибудь маленький храм, где бы он мог время от времени служить, но полная потеря зрения в марте 1902 г. сделала для него дальнейшее служение невозможным.

Однако в его квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей и попечение батюшки о своих многочисленных духовных чадах продолжалось. Многие продолжали получать исцеление по его молитвам.

В одном из писем его супруга писала: «Радость и развлечение составляют молитвенные собрания, на которые он собирает своих духовных детей, и народу к нему ходит так же много, как и прежде – целый день».

Хотя отца Валентина окружали любящие его люди, и спасительный для многих пастырский труд его продолжался, в первое время он тяжело переживал потерю зрения. Мучительно было для него лишиться возможности читать. Всю сознательную жизнь батюшка имел неутолимую жажду знаний. Владея древними и многими новыми языками, среди нескончаемых пастырских трудов он непостижимым образом находил возможность перечитывать книги из своей обширной библиотеки, которую собирал десятилетиями. Теперь ему читали дочери.

Чтобы отец имел больше покоя и жил на свежем воздухе, они перевезли его в новопостроенный дом в Очакове. Но здоровье отца Валентина продолжало ухудшаться, к старым болезням прибавились новые: головные боли, бессонница. «Однако, приняв кротко обрушившиеся на него испытания, батюшка не потерял ни ясности духа, ни присущей ему добродушной веселости», – писал В.Н. Зверев. Прощаясь во время последней встречи, батюшка сказал ему: «Всегда благодарите Бога... За всё, за всё... Не огорчайтесь выше меры в несчастии».

Скончался отец Валентин 20 июля 1908 года и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой, скончавшейся в 1880 г. Могила стала местом паломничества. На могиле почившего был сооружен памятник в виде большой плиты с соответствующей надписью. Долгие годы могила батюшки привлекала к себе несчетную семью его духовных детей, служа местом общения осиротевшей паствы». Незадолго до смерти отец Валентин говорил своим духовным чадам: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне все, что вам нужно, и я услышу вас, и не успеете еще вы отойти от нее, как я все исполню и дам вам. Если кто и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и тому я отзовусь».

Никогда не иссякал поток людей к могиле пастыря-молитвенника. И после своей кончины пастырь продолжал помогать всем прибегающим к нему. С утра до вечера, сменяя друг друга, здесь служили панихиды. Дни памяти батюшки отмечались торжественно, неоднократно заупокойные моления совершались архиереями.

Безбожная власть разрушила могилу праведника; в 30-е годы. ее зацементировали, чтобы люди не могли брать отсюда землю. Позже было запрещено даже останавливаться у могильной ограды, где «для порядка» дежурил специальный человек.

В 40-е годы на месте захоронения устроили братскую могилу. Туда привозили умерших в госпиталях и, как сообщают иные источники, укладывали их в несколько слоев. Сам батюшка предвидел это и завещал вырыть для него могилу глубиной не в 2, а в 4 метра. И народ продолжал приходить поклониться батюшке к одной из братских могил.

В ноябре 1997 года Московское подворье Валаамского монастыря с помощью эксперта-криминалиста произвело исследование, на основании которого определили место расположения могилы протоиерея Валентина. В 1998 году над предполагаемым местом захоронения был установлен крест.

Духовная дочь отца Валентина Наталья Ивановна Ширяева смогла сохранить могильный крест батюшки, который впоследствии стоял на ее могиле у храма пророка Божия Илии в Черкизове, и этот крест чтили, как святыню. В 1996 г. после реставрации крест был помещен в московском храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Петровском парке.

Другая его духовная дочь Анна Зерцалова записывала случаи исцелений по его молитвам, распространяла фотографии и книги о нем, направляя людей на его могилу. Написала и издала о нем несколько книг. За это она подверглась мученической кончине на полигоне в Бутово, прославлена как новомученица.

Идут за помощью к батюшке Валентину Амфитеатрову ныне и бедные и богатые, и образованные и не шибко грамотные. Многие сказывают, что по молитве своей начинают ощущать на могиле старца тепло, а иные – настоящий жар, от которого словно свет внутри включается, и они начинают видеть жизнь по-новому.

По интернет-сайтам публикацию подготовила Надежда АЛИСИМЧИК.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100