Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (864) от 7 октября 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Иные цели техрегламента

Марина ЗАВАДСКАЯ

ЧТО ЗА ТИГРЫ ТУТ?
ТИГРов нынче развелось – как котят… Поэтому когда ТИГР объявил пресс-конференцию, первый вопрос был: который ТИГР? Натуральный зарегистрированный (Товарищество Инициативных Граждан Региона)? Ненатуральный (клон) зарегистрированный (Товарищество Инициативных ГРаждан)? Натуральный незарегистрированный (Товарищество Инициативных Граждан России)?

Оказалось – натуральный незарегистрированный. Причем Акира-сан поспешил отмежеваться от зарегистрированного ТИГРа: те, дескать, власти хотят, потому и зарегистрировались… Замечательная скромность. Особенно если учесть, что в депутаты гордумы баллотируется один из НЕзарегистрированных тигров. Он, кстати, на пресс-конференции присутствовал. Артем Самсонов.

Место сбора было замечательное: заведение под названием «Ческа пивнице». Пивбар на Светланской (ближе к Луговой, чем к Гайдамаку). Стильно оформленные два зальчика – деревянная мебель, как полагается, полумрак: темнота – друг молодежи.

Впрочем, главную героиню пресс-конференции вряд ли можно отнести к молодежи – женщина средних лет, которую ТИРГы почтительно называли Ольгой Александровной. Она подготовила замечательный доклад, который и был гвоздем программы. О новом техрегламенте.

Имеется в виду документ под названием «О безопасности колесных транспортных средств», опубликованный в «Российской газете» 23 сентября, который вступит в силу через год. В документе около 500 требований, так что пойдем по порядку.

МОНОПОЛИЯ РУЛИТ

В разделе III техрегламента предусмотрено два вида сертификации выпускаемых в обращение транспортных средств (ТС). Первый вид – оценка соответствия типов ТС перед их выпуском в обращение, проводимая в форме одобрения типа ТС (ОТТС).

При этом заявителем для проведения оценки соответствия в форме ОТТС может быть, согласно п. 19, только представитель иностранного государства, удовлетворяющий требованиям п. 21. В свою очередь, п. 21 предписывает: изготовитель, не являющийся резидентом РФ, должен иметь единственного представителя в РФ, которым может быть юридическое лицо, зарегистрированное в РФ и являющееся резидентом РФ.

То есть устанавливается АСОЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ одного российского юридического лица на ввоз ТС определенного изготовителя. Конкуренция не предусмотрена, конкуренты истребляются как класс.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ РЕГЛАМЕНТИРОВАН

Второй вид сертификации касается единичных ТС – то есть ввезенных помимо монополиста. Но подача одним и тем же заявителем заявки на оценку соответствия второго ТС средства допускается только через год с даты оформления свидетельства о безопасности конструкции ТС (СКТС). То есть такой распространенный на Дальнем Востоке вид малого бизнеса, как ввоз подержанных иномарок, новым техрегламентом не предусмотрен, «барыги с Зеленки» истребляются как класс.

Но что мешает гражданину раз в год ввезти автомобиль для себя? А вот что – кой-какие документы, которые необходимо будет представить в орган, производящий оценку соответствия:

- копии сертификатов на компоненты;

- конструкторская или иная техническая документация, по которой изготавливается продукция;

- чертежи оригинальных деталей и технологические карты их производства.

А ведь это – объекты интеллектуальной собственности автомобильных компаний, с которой они не собираются расставаться. Что ж, гражданину, возжелавшему ввезти в Россию иномарку для себя, надо будет украсть чертежи и техническую документацию у фирмы-производителя?

То есть этот пункт техрегламента следует воспринимать либо как поощрение промышленного шпионажа, либо как слабо завуалированный запрет на любой импорт ТС немонополистами. И скорее второе, потому что от монополистов для получения ОТТС документы, требуемые от частника, не требуются.

МЕЛОЧИ

На ТС не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением. Кто-то радовался, что в техрегламенте нет прямого запрета правого руля? Зато есть косвенный.

На каждое ТС изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение по крайней мере 30 лет. Идентификационный номер содержит 17 знаков. С чем вас и поздравляем: японский идентификационный номер содержит только 11 знаков.

Задние указатели поворота должны быть желтого цвета. Это значит: помашите ручкой американским авто.

Что касается тормозной системы, то должен применяться ножной орган управления (педаль). А это вообще сказка: этим пунктом запрещаются авто с ручным управлением для инвалидов.

ИНЫЕ ЦЕЛИ

Докладчица Ольга Волчанская обратила внимание публики на соответствие нового техрегламента законодательству. То есть не то чтобы соответствие…

В России существует Федеральный закон «О техническом регулировании». Вот цитата из него:

«Статья 6. Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

- обеспечения энергетической эффективности.

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие (перечисляются виды безопасности, включая механическую, пожарную и т.д.).

2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона».

Вряд ли можно признать наличие 17-значного идентификационного номера минимально необходимым требованием, обеспечивающим какую бы то ни было безопасность. Так же как чертежи оригинальных деталей и технологические карты их производства никак не могут защитить жизнь и здоровье граждан. А уж ограничение, что заявку на проведение оценки соответствия типа ТС или на проведение технической экспертизы может подать только ЕДИНСТВЕННЫЙ представитель изготовителя, к безопасности не имеет никакого отношения. Как и многое другое…

Очень, очень многие пункты техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств» не имеют никакого отношения к безопасности. Так что следует признать, что этот техрегламент принят в «иных» целях, обозначенных в п. 2 с. 7 ФЗ «О техническом регулировании»: «служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона». Или, как выразилась Ольга Волчанская, техрегламент в основном направлен на регулирование рынка, а не на достижение целей, указанных в ФЗ «О техническом регулировании».

Тем более что кое-каких требований, обеспечивающих безопасность, в техрегламенте нет (например, нет требований об обязательном наличии подушек безопасности и гидроусилителя руля – возмножно, потому, что с этим проблемы у АвтоВАЗа), а некоторые нормы и вовсе прямо противоречат целям безопасности. Например, по правилам нового техрегламента допускается повторяющееся с интервалом не более 20 капель в минуту каплепадение из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и гидравлических устройств. Раньше с такой капелью невозможно было пройти техосмотр, а сейчас очень даже можно. Ну и что, что нарушена будет безопасность окружающей среды и увеличится опасность сгореть!

ПОДАРОЧЕК КОРРУПЦИОНЕРАМ

Техрегламент вступит в действие через год. И с этого момента пройти техосмотр большинству автомашин Владивостока (а большинство – это праворульные японки) будет НЕВОЗМОЖНО.

Впрочем, выход из этого положения есть, и мы все о нем знаем. Никто, надо полагать, не сомневается, что талончик ТО можно будет КУПИТЬ. Вопрос только о цене.

Кто там говорил о борьбе с коррупцией? А-а, президент… Ну, это не страшно. Пусть говорит…

ОТМЕНИТЬ ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

А теперь я приведу точную цитату из Ольги Волчанской:

«Итак, принятый техрегламент имеет все признаки грубых нарушений федерального законодательства и тотального нарушения конституционных прав граждан, что является поводом и основанием для принятия мер прокурорского реагирования, для отмены его в судебном порядке, вплоть до отмены НПА Президентом страны.

На местном уровне мы призываем законодателей Приморского края защитить жителей края от неотвратимых после вступления в силу техрегламента катастрофических последствий, направив жалобу в Конституционный Суд РФ о признании этого НПА противоречащим Конституции РФ и обращение к Президенту России с просьбой отменить этот НПА своей властью.

В подготовке указанных жалобы и обращения гарантируем всестороннюю помощь».

Однако оптимисты эти ТИГРы! К Заксобранию обращаются. Год назад уже писали уже депутаты обращение про пошлины – по рукам получили! И чтоб они еще раз рискнули?

А вот ТИГРы рискуют. Об этом рассказал Александр Криницкий. 20 декабря они намереваются устроить хоровод вокруг новогодней елки на площади (в память о прошлогоднем хороводе в компании «зубров» 21 декабря). И всех желающих приглашают.

Если наши власти в целях воспрепятствования хороводу не установят к 20 декабря елку, ТИГРы обещают принести ее с собой.

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100