Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 37 (861) от 16 сентября 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Сильный аргумент для власти

Марина ЗАВАДСКАЯ

В «АВ» № 23 была опубликована статья «Я фигею от баяна» о Владивостокском музыкальном училище, о его проблемах, связанных в первую очередь с директором. Проблемы накапливались, но не решались, и в июне дошло до письма в прокуратуру.

ОТПИСКИ

Проверка проведена, сообщили прокурорские, имеется зал, но фактов сдачи его в аренду посторонним организациям, например, «Живой вере», не обнаружено. Да и как было обнаружить эти факты, если «Живая вера» собиралась в зале по воскресеньям, а проверка пришла во вторник? Следов вырубки деревьев перед училищем тоже обнаружено не было. Противопожарные правила – да, нарушения есть… Остальные пункты в жалобе (а их было больше десяти) прокуратура не заметила и на них не ответила.

Преподаватели училища обратились к Уполномоченному по правам человека в Приморском крае В.Г. Ушакову, но ответ пришел из управления культуры крайадминистрации: «...Директору училища В.А. Сергееву предложено разработать и представить в наш адрес план мероприятий по улучшению состояния материальной базы образовательного учреждения, принять меры по обеспечению «прозрачности» административно-хозяйственной деятельности училища, в т.ч. по вопросу проведения краевых конкурсов юных музыкантов и возобновлению деятельности Совета училища. В последней декаде августа будет проведена проверка готовности Владивостокского музыкального училища к началу нового учебного года». Подписал это письмо начальник управления культуры П.Л. Семин.

В конце июня на итоговом педсовете говорилось о ремонте, о грибке в классах… Обстановка была нервная. В результате, спонтанно возникла идея: проголосовать о доверии директору. Так же спонтанно идея воплотилась в жизнь. Результат: из 50 педагогов 47 выразили директору недоверие.

Новый учебный год начался как ни в чем не бывало – с прежним директором и прежними проблемами.

Вернее, добавилась еще одна проблема: отсутствие общежития для студентов.

ПАЛАТОЧНЫЙ ГОРОДОК ИМЕНИ В.А. СЕРГЕЕВА

Собственно, настоящего общежития у училища и не было. Были четыре гостинки на пр. Красного Знамени (ост. «Гоголя»). Они использовались как общежитие, а в этом учебном году, сказал директор, город гостинки забрал. Где жить иногородним студентам?

Директор отнесся к этой проблеме, мягко говоря, странно. Он советовал студентам или уехать домой, пока не найдется общежитие («хвостов» за пропуски занятий не будет), или перевестись туда, где общежитие есть – в Находку или Уссурийск. Директор, не заинтересованный в студентах? Сейчас, когда с набором проблемы почти во всех учебных заведениях? Он обещал, что проблема решится после 3-го сентября. Потом – после 9-го. Потом – после 20-го…

Студенты не стали ждать, решили проблему радикально. 10-го сентября во дворе училища, под деревьями они поставили палатки. В палатках все-таки лучше, чем на улице.

А ПОЧЕМУ Я?

Три палатки были поставлены не демонстративно у входа или вообще за воротами. Нет – в уголочке, возле забора. И все-таки это была бомба.

Одновременно с палатками появились журналисты информагентств, газет, радио и телевидения. Некоторые остались со студентами до самого финала.

Директор пришел, хоть и не сразу. Конечно, он потребовал прекратить «этот цирк». И пообещал, что решит вопрос. Но главная претензия его была такая:

– Почему вы назвали свой палаточный городок моим именем? Есть же управление культуры! Есть завучи!

Замечательное высказывание. И как ярко характеризует директора!

Вообще-то студентов не должно интересовать управление культуры. Это не их уровень. А к завучам был бы смысл обращаться, если бы у музучилища было свое общежитие. Но его нет – и вопрос исключительно к директору.

ТИГРЫ

Вообще музучилище курирует ТИГР (зарегистрированный), не подменяя собою коллектив. Помогает. Письмо в прокуратуру от педагогов помог составить, обеспечил информационную поддержку – «тигры» позвонили везде, куда смогли дозвониться. И в управление культуры, кстати, тоже. В саму студенческую акцию «тигры» не вмешивались – но были рядом.

Прямая их помощь понадобилась, когда появилась милиция – ну как же без милиции на таком мероприятии! А «тигры» уже наловчились разговаривать с милицией. Напомнили, что опрашивать несовершеннолетних без участия их родителей или опекунов нельзя – а среди бездомных студентов были и несовершеннолетние. Предупредили студентов: никакого алкоголя!

В общем, в том, что все мероприятие прошло мирно, без всяких эксцессов – во многом заслуга ТИГРа. Ну и, разумеется, самих студентов.

НЕ ВЕРИМ!

Директор пришел еще раз. Он объявил:

– Я договорился. Завтра в 9 утра вас примут в общежитии политехнического техникума. Сворачивайте палатки!

– Нет, – ответили студенты. – Мы вам не верим.

Да, очень легко давать обещания и не выполнять их. Но настанет критический момент – и этот прием больше не прокатит. Директор пожал плоды своего «воспитания».

Тем более, что после ухода директора студентам позвонили друзья и сказали, что в училище директор сказал, что общежитие получат те, кто не участвовал в акции. Разумеется, после такого известия решение студентов остаться на месте только окрепло.

Да и вообще. В общежитие поселят (если поселят) в 9 утра, а ночевать-то где? На лавочках? В палатках лучше!

Представители милиции студентам сочувствовали. Один мент высказался:

– Это он сейчас, перед камерами вам пообещал. А шум утихнет – и ничего вы не добьетесь.

Был составлен милицейский план, одному из ментов было поручено остаться со студентами на всю ночь – мало ли что…

МЭР EX MAHINA

Когда время перевалило за 18 часов, завуч Валентина Александровна Земских, проведшая со студентами почти весь день, стала их уговаривать свернуть палатки и переночевать все-таки где-нибудь у друзей и знакомых, даже предлагала у нее провести эту ночь. Студенты отказались: раз уж решили, так решили.

И тут студентам позвонили из PrimaMedia:

– К вам едет Пушкарев!

И он приехал – с несколькими работниками мэрии и главой Советского района. Конечно, он был очень недоволен происходящим, что выразилось в некоторой его агрессивности по отношению к некоторым активистам. Но все-таки слишком за рамки он не выходил. Он спросил, почему студенты устроили вот такое. Студенты ответили:

– Нам негде жить. Нам нужно общежитие. Больше ничего.

Директор (он, конечно же, встретил мэра у ворот и был рядом) сказал, что он договорился уже, завтра в 9 утра студентов заселят в общежитие политехнического техникума.

– А до 9 утра нам где ночевать?

– А почему нельзя заселить сейчас? – спросил мэр.

– Потому что кастелянша уже ушла домой, – ответил директор.

– Так надо ее вызвать! Дайте мне телефон директора техникума, я с ним поговорю.

Директор училища унесся за телефоном, а мэр стал оправдываться. В течение четырех часов студенты говорили всем, кто спрашивал (сколько телекомпаний тут побывало? Не меньше четырех! Да и в этот момент съемочная группа ТНТ была здесь и вовсю снимала мэра), что гостинки-общежития забрал город. И Пушкарев пустился в объяснения, что на самом деле не забрал, а еще в 2007 году училище не продлило аренду, а теперь администрацию обязали предоставить жилье нуждающимся, судебные приставы наложили арест…

– Нам директор это говорил! – донесли студенты, что явно не прибавило мэру любви к директору.

Прибежал директор с телефоном – и Пушкарев мигом договорился с директором техникума, что в общагу музыкантов заселят сейчас. Глава Советского района прибыл в музучилище с микроавтобусом, чтобы отвезти в нужное место бесприютных студентов. Проблема решена.

Кстати, мэр добавил, что губернатор снял директора. Студенты сказали «ура!» и стали сворачивать палатки. Было без нескольких минут 19. Вся акция продлилась пять часов.

ВЫ НАС ПОДСТАВИЛИ!

Расставаясь со студентами, мэр пообещал приехать в училище завтра к 16:30. Поговорить. И к назначенному сроку большой концертный зал училища стал заполняться преподавателями и студентами.

На встречу приехал не только Пушкарев (он как раз запаздывал). Приехал глава управления культуры Петр Семин. Приехал его заместитель Сергей Запорожец. Приехал вице-губернатор Евгений Хохольков…

Начать собрание решили без мэра. И вице-губернатор с мрачной физиономией начал:

– Вчера политические силы спровоцировали эту акцию. Она могла осложнить ситуацию… Вопрос решили за два часа. Проблема не стоила выеденного яйца… Надо решать мирными методами…

Политические силы? Общежитие для студентов – это политика?

Ну, это с какой стороны посмотреть. Для студентов общежитие – это общежитие и ничего более. А вот для чиновников – у-у-у! Это ужасная, кошмарная политика!

Основная мысль в выступлениях административных гостей была такая: вы нас подставили! Вы подставили губернатора! Потому что за «волнения» и «акции» в крае чиновников по головке не погладят.

Но… Но, ребята… Ваши упреки не по адресу! Недаром наши предки придумали поговорку: сама себя раба бьет, коли не чисто жнет. А краевые чиновники, в ведении которых находится музыкально училище, жали не чисто. И не то.

Грибок, как сказал на июньском педсовете Владимир Синенко, не в один день заводится. В течение пяти лет училище приходило в упадок. Прекратились летние творческие школы, на которые приезжали музыканты из центра и давали мастер-классы. Прекратились студенческие вечера, капустники, спектакли. Педагоги перестали получать премии. Сгнили и пришли в негодность стропила так и не построенной крыши. Педагоги жаловались на директора…

Но чиновное начальство, судя по всему, устраивал директор, который заботился исключительно о собственном благополучии. Или не только о собственном? Может, и еще о чьем-то?

Характерный пример. Замначальника управления культуры Сергей Запорожец был в училище. Педагог показывает ему:

– Смотрите, какой ужасный подоконник!

И Запорожец, очень приятный, интеллигентный человек (по отзывам преподавателей), говорит:

– А вы задерните шторы и не смотрите…

Чиновники задернули шторы. Подумаешь, начальник им не нравится. Много кому начальники не нравятся. И ничего, живут себе. И вдруг…

Кто бы мог ожидать! И от кого! От музыкантов! Конечно, подставили.

ЧИНОВНИЧЬЯ ЭТИКА

Намерения зала и сцены (там сидели чиновные гости) не совпадали. Зал хотел сказать всё, что думал о директоре и поговорить о будущем, о том, что можно сделать для подъема училища. Сцена хотела говорить о палаточном городке и о том, что их подставили.

Разговоры о директоре попытался в самом начале пресечь Петр Семин. Он сказал:

– Это неэтично – обсуждать директора в его отсутствие!

Зал удивился: как же не обсуждать директора, если в нем – корень всех проблем? И какая странная защита!... Впрочем, даже после стрельбы майора Евсюкова по людям в супермаркете глава московской милиции позволил себе сочувственное высказывание о нем.

Но мимо директора – не пройти. Вот Евгений Хохольков объявляет:

– Сергеев написал заявление по собственному желанию…

Зал смеется и кричит:

– Не верим!

Вице-губернатор подтверждает:

– Я это заявление не видел, у меня его нет.

Снова смех.

Занятная личность этот Сергеев. Как же надо достать людей, чтоб они не верили ни одному заявлению, исходящему от директора (бывшего). Что бывшего, то Хохольков подтвердил, сказав резко, со сдерживаемой страстью:

– Он однозначно не будет переназначен – после всего!

Овация зала была ответом.

Прекрасно чиновники понимают, что подставил их прежде всего директор. Но признать его исключительную вину им мешает соображение собственной безопасности: это все равно что явка с повинной! Вот и ищут чиновники «политические силы», «манипуляторов» и т.д., чтобы отвести хотя бы часть вины от Сергеева – и значит от себя.

Пушкарев, пришедший минут через пятнадцать после начала собрания, внес свою лепту в давление на зал:

– Вы находитесь в системе. И решать проблемы надо в системе. Если выйти и потребовать всё сразу – это терроризм!

Это он, конечно, загнул. И вообще позволил себе очень рискованное заявление.

Ну и вице-губернатор Хохольков выступил. Он упомянул, что всякие распоряжения по училищу (вроде ремонта, новой мебели, инструментария) подписывает губернатор.

– Теперь при словах «музыкальное училище» будет срабатывать маячок: это то училище, которое пыталось меня подставить…

Если вы подумали, что это угроза, то вы не правы. Это не угроза. Это своеобразная чиновничья этика…

СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНО

Последние события в музыкальном училище показывают, что сопротивление возможно. И я не столько о палаточном городке имени В.А. Сергеева, сколько о пятничном собрании в концертном зале. Как ни давили сидящие на сцене чиновники на студентов и преподавателей, но убедить зал в их виновности не удалось. В конце концов Хохольков извинился «за то, что я вначале говорил слишком резко». После этого заявления встала преподавательница и сказала:

– Я хочу сказать большое спасибо нашим студентам за то, что они сделали то, что не смогли сделать мы.

И перечислила, куда они писали о состоянии дел в училище (то есть делали то, что настоятельно советовали чиновники), включая прокуратуру и Законодательное собрание.

Зал разразился овацией.

На пресс-конференции ТИГРа по случаю регистрации было сказано, что цель ТИГРа – построение гражданского общества. Журналистка из информагентства отнеслась к этому скептически: «Я новостник…»

Как оказалось, построение гражданского общества в отдельно взятом музыкальном училище может быть новостью – и какой яркой!

Марина ЗАВАДСКАЯ, фото автора и ТИГР.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100