Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (835) от 18 марта 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Насаждается ли православие в стенах ДВГУ?

Анастасия ПОПОВА

Александр Сидоров решил отвлечься от технической специальности и получить гуманитарное образование, он поступил на факультет философии, теологии и религиоведения ДВГУ.

Однако сейчас он и не надеется доучиться. Как он считает, виною всему принцип «оправославить православных», который активно насаждается на факультете и против которого он лично не раз пытался возразить.

Александр считает, что началось всё в 2007 году. Раньше на факультет и в молодёжную организацию, членом которой являлся Александр, могли прийти люди любой веры. Как считает пока ещё студент Сидоров, молодёжная организация и существовала для того, чтобы приобщить к религии всех желающих. В 2007 году кафедру посетил Никита Зеленюк – руководитель молодёжного отдела Владивостокской Епархии. Кстати, в работе этого молодёжного отдела многое казалось Александру странным.

– Раньше я и другие студенты факультета просто приезжали в «Парус Надежды», чтобы пообщаться с детьми, помочь им чем-то. Когда создали молодёжный отдел, одна моя знакомая со второго курса ездила туда вместе с батюшкой для того, чтобы, в том числе, покрестить детей. Причём, до меня дошли слухи, что спрашивали разрешение только детей, а некоторые родители были против этого, – вспоминает Александр.

На факультете с момента визита Никиты Зеленюка стали происходить странные вещи. Александр говорит, что все преподаватели, которые читают лекции у теологов и религиоведов, православные, есть несколько батюшек. Студенты, не православные и не атеисты, вынуждены скрывать своё вероисповедание. Училась девушка, состоящая в протестантской церкви Адвентисты 7-го дня. Не доучилась. Как считает Александр – не дали. Учился буддист, посмотрел на то, как проходят лекции – сам ушёл.

– Когда на занятиях кто-то высказывает мнение, которое идёт вразрез с православием, ему сначала батюшка объясняет, как правильно думать. Того, кто мнения не меняет, начинают пугать, что не получит зачёт или экзамен, – говорит Александр.

Горячо приветствуется, если студенты пишут курсовые или дипломы на тему православия. А вот студентке первого курса факультета религиоведение пришло в голову изучить тему оккультизма. Ей настоятельно порекомендовали не браться за неё, и студентка, как и все, решила писать курсовую о православии.

– Это нормально, что в светском заведении на лекции батюшка проводил молебен? – спрашивает Александр.

Также Александру известно, что в стенах ДВГУ на первом этаже там, где раньше был читальный зал для всех студентов гуманитарного корпуса ДВГУ, собираются возвести домовой храм.

– Когда собрали студентов и спросили, кто против возведения храма, все тактично промолчали, только один парень, студент первого курса, сказал, что он против. Университет всё-таки светское заведение. С ним провели беседу, суть которой была «ты недоучишься», – говорит Александр, сожалея, что ему не довелось присутствовать на том собрании.

Как считает Александр, именно из-за того, что специальность «религиоведение» практически стала «теологией-2», на третьем курсе учится два религиоведа, на четвёртом и пятом – по три. И это из ежегодного набора примерно 15 человек!

Сейчас Александр студент второго курса, хотя должен был быть на третьем. У него висит один долг.

Александр не против православия. Он за свободу. Его знакомая девушка, учась на факультете, всеми силами скрывает, что тяготеет к язычеству, на факультет теологии не могут прийти протестанты, которые хотели бы глубже изучить вопросы веры... А ведь люди и так не ломятся в теологи и религиоведы. Среди знакомых Александра есть ребята, которые пришли получать эти специальности просто потому, что не получилось поступить на другие, более интересные с их точки зрения факультеты. Только такие студенты долго не задерживаются. Приходят, видят, какой прессинг идёт со стороны преподавателей, и уходят...

Александр считает, что нужно говорить о том, что, по его мнению, существует культ православия, а институт теологии и религиоведения живёт по принципу «оправославить православных». Он не верит, что доучится и не горит желанием доучиться. У него есть техническое образование, есть работа. Пошёл учиться для души. Но почувствовал, что души на факультете теологии не очень-то много...

Комментирует Анна Здор, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ.

– Начнем с того, что теологии «вообще» не бывает, теология всегда конфессиональна, т.е. опирается на духовный опыт, накопленный в конкретной религиозной традиции, поэтому утвержденный министерством образования государственный образовательный стандарт специальности «теология» предоставляет вузу возможность выбора конфессионально-образовательного профиля подготовки специалиста. Это может быть христианская, исламская или иудейская теология. В настоящее время в более чем в 40 вузах России открыты теологические факультеты, и в подавляющем большинстве из них преподается православное богословие, поскольку, по данным различных социологических исследований, от 60 до 80 % россиян называют себя православными или православно ориентированными.

Занимаясь набором абитуриентов, мы всегда даем полную информацию об осуществляемых у нас направлениях подготовки. Исходя из своих личных интересов, человек может выбрать специальность – религиоведение или теологию, в зависимости от того, желает ли он изучать разные религиозные традиции, либо ему интереснее углубленно познакомиться с православием. Курсовые и дипломные работы всегда пишутся в соответствии со специализацией. За время существования отделения теологии и религиоведения выпущено 111 специалистов, в том числе, 48 религиоведов и 63 теолога.

Из 111 дипломных работ 54 были посвящены темам, связанным с неправославными религиями, либо предполагали сравнительный анализ религиозного и атеистического мировоззрений. Из этих 54 работ 31 была защищена с оценкой «отлично», 19 – с оценкой «хорошо», 4 – с оценкой «удовлетворительно».

Мы не занимаемся выявлением конфессиональной принадлежности наших студентов, но, насколько мы можем судить на основании того, что сами студенты говорят о своих конфессиональных пристрастиях, среди наших студентов есть католики, буддисты, протестанты. То обстоятельство, что часть студентов отсеивается, связано вовсе не с их «инакомыслием», а со слабым уровнем базовой школьной подготовки и недостаточным усердием в учебе.

От будущего специалиста-гуманитария требуется каждодневный упорный труд, желание много читать и осмыслять прочитанное, умение грамотно выражать свои мысли. К сожалению, далеко не все молодые люди сегодня обладают этими качествами.

В настоящий момент храм в университете не возводят, хотя кафедра обращалась с таким предложением в ректорат на том основании, что в более чем 70 светских учебных заведений России сегодня имеются домовые храмы. То, что на лекциях проходили молебны, неправда. В институте есть неправославные и неверующие преподаватели. Они подбираются по профессиональному, а не конфессиональному признаку.

Помимо предусмотренных госстандартом курсов по истории нехристианских религий, свободе совести, истории свободомыслия, диалогу религиозного и нерелигиозного мировоззрений, за счет регионального и вузовского компонентов мы ввели также дополнительные курсы по исламу, религиозной философии Востока, мифологии, религиозной ситуации в Приморье, религии и политике в США.

Во внеучебное время регулярно организуются экскурсии для всех желающих (и религиоведов, и теологов) в различные религиозные организации. Так, только в течение последних двух лет наши студенты побывали в мечети, в католическом костеле, лютеранской кирхе, на выставке буддийского искусства и т.д.

Приходится сожалеть о том, что пришедшему в редакцию «Арсеньевских вестей» студенту нам не удалось привить хотя бы элементарных представлений о порядочности, и он, для того, чтобы уберечь себя от грозящего ему из-за большого количества задолженностей отчисления, решил оклеветать преподавателей. От студентов отделения теологии и религиоведения никто не требует обязательного исповедания веры.

Здесь все уважают свободу совести и право каждой личности на духовный поиск, и среди успешно окончивших наше отделение есть люди разных убеждений. Единственное, что действительно требуется от студентов – открытость для восприятия непростых и чрезвычайно важных для любого думающего человека знаний, готовность к диалогу и к со-размышлению. Ну и, конечно, трудолюбие…

От автора:

Сомневаюсь в заявлении Анны Владимировны, что молебны на лекциях не проводились, поскольку разговаривала с одной преподавательницей института, которая выразила недовольство обращением в газету Александра именно сейчас, когда страсти поутихли, а не в конце прошлого года, когда проходил молебен на занятиях. Эта женщина не захотела рассказывать о происходящем на факультете, потому что побоялась, что это повредит институту, хотя она очень переживала за специальность «религиоведение», которая, по её мнению, погибает.

Анастасия ПОПОВА.

ЧИТАТЕЛЯМ «АВ» БЫЛ ЗАДАН ВОПРОС

Какой религии вы придерживаетесь?

Опрос выяснил, что подаляющее большинство наших читателей считают себя православными. Атеистов примерно в три раза меньше. А католиков не оказалось совсем, либо они проигнорировали наш вопрос.

Распределение голосов показывает эта диаграмма.

1. Православие

2. Католицизм

3. Иные течения христианства

4. Ислам

5. Буддизм

6. Атеизм

7. Иные религии


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100