Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (832) от 25 февраля 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Что такое сервитут?

Елена Лазаренко

Отвечает Елена ЛАЗАРЕНКО
На нашей придомовой территории находится дорога. Говорят, что ею будут пользоваться на правах сервитута. Что это значит?
В соответствии с ч. 1 ст. 216 ГК РФ сервитут относится к вещным правам.

Под сервитутом следует понимать право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении.

По своей сути земельный сервитут – это:

– вещное право на земельный участок, он будет существовать до тех пор, пока существует земельный участок, в отношении которого он установлен;

– он является правом на чужую вещь (землю), а не на свою;

– обладатель сервитута приобретает право ограниченного пользования земельным участком, а обременение участка сервитутом не лишает его владельца права владения, пользования и распоряжения. При этом осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен;

– сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный этим сервитутом, к другому лицу.

В земельном законодательстве закреплено два вида сервитутов: частный и публичный.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п. 3 ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут может быть установлен по требованию не только лица, которому земельный участок принадлежит на праве собственности, но и землепользователя, а также землевладельца.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ст. 27 Закона государственная регистрация сервитута проводится в ЕГРП на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу с момента его государственной регистрации. Если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, представление плана земельного участка не требуется.

В п. 6 ст. 23 ЗК РФ закрепляется правомочие, согласно которому собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании его земельного участка (п. 7 ст. 23).

Следует отметить, что ни в земельном, ни в гражданском законодательстве понятие «соразмерности» платы не определено. Следовательно, стороны сделки должны изначально установить размер вознаграждения, причитающегося собственнику земельного участка, обременяемого сервитутом.

По общему правилу, если размер вознаграждения не предусмотрен, величина платы может определяться по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ. Однако цену, обычно взимаемую при сравнимых обстоятельствах за пользование чужим недвижимым имуществом на сервитутном праве, определить очень трудно. Поэтому в юридической литературе высказываются мнения о плате за установление частного сервитута как о существенном условии договора, с чем можно согласиться. Что касается размера платы, то он может быть установлен как договором, так и судебным решением.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ):

– ввиду отпадения оснований, по которым он установлен (например, для проезда к зданию проложена другая дорога). Это означает, что, если лицо, в пользу которого установлен сервитут, объективно может удовлетворить свои потребности другим образом (например, проложена новая дорога, возможны иные пути водоснабжения и т.д.), в этих условиях собственник участка имеет право возбудить вопрос о прекращении сервитута;

– если земельный участок, обремененный сервитутом, не может вследствие этого обременения использоваться его собственником в соответствии с назначением участка.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Елена ЛАЗАРЕНКО.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100