Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (827) от 21 января 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Христу и Будде спорить не о чем

Надежда Алисимчик

Говорят, на Рублевке у нас, что ни коттедж – то ашрам. Олигархи-будды, обкуренные благовониями, сидят в позе лотоса, и при полной отключке сознания продолжают повторять вслух «о мани под мене». То есть это из их губ священная мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» так сама собою выпевается.

Говорят же, что привычка – вторая натура… А вокруг медитирующих олигархов ламы с колокольчиками ходят – злых асуров отгоняют. Ламы все в оранжевом, да кто ж им тут запретит такой цвет, чай не на митинг пришли, а насчет духовности!

Словом, не Рублевка, а рублевая шамбала, сплошной симбиоз архата с архаровцем.

А в Госдуме, напротив, православные богослужения. То на заседаниях Госдумы в первых рядах черные рясы сидят, то, напротив, на праздниках в храмах госдумцы так стараются впритык к батюшке встать, что хоть пожарных вызывай. Того и гляди, бороденку служителю культа свечками подпалят.

Не Госдума, а собор – целыми днями заупокойные законы мирянам пишут, да кадят под самосочиненную стихиру «боже, храни нашего двуглавого царя вечно, а потом еще шесть лет». Стихира-то плагиат, конечно, а поди, докажи, когда одну голову царя эта самая Госдума утверждает, а вторая голова царя эту думу вместе с первой головой распустить может! Ну, как тут не уверуешь в чудо, и креститься не начнешь? Крестятся все, даже Зюганов красным знамением себя осеняет.

И что отрадно, живут рублевские буддисты с госдеповскими православными очень дружно. Рублевская община пожертвования шлет православной Госдуме, а православные госдепы благодарственными молебнами ответствуют – и к нечаянной радости и за упокой... Словом, как положено в православных храмах – написал записочку, имя усопшего или еще здравствующего в ней указал, заплатил денежку, и дыши всей грудью без печали.

И так между ними все ладно, и выходит вроде, что уже и исполнилось пророчество о возрождении России! Помните то пророчество, где сказано, что начнется процветание нашей страны с приходом Спасителя, который проявится под двумя лучами истины – Будды и Христа.

Исполнилось ли пророчество, сказать не могу, но, если Будда и Христос придут одновременно на Рублевку или в Госдуму, как вы думаете, что из этого выйдет?

Кого первым засудит прокуратор Чайка?

ДВА СОЛНЦА ИСТИНЫ

Будда учил народы Востока. Через шесть столетий Иисус принес Учение для Запада. Брамины в Индии ненавидели Будду – он отвергал касты. Установленные священниками догмы, правила и ритуалы держали народ в рабстве. Именно священники изобрели обряд сожжения вдов на погребальном костре мужа, хитро переведя древние тексты, чтобы завладеть имуществом покойных. В общине Будды не было каст и догм, были правила духовных практик, но и в этих правилах Благословенный заповедал ученикам не закисать, а менять их.

То же самое было и в Израиле. Сборы церковных десятин, бесконечные приношения жертв, побитие камнями за грех изнуряли народ. Всего этого священников лишало Учение Христа. Страх и черная зависть священников сделали свое дело, они возненавидели Того, кого ждал весь народ, как освободителя и нового царя. С другой стороны, народ был задавлен налогами и поборами колонизаторов – римлян, прокуратор которых Пилат боялся еврейских митингов не меньше, чем нынешние губернаторы автомобилистов. У Пилата для этих целей всегда была наготове отборная когорта вроде наших «зубров».

Первые подлинные общинники Христа, как и Будды, не имели личного имущества, жили подаянием. Ну, скажите, какие налоги и пожертвования с них можно было взять?

Оба учили своих последователей искать истину. Истина одна, но путей к ней много. Будда указывал дорогу к истине через освобождение от страдания, Христос – через испитие всей чаши страдания. Суть же того и другого Учения одна – отказ от всего личного в пользу общего блага. Каждый из этих Учителей принес в пользу общего блага свою жертву: Христос – свою жизнь, а Будда…

НИЩИЙ ЦАРЬ И ЦАРЬ НИЩИХ

История жизни, как Будды, так и Христа, обросла легендами и сказаниями. И Христос, и Будда знали об этом заранее и указали, что каждый человек носит истину в себе, в собственном сердце. Но как до нее добраться, будь ты индийский принц крови, как Будда, или еврей из бедной семьи?

Что же принес Будда в жертву на общее благо? Как говорится в Каноне устами самого Сидтхарты Будды: «О, нищенствующие, я был воспитан в утонченности, в чрезвычайной утонченности. Во владениях моего отца пруды лотосов, синих, белых и красных, были сделаны для меня. Я потреблял сандаловое масло только из Бенареса, и все мои одежды привозились из Бенареса. День и ночь белый зонтик держали надо мной, чтобы ни зной или холод, ни пыль или дождь не коснулись меня.

Я владел тремя дворцами – один для зимы, другой для лета и третий для дождливого периода. В продолжение четырех дождливых месяцев я был окружен музыкантами, певцами и танцовщицами и не покидал своего дворца».

Он был самым искусным воином и, выиграв во всех состязаниях и играх, по обычаю страны, выбрал супругу – прекрасную царевну Яшодхару, которая родила ему сына.

Но личное счастье не несло покоя, сердце молодого принца томилось.

Одна из легенд гласит: «Была ночь. Царевич не мог спать. Он вышел в сад и сел, глубоко задумавшись, под большим бамбуковым деревом. Внутренний взор его открылся, и он увидел величавый облик Старца, который произнес: «Я – шрамана (шраманы – аскеты и кандидаты на нирвану, «те, кто доложен обуздать свои мысли». «Шаман» – искаженный вариант первоначального слова. – Прим. автора). Угнетенный мыслью о старости, болезни и смерти, я покинул дом в поисках Пути спасения. Все вещи устремляются к разложению, лишь Истина пребывает в вечности. Все подлежит изменению. И нет постоянства, но слова Будд (Будда в переводе с санскритского – просветленный, высшая степень знания. – прим. автора) остаются неизменными.

Сидтхарта спросил: «Можно ли обрести спокойствие в этом море горя и страдания? Я подавлен пустотою земных удовольствий и всякая чувственность мне ненавистна. Все угнетает меня, и само существование кажется невыносимым».

Шрамана ответил: «Где есть зной, там есть и возможность холода. Существа, подверженные страданиям, обладают и возможностью наслаждаться. Начало зла указывает, что и добро может быть развито. Там, где страдания велики, там и блаженство будет велико, если только откроешь глаза, чтобы увидеть. Как человек, упавший на кучу отбросов, должен найти ближайший пруд, покрытый лотосами. Точно так же ты должен искать великое бессмертное озеро Нирваны, чтобы очистить скверну. Если это озеро не станет предметом искания, то вина не в озере…»

Царевич внимал мудрым словам и сказал: «Я знаю, что достигну цели, но отец говорит, что я еще юн и пульс мой бьется слишком полнокровно, чтобы вести жизнь шрамана».

Величавый старец отвечал: «Ты должен знать, что для поисков Истины время всегда благоприятно… Иди, Сидтхарта, и исполни свое назначение. Ибо ты – Бодхитсаттва, избранный Будда, тебе суждено просветить Мир. Ты станешь Дхармарадж, царем Истины. Ты – Благословенный, ибо ты призван стать Спасителем и Искупителем Мира.

Исполни совершенство Истины. И, если даже молния обрушится на голову твою, не уступи прельщениям, уводящим людей с Пути Истины. Как солнце во все времена следует своему пути и не ищет иного, так и ты не покинешь тропы праведности, ты станешь Буддою. Следуй своей цели неотступно, и ты победишь. Ты будешь Буддою, ты просветишь Мир и спасешь человечество от гибели».

Видение исчезло. А Сидтхарта сказал себе: «Я пробудился для Истины, я решаю выполнить мое назначение. Я порву все связи, привязывающие меня к Миру, и оставлю свой дом, чтобы найти Путь спасения. Истинно, я стану Буддой».

Царевич вернулся во дворец, чтобы в последний раз взглянуть на тех, кого любил превыше всех земных сокровищ. На ложе, усыпанном жасмином, спала Яшодхара, положив руку на голову сына. Стоя на пороге, Бодхисаттва смотрел на них, и сердце разрывалось от тоски. Боль разлуки пронзила его. Но ничто не поколебало его решения, и мужественным сердцем подавил он свои чувства и оторвался от самого дорогого.

Его конь Кантака был оседлан, и, найдя врата дворца широко открытыми, он направил коня в тишину ночи. Так царевич Сидтхарта отрекся от земных наслаждений, отказался от своего царства, порвал все связи, и вступил на тропу бездомия».

Так исполнил царевич заповедь, озвученную Христом лишь через 6 веков, заповедь о том, что «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное», которое «силою берется». Силой сердца, надо полагать.

Так царь стал нищим и ушел из дворца за духовными сокровищами. Жизнь его вела к ним через многие препятствия, включая клевету и предательство. Но он нашел причину страданий, отыскал путь освобождения от них. Он учил, что все его сверхчеловеческие способности могут стать столь же естественны и для других людей, как для птиц летать, а рыбам плавать.

Имена Будды – суть его качетства. Шакья Муни – мудрый из рода Шакья; Шакья Синха –Лев; Бхагават- Благословенный; Сатха – Учитель; Тахтагата- Прошедший Великий Путь; Джина- Победитель; Владыка Благого Закона.

Для приема в общину требовалось лишь два условия – полный отказ от собственности и нравственная чистота. Никаких предпочтений или исключений по полу, расе, кастовой принадлежности или просто по возрасту не было. Мерило духовного продвижения одно – степень внутреннего саморазвития.

Однажды ученик спросил Благословенного: «Как понять исполнение Заповеди отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой остался в окружении вещей, но не заслужил упрека».

«Чувство собственности измеряется не вещами, а мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником» – был ответ.

Из таких дисциплинированных и воспитанных на суровом отказе от всего личного Готама Будда хотел создать работников общего блага Мировой Общины. Воспитавшая его тетя, сын и жена Готамы стали его учениками. Путь в общину и из нее никакому сословию не был закрыт. Неприкасаемый и раджа, куртизанка и принц крови, все на равных. Этот принцип замечательно проиллюстрирован в фильме «Ганди». Именно такую очищенную общину создал Махатма Ганди в Индии. В фильме есть эпизод, когда приходит очередь жены Ганди чистить общий туалет – издревле работа неприкасаемых в Индии. А жена и сам Ганди были из высокой касты. Но Махатма Ганди нашел слова, убедил ее это сделать, и туалет она почистила, хотя и со слезами на глазах.

Если Будда стал нищим царем, то Иисус стал царем нищих. Он ушел из дому с пустыми руками примерно в том же возрасте, что и Будда, и провел три года в полном бездомье. Собственно, через период бездомья проходят каждый архат и Мессия. Община Христа также кочевала из селения в селение. Перед казнью был многодневный пост в пустыне, как и у Будды перед Озарением.

Так много общего. Почему? Если взять Нагорную проповедь Христа и заповеди Будды, много ли расхождений в них найдется? Расхождений в интерпретациях – тысячи ученых диспутов, горы книг. А в сути?

Главное, на что напирают христианские ортодоксы – Будда отрицал личного Бога, утверждая возможность освобождения личными усилиями и упорным трудом над самим собой. Тем самым отрицая всякое внешнее поклонение. На самом деле, Будда вообще не давал ответа на вопрос: есть Бог, или нет. Ведь сказано и самим Христом также в Нагорной проповеди, что «чистые сердцем» сами «Бога узрят». Без переводчика. Эту загадку Будда оставил на закуску последователям.

Самым большим достижением этого явилось то, что буддисты никогда не вели религиозных войн под флагом и от имени своего Бога, чего не избежали христиане.

Эзотерические учения утверждают, что, достигнув полного просветления исключительно своими собственными заслугами и усилиями, Будда отказался от нирваны, чтобы остаться «Буддой сострадания» в пределах несчастий этого мира. И не потому ли буддизм является единственной абсолютно бескровной религией? И разве уважение к Будде – есть оскорбление Христа, такого же общинника и царя таких же нищих?

МОЙ БОГ ХОРОШИЙ, ПОТОМУ ЧТО ТВОЙ ПЛОХОЙ

Почему вообще об этом стоит говорить? Да потому, что нас опять стали охмурять попы. И, добро бы, то были старцы из пустыни, а то бывшие перекованные парторги, советские филологи и историки, ранее специализировавшиеся на атирелигиозной пропаганде. И вот они надели рясы, и не вылазят из телевизоров. И их все прибывает, и пребывает. Им уже армии и тюрьмы мало, они еще и на школы косят взглядом. Мне это прискорбно.

Есть такая передача по телевизору, называется «Пусть говорят». Просто филиал Мосдепии, Госдепии и патриархии. Их представители там 4 раза в неделю в первом ряду заседают. И вот в этой передаче не столь давно духовная беседа развернулась между православными и… даже трудно сказать кем. Словом, там Настя Волочкова с Ксенией Собчак отношения выясняли, а рефери был поп. Может дьякон, словом, православный. А суть была в том, что у Насти Волочковой муж-олигарх ушел в йогу. Перестал есть мясо и медитирует где-то вне дома почем зря. Насте это надоело, она надела всё лучшее и пришла посоветоваться с телезрителями, как мужа из нирваны вытащить.

А Ксения Собчак надела черное платье, очки нацепила, словом, опростилась до монашенки. И вцепилась в свою закадычную соперницу. Но как-то нечаянно проговорилась, что и она сама может часами в позе лотоса сидеть. Батюшка, который сильно сочувствовал Насте по поводу бесовщины ее супруга, тут сразу на Ксюшу переключился и спрашивает: «Ну, ты хоть при этом мясо-то ешь?» Получив удовлетворительный ответ, батюшка прямо воспрял духом от радости – раз мясо ест, значит, не окончательная буддистка, не совсем еще потеряна для православных. Правда, послушав дальше, что говорила Ксения, он отказался от возникших было надежд иметь Ксению послушницей, и в сердцах назвал ее падшим ангелом. Та очень обрадовалась слову «ангел», пропустив мимо ушей слово «падший». Знал ли сам батюшка подлинный смысл этого словосочетания, судить не берусь. Вообще-то для священнослужителя публично бросаться такими комплиментами дело смурное. Падший ангел – это же сам дьявол.

Если в таком ключе националправославия пойдет проповедь слова Божия еще и в образовательных учреждениях… Так, глядишь, не за горами увидеть и Ларису Белоброву, супругу нашего губернатора, не только на Поместном соборе по выборам патриарха, но и на кафедре слова Божия в Академии искусств.

Надежда Алисимчик


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100