Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (819) от 26 ноября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Счастливый человек

Н.А. Соломина

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Из телеграммы Секретариата Союза художников России – Приморскому Союзу художников:
«…произведения Рыбачука Ивана Васильевича вошли в сокровищницу российского изобразительного искусства. Народный художник России, академик Российской Академии художеств… он является примером верного служения искусству и преданности родине. Огромная утрата для всех нас…»
Председатель Союза художников России В.М. Сидоров

Владивосток потерял Ивана Васильевича Рыбачука.
Прошло около 40 дней после этой скорбной даты…

Рыбачуку первому из художников страны была предоставлена возможность организовать персональную отчетную выставку в Москве, в 1956 году, в выставочном зале Союза художников СССР. Это после его участия во Всесоюзной выставке маринистов (1955 г.). Выставил 125 живописных работ. А в 1978 г. – 245 картин, на своей персональной выставке, совершившей турне по городам: Москва — Ленинград – Челябинск – Иркутск – Новосибирск – Астрахань – Магадан…

Во время Великой Отечественной войны был призван из Благовещенского художественного училища. На фронт явился с мольбертом и этюдником. 20 лет ему тогда было. Воевал, но с карандашом и бумагой не расставался.

Нет числа его стихийным выставкам на флоте, во время творческих поездок - на борту ледокола, подводных лодках, краболовных судах, погранзаставах, в оленеводческих совхозах. Первыми зрителями его новых работ были труженики морей, пограничники, рабочие, колхозники, оленеводы, охотники, животноводы, полярники. Они же и герои созданных им портретов. «За мастерство в жанре портрета» был удостоен Серебряной медали Российской Академии художеств.

Заслуженный деятель культуры, Народный художник России, Ветеран Великой Отечественной войны, Юлий Семёнович Рачёв вспоминает:

«Я с Иваном вместе два раза в море ходил. Уважение на пароходах было к художникам. На «Орджоникидзе» в Преображении и в Ольге заходили в порт. Я взял этюдник. Работаю. За трубой спрятался, холодно было. А Иван боцмана пишет в каюте. Вдруг слышу: «Где художники? Замполит приказал найти художников». Что случилось? Оказывается, художники после обеда, в 15 часов не пришли пить молоко…

Как-то Иван привел в мастерскую Тарапуньку и Штепселя. Эти артисты были тогда знамениты и любимы всеми. Они на гастроли приехали. Показывает им этюды. «Подари», – говорят. Рыбачук: «Выбирайте!». Штепсель показывает: «Я самый маленький возьму». Выбрал самый лучший портрет: «Чукчаночка».

Тарапунька же настаивает: «Вот эту дрянненьку хочу взять». Иван: «Она не обрамленная. Возьми другую». Тарапунька: «Ничего, я приеду домой, сам рамочку сделаю». Словом, сошлись на том, что Иван вышлет ему картину следом. Иван сделал копию и выслал… Знаменитая работа: «Сын Чукотки» – один из лучших портретов.

Много у него хороших пейзажей: камчатских, чукотских, морских…

У меня была моторная лодка. Стояла на станции «Водник». Пошли с ним по Амурскому заливу. Пришли в Сидими. У меня там друг маячник был. Ливень застал. Сидим в доме. Иван вышел. И долго нет его. Пошел я по острову его искать. Увидел скалу, а под «навесом» скалы Иван пишет этюд. Работу слегка окропило дождём. Мне понравился этюд, понравилось это место. Я встал рядом и тоже написал. Этюд этот у меня до сих пор цел. Иногда с него прибой пишу…

Валя – первая его жена. Познакомился, когда матросом был. Когда демобилизовался, поженились. Дочь Маринка появилась. Валя работала в строительном банке. До перестройки Союзу художников давали по две квартиры в год. Иван – единственный художник, который не просил в Союзе квартиру. Валентина получила. Потом они переехали в 2-комнатную на Пологой. Когда прошло лет 10 после смерти Валентины, женился на Лидии. Квартиру они оставили Маринке.

Улетали мы с ним как-то из Хабаровска. Художники проводили нас на регистрацию. Мы уже в самолете места заняли. Потом почему-то нас обратно в здание аэропорта вернули. Ведут по узкому коридору. Иван видит будку дикторскую. Зашёл в неё, взял у работницы микрофон и запел. А хабаровские художники только проводили нас, зашли в аэропорту в ресторан, знают, что мы в самолете. Вдруг слышат: Иван на весь аэропорт поёт. Ничего не поймут: «Мы же его в самолет посадили».

Но всё это не главное. Главное – трудолюбие его. У него нет ни одной работы, «высосанной из пальца». Он писал и портреты знаменитостей, и очень много портретов простых людей. К каждой картине писал этюды. У него тысячи этюдов. Сначала этюды пишет, потом картину: кусочек неба с одного, кусочек моря с другого. Что бы ни случилось, на 1-м месте у него – работа.

Всю жизнь учился… Серафим Фролов, известный художник из Москвы, в 1957 году приехал сюда в творческую командировку. Они с Рыбачуком уехали на Камчатку. Там у них продукты заканчивались. Рыбачук убил медведя, так они потом медвежатину ели. Рыбачук многое почерпнул тогда у Фролова.

Что помогало снимать трудовое напряжение? Юмор. У братьев Ткачевых своя мастерская на Академичке. Иван написал такую картину: нос бота, по борту сидят зверобои, бьют моржей. Чайки летают, потому что рыба идет, за рыбой идут все животные. Море…Ткачи из бумаги нарезали чаек, прилепили этих чаек по стенкам вокруг картины, на потолке. Иван в гостях был, вечером возвращается к себе, увидел картину, аж вскрикнул. Из картины, как бы вылетели птицы, сидят по стенам, на потолке. Потом включил свет, пригляделся…

На Академичке зимой озеро замерзало. Разгребали снег. Делали каток. Художники играли в хоккей. Рыбачук стоял на воротах. Считался лучшим вратарем. Художники сочинили письмо от имени Пелевина, председателя спортивного общества города Вышний Волочек, якобы они приглашают Рыбачука за их сборную сыграть. Кто-то съездил в Вышний Волочек, поставил на почте штемпель на конверте. Вручили вызов-розыгрыш Рыбачуку. Иван с другим художником поехали в Вышний Волочек. Приходят в спорткомплекс. Там тренировки идут. Иван, как заправский спортсмен, которого пригласили за их сборную сыграть, какие-то советы игрокам даёт. Заходят к председателю. А там, у председателя фамилия не Пелевин вовсе, да и сборной в Вышнем Волочке никакой нет.

Поехали мы как-то в Хабаровск на именины к знаменитому художнику Зорину. Было это ещё до перестройки. Зорину отметили день рождения, а на следующий день – я именинник. Никому об этом не говорил.

Приехали в аэропорт. Объявление: самолет задерживается до 23 часов. На площади – ресторан. Денег мало. Заказали по 50 грамм. Рыбачук подошел к оркестру. Переговорил с руководителем. Подходит к микрофону и объявляет: «Дорогие товарищи, сегодня мой друг – именинник, я хочу спеть ему».

И запел украинскую песню, хорошую такую «Я ж тебя, милую, аж до хатыноньки сам на руках донесу…». Здорово спел! Певице до этого никто не хлопал. Рыбачуку весь зал аплодировал.

Иван вернулся, сел за наш столик. Мужчина из-за другого стола встаёт, подходит к Ивану, кладет перед ним 10 рублей и просит: «Дорогой, спой что-нибудь ещё». Рыбачук отказался, заявив: «Я лечу в Японию с концертами, могу голос потерять». Другой мужчина подходит с такой же просьбой. Уже очередь…

В Крыму для художников была Коровинская дача. С 1953 года Рыбачук на ней бывал. Там его все крестьяне знают. Я приехал в Москву, на 30-летие Московского отделения Союза художников, на выставку в Манеже. Говорю Ивану: «Надо где-то мне пристроиться жить». Рыбачук: «Пойдем ко мне, в гостиничный номер». Приходим. У него двухкомнатный номер. Вечер. Времени где-то половина одиннадцатого. На 1-м этаже – зеркальный ресторан. Иван предложил: «Пойдем, на сон грядущий по стопке коньяку примем». Подходим к двери – очередь.

Швейцар увидел Рыбачука, и сразу ему: «Проходите! Проходите!» Рыбачук показывает на меня: «Этот со мной». Зашли. Сели. Музыка играла. Руководитель женского оркестра, увидев Рыбачука, останавливает исполнение номера и объявляет в микрофон: «Марш китобоев» в честь дальневосточника». На барной стойке стояла громадная ваза с апельсинами. Когда «Марш китобоев» закончился, Иван каждой исполнительнице даёт из неё по апельсину. Потом платил.

Возвращаюсь с Академички. Время вылетать из Москвы. У меня 100 рублей денег, а билет стоит 117. Подумал, пойду к Ивану. Иван повел меня в Художественный фонд СССР. Секретари там его все знают: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Иван без доклада прямо к Председателю фонда. Выходит от него, говорит мне: «Пиши заявление». Председатель подписал «оплатить командировочные расходы». Иван был отличным товарищем всегда»…

Последний, 87 год жизни Ивана Васильевича прошёл в борьбе за возможность держать в руках кисти… Падало зрение. Пережил операцию. Практически стал писать на память. Без работы не мог. Острейшая боль – ноги. Чтобы взобраться на 2-й этаж, в мастерскую, руками опирался о стену. Но всегда приходил на работу.

Когда совсем невмоготу стало подниматься по лестнице, ночевал в мастерской.

В мае 2008 перенёс инсульт. Душа рвалась в мастерскую. К мольберту. После инсульта – с лоджии написал 8 пейзажей.

В июне приговор – гангрена. Но от ампутации отказался: надо же стоять у мольберта. Боли такие, что обезболивающие препараты не помогали. А он работал. За месяц до смерти его видели за этюдником, с кистью в руках. Последняя картина, которую он начал, громадная; по широте, размаху соответствует душе его и характеру. Возможно, думал, что подводит итог. Картина называется «Танец весны», на чукотскую тему.

Обезболивающие лекарства не помогали. Дал согласие на операцию.

Лежит в больнице, тоскует по работе. Руки просят кисти. Говорит: «У меня палитра не чищена». У него спрашивают: «Может быть попросить художников почистить?» Отвечает: «Нет! Я сам!» В этом – весь Рыбачук.

На четвертый день после ампутации Ивана Васильевича не стало…

Наутро после прощания с Иваном Васильевичем в союз художников зашла Людмила Ивановна Варламова – искусствовед Приморской картинной галереи. Ещё её называют «личным искусствоведом Рыбачука». Спросили: «Что в Иване Васильевиче всё-таки главное?». Ответила: «Он боец. Высококультурный человек. Этимология слова культура: культ – «почитание», ур – «свет». Дословно – почитание света. Он воин света. Его произведения в XXI веке ещё мощно будут светить людям, излучая свет любви, добра, красоты».

А сам Иван Васильевич как-то сказал: «Если посетителям выставок запали в душу некоторые мои работы, если я хоть немного сумел передать красоту нашего края, то считаю себя самым счастливым человеком».

Н.А. Соломина.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100