Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 42 (813) от 15 октября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Второй раунд отъема собственности или кто нагреется на кризисе

Записано Татьяной РОМАНЕНКО

Что это за банк “КИТ-финанс” и почему это все принялись его спасать? Он сначала был продан управляющей компании, принадлежащей и контролируемой братьями Ковальчуками, близкими к Путину, а потом продан российским железным дорогам господину Якунину за сто рублей. Зачем инвестиционный банк государственной компании “Российские железные дороги”?

Тем более, что глава этой компании совсем недавно сказал, очень презрительно оттопырив губу насчет спекулянтов, которые должны помереть. И тут, видимо, этот кто-то это услышал и с садистской последовательностью влепил ему этот банк.

История с банком “КИТ-финанс” – это ключевой момент для понимания сегодняшнего отчечественного экономического кризиса и мер по его преодолению.

В Америке системными являются банки, в случае краха которых рушится финансовая система, пропадают доходы населения и так далее. У нас системообразующими являются банки, которые близки тому или иному министру. Самые системообразующие близки министру, а менее системообразующие близки их заместителям и т.д.

Есть два замечательных банка, один из которых – Связь-банк – считается близким бывшему министру связи господину Рейману и КИТ-финанс, о судьбе которого заботится министр финансов Кудрин. Связь-банк спасают, продав его аж за пять тысяч рублей ВЭБу, причем глава ВЭБа Дмитриев говорит при продаже, что неплохо бы послать в банк следователей и разобраться, что там было до прихода Алешкиной. Алешкина – это недавно пришедший руководитель. Ну и зачем ВЭБу покупать проблемный банк?

Вы представляете масштаб катастрофы, когда замышляется крупная чиновничья сделка о покупке, и деньги зависают в Связь-банке, и надо что-то с этим банком делать?

Точно так же спасают банк “КИТ-финанс”, причем при поистине фантастических обстоятельствах. Трудно сказать, какое количество денег ему дали. В печати фигурирует сумма около миллиарда долларов.

Суть этой сделки очень проста.

У нас есть человек, который всегда стоял на страже российской финансовой кубышки. Это министр финансов Алексей Кудрин. Он всегда говорил: “Не трогать, не распечатывать”. И вот спасли банк “КИТ-финанс” таким фантастическим образом. Попытаемся себе представить как это выглядело. Ведь это не имеет никакого отношения к рыночной экономике, к продаже. Это совершается где-то в Кремле, на самых верхах. Приходят к одному человеку, тот вызывает Ковальчука и говорит “Купи”. Видимо, что-то там не сложилось, то есть Ковальчук нашел доводы или находился слишком близко к власти, чтобы отказаться от этой сделки, тогда вызывают другого человека, господина Якунина. И он оказывается счастливым обладателем этого самого “КИТ-финанса” за 100 рублей. И после того, как в “КИТ-фонанс” деньги пошли, очевидно, что с точки зрения всех окружающих министр финансов Кудрин не имеет морального права говорить, что другим нельзя. Кубышка открылась.

После того, как кубышка открылась, начинается парад, очередь страждущих к этой кубышке. Другие банки говорят: “А мы чем хуже, а у нас там генералы или полковники”. Тогда банкам говорят: “Хорошо, хорошо, вот вам Минфин поставит депозиты 500 миллиардов рублей, наполнит ликвидностью, поставит депозиты до декабря. Прибегают другие банки и говорят – а нам, а нам. ЦБ говорит: хорошо, мы снизим норму резервирования, вот вам еще сто миллиардов рублей. Тут российские экспортные компании узнали, что каким-то банкам, которые отнюдь не являются становым хребтом российской экономики, дают какие-то деньги. А российские компании очень многие перекредитованы. У нас масса патриотических компаний, патриотическая РусАл, зарегистрированная на острове Джерси, патриотическая компания Евраз, зарегистрированная в Люксембурге, у которых большие кредиты. У РусАла, например, 14 миллиардов долларов, потому что Дерипаска пытался купить “Норильский Никель” и занимал под это деньги. Все они выстроились в очередь.

То есть это не кризис, это называется – распечатали кубышку. У России сейчас 560 миллиардов долларов резервов, из них 380 в ЦБ, 180 – Стабилизационный фонд, и все выстроились в очередь. А сейчас ведь и государственным компаниям будет обидно.

Что произойдет в результате кризиса? В результате любого финасвого кризиса происходит очищение финансово-экономической системы, снижение издержек и падение цен. В каких-то частях это произойдет. Например, сильно упадут зарплаты менеджеров.

Но в России другая экономическая система, не западная. Скорее всего произойдет квазинационализация. Произойдет второй раунд того, что мы видели при раздербанивании Юкоса, при покупке Сибнефти, при отходе Сибура Газпрому.

Кто первые кандидаты?

Есть две российские компании. Одна из них РусАл, у нее очень много кредитов, и если ее перекредитуют во Внешэкономбанке, то как вы думаете, кому в конечном итоге достанется эта компания? Тому человеку, который управляет в ручном режиме российской экономикой, а именно премьеру. То же самое с “Норильским Никелем”. 30% сейчас у Потанина, приблизительно, 25% как минимум у Дерипаски, он их контролирует, еще 10% скупали “дочки” “Норильского Никеля”. Ими голосует директор. Кто у нас директор дочки? Друг Путина и бывший сотрудник известно чего. Понятен ответ на вопрос, кому будет реально принадлежать “Норильский Никель”. Примеры можно множить.

Суть этих примеров одна. Перекредитованные российские компании окажутся либо закредитованными в ВЭБе, и тогда это национализация. Или, если они получат кредит в ВЭБе, но при этом сохранят свои акции, это называется коррупция. И то и другое не похоже на то, как функционирует западная экономика. Потому что при западной экономике это пакеты были бы проданы на рынке.

Записано Татьяной РОМАНЕНКО по материалам передачи “Код доступа” с Юлией Латыниной, 11 октября 2008 года, радиостанция Эхо Москвы”.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100