Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (811) от 1 октября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

ОЛИМПАТЭС - часть 3. Люди под ногами САММИТА

Марина ЗАВАДСКАЯ

Мы теперь связаны навеки, по крайней мере, на медведевскую четырехлетку: Владивосток и Сочи, Олимпиада и АТЭС. Два грандиозных прожекта, выхаренных предыдущим президентом у мирового сообщества. Два гигантских котла для впаривания светлого будущего и выпаривания денег. Как у них, в Сочах, аукнется – так у нас, во Владе, откликнется. И наоборот.

Первая часть опупеи под названием «ОЛИМПАТЭС» была написана и опубликована в июне. Называлась она «Земля в иллюминаторе» и была посвящена, соответственно, земле – у них, в Сочах, и у нас, во Владе. Речь шла об олимпийских способах отъема земли у населения под грандиозные стройки. И имелась приписка: «Владивостоку грозит то же самое – с некоторыми поправками на местную специфику».

Так вот сейчас эта специфика случилась.

ГНЕЗДО МОСТА

Самая высокая сопка во Владивостоке – Орлиное Гнездо. Даже слишком высокая – чтобы присоединить к ней мост через Золотой Рог, такая высота не нужна. Поэтому улица Суханова, огибающая сопку, второй месяц перекрыта и разрыта – строители сносят часть сопки, чтобы сровнять высоту с тем берегом бухты.

А что не удастся сровнять – превратить в дно туннеля, выводящего к оставшейся высоте.

Поскольку мост гнездится в историческом центре города, давным-давно застроенном и заселенном, чей-то дом обязательно попадает или под туннель, или под ноги моста. И не один дом!

Что с домами случится – понятно: их снесут. А что случится с жильцами этих домов?

ИЗ ЦЕНТРА – В ХИХИШНИК

Вообще-то жильцам вроде как должны предоставить другое, равноценное жилье. (О том, что их за год должны были предупредить о сносе, мы не упоминаем – это сделано не было, и незачем рыдать о пролитом молоке.) И им вроде как предлагают. Вот какое:

«Департамент дорожного хозяйства Приморского края объявил очередной открытый аукцион по приобретению квартир для жителей города Владивостока, попадающих в зону строительства мостового перехода через бухту Золотой Рог в городе Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 “Уссури” Хабаровск-Владивосток с островом Русский.

Всего, как сообщает официальный сайт Администрации Приморского края, планируется приобрести в районе от центра города до Второй Речки следующие квартиры:

две гостинки общей площадью до 23-24 кв м., максимальной стоимостью одной 2,29 млн. руб.;

гостинку общей площадью до 18 кв м, максимальной стоимостью 1,85 млн. руб.;

три гостинки площадью до 14,5 кв м, максимальной стоимостью одной 1,75 млн. руб.;

две 1-комнатные квартиры общей площадью до 31 кв.м, максимальной стоимостью одной 2,9 млн. руб.;

три 1-комнатные квартиры общей площадью до 36 кв. м, максимальной стоимостью одной 3,1 млн. руб;

две 2-комнатные квартиры общей площадью до 43 кв. м, максимальной стоимостью одной 3,7 млн. руб;

3-комнатную квартиру общей площадью до 60,5 кв. м, максимальной стоимостью до ,6 млн. руб.

Аукцион состоится 16 октября, заявки принимаются до 10 октября.

Как отмечают эксперты, к которым обратилось РИА PrimaMedia за комментариями, по данным ценам вполне возможно приобрести жилье на вторичном рынке. Правда, предложение скорее приближено к нижней грани цены за 1 кв. метр, сложившейся на вторичном рынке Владивостока для данного района города. Поэтому речь может идти, вероятно, о так называемых “хрущовках” или схожих по потребительским качествам квартирах».

Причем гостинку предлагают семье, живущей на Суханова в двухкомнатной квартире.

Можно ли считать равноценной гостинку в «хихишнике» (а в центре по таким ценам ничего не приобретешь) квартире в центре?

Можно! И вот почему.

ЧЬЯ ЗЕМЛЯ – ТОГО И ДЕНЬГИ

Почему квартира в районе Лазо, Первой Речки, Посьетской стоит гораздо дороже (при прочих равных условиях), чем на Чуркине и тем более на Змеинке? Из-за месторасположения. Потому что в центре. И добираться куда бы то ни было легче, и вообще…

Так вот месторасположение – термин бытовой, а не юридический. С юридической точки зрения важно, на чьей земле дом стоит. Жильцы оформили землю под домом и вокруг (придомовую территорию) в собственность, как предлагает закон (Земельный Кодекс)?

Да? Тогда цена квартиры увеличивается на цену земли – и действительно, квартира на Змеинке будет стоить дешевле, чем на Первой Речке.

Нет? Тогда цена квартиры – это цена ее квадратных метров и кирпичей, обрамляющих эти квадраты. И без разницы, где эти квадраты и кирпичи расположены – на Надибаидзе или на Посьетской.

А теперь вопрос: жители улицы Суханова оформили землю в собственность? Ответ: конечно, нет!

Вообще дома, которым удалось оформить в собственность землю, можно пересчитать по пальцам одной руки – и то много будет. И стоило это жильцам много трудов, времени и нервов. А очень многим это сделать не удалось, несмотря на все старания. Потому что во Владивостоке отдавать землю жителям власти не хотят.

Это же очень удобно! Если земля в городе не принадлежит жителям, то чья она? Муниципальная, краевая или федеральная. Но эти владельцы – абстракция, а значит, власть может распоряжаться землей как захочет. Захочет – отдаст любой приглянувшийся клочок строителям для возведения многоэтажного гиганта – неважно, жилого дома или торгового комплекса. Захочет – приткнет под окнами жилого дома стоянку большегрузного автотранспорта. В любом случае сделает так, чтобы извлечь выгоду – для себя, конечно, не для «населения» же стараться!

СПЕЦИФИКА №1: НА НЕТ И СУДА НЕТ

Ну, положим, в Сочах тоже далеко не все жители смогли оформить землю в собственность. Но зато появился закон «Об организации и проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (310-ФЗ, принят 16 ноября 2007 года). В этом законе расписано, как, каким образом изымается земля под олимпийские объекты – если она в частной собственности, если в федеральной, муниципальной, краевой, или она принадлежит военным. Расписан порядок изъятия, процедуры, компенсации, ответственность – в общем, всё.

Что касается саммита АТЭС, то закона, принятого Госдумой, по его поводу нет. Нет и местных законодательных актов – НИ ОДНОГО! А саммит приближается. Он в 2012 году запланирован – на два года раньше Олимпиады.

В Сочах, по поводу которых закон есть, несмотря на это, возникают огромные трудности – и с жителями, и со строителями. Год прошел, как Россия получила право на Олимпиаду. Скоро год будет, как принят соответствующий закон. Но олимпийских объектов нет – ни одного. Власти не успевают не то что построить эти объекты, но даже оформить всё, что полагается, по закону. Разбаловались, вероятно, на курорте.

СПЕЦИФИКА №2: СНЕСЕМ ДОМ ВМЕСТЕ С ЖИЛЬЦАМИ

Что касается наших властей, то они и без курорта разбаловались. Думать, вероятно, разучились. Во всяком случае – предвидеть результаты своих действий и бездействий.

Дирекция саммита рассуждает просто. Земля на Суханке чья? Федеральная, то есть наша. А дома на ней чьи? Муниципальные, то есть ваши. Ну так вы и расселяйте жильцов. Не успеете – снесем вместе с жильцами. У нас сроки! А вам – раньше надо было думать.

И снесут – почему бы нет? Для государственных нужд ведь. Люди живут в этих домах уже по системе «все отключено». Наверное, чтобы не кочевряжились, а брали, что дают.

Вообще-то Дирекция не такая уж злобная: она готова заплатить. Возместить, так сказать, затраты на приобретение жилья для выселяемых. Но поскольку никакого законодательного акта по этому поводу нет, деньги пойдут просто в бюджет города. А просто – это значит для тех, кто стоит в городской очереди на жилье, а не тем, кто расслеяется по госнужде. И пусть администрация выкручивается, как умеет. Но вот насчет «умеет»… Сомнения велики!

ПЛАНОВ ГРОМАДЬЁ

Конечно, громадьё. Вон даже планируется построить гигантскую телебашню на Орлинке – высотой 310 метров, 40 этажей, с офисами, конференц-залами, ресторанами и т.п. То бишь еще одно офисное здание, вроде “трехуровневой парковки” напротив мэрии. На такое и два миллиарда не жалко федеральных денег!

Ну, мосты – само собой, как и «зачистка» побережья под такие же суперпонтовые сооружения.

А куда денутся жители Пушкинской, Светланской, Краева, Калилинской, Русского острова (к расселению предназначен 101 дом)?

А туда же, куда жители улицы Суханова. В «хихишники».

Земля-то чья? А?

Только вряд ли у нашей администрации столько гостинок наберется…

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото PTR-vlad.

ГРАЖДАНСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Жители Имеретинской низменности перешли к активной фазе противодействия строительству “Второго грузового района порта Сочи”

В конце сентября 2008г. в Сочи прибывает с ежеквартальной инспекцией комиссия Международного Олимпийского Комитета (МОК). Одним из самых серьезных проблем сочинской заявки на проведение Олимпиады является полное отсутствие Олимпийских объектов. И хотя прошло уже больше год после утверждения Сочи в качестве места проведения Олимпийских игр 2014 года, показать МОК, прямо скажем, нечего. И ключевым проблемным узлом в строительстве олимпийских объектов является отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры. В связи с этим министр транспорта РФ Игорь Левитин, похоже, решил “спасти ситуацию”. В течение последних трех недель в Имеретинской низменности началось и активно ведется строительство железнодорожного грузового двора “Сочинский” и поселка строителей.

Не заставил себя ждать и многострадальный “Второй грузовой район порта Сочи”. К его строительству без наличия необходимых разрешительных документов заказчик этого проекта ФГУП “Росморпорт” вновь пытался приступить 25 сентября 2008 г. Однако, как и прежде, эта попытка натолкнулась на активное гражданское сопротивление местных жителей. Сопровождавшие подрядчиков Росморпорта три наряда милиции, начальник милиции Адлерского района г. Сочи и два юриста от инвестора не смогли представить протестующим жителям документов, достаточных для производства работ.

В связи с попытками подрядчиков приступить к незаконным строительным работам, жителям пришлось создать “живой щит” перед строительной техникой, пока милиция не разберется в сложившейся ситуации. Заявления в милицию по данному факту написали как подрядчики, так и местные жители. Последнее слово осталось за милицией. По состоянию на 17.00 стороны покинули место противостояния. Завтра, скорее всего, сегодняшняя ситуация повторится.

По аналогичному сценарию ситуация развивалась в июле 2008 г., когда к приезду в Сочи министра Левитина его подопечные из ФГУП “Росморпорт” пытались изобразить бурное строительства “Второго грузового района порта Сочи”, вообще ни имея никаких документов. Показуха тогда не получилась. На тот же сценарий Минтранс рассчитывает и с МОК?

Экологическая вахта по Северному Кавказу.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100