Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (811) от 1 октября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Строительные планы Владивостока

Юрий Филатов

140 лет тому назад был принят первый план Владивостока
Первые дома, построенные во Владивостоке, относились к категории сборно-типовых. Казарма, баня и офицерский флигель были придуманы штабом округа в Иркутске, изготовлены в Николаевске и собраны в считанные дни на берегу гавани Владивосток.

Все здания спроектировал старший артиллерийский офицер корвета прапорщик Александр Колчак, а утвердил капитан корвета Эгершельд. Позднее пограничниками построены жилые дома и магазины первых купцов порта - Семенова, Купера и Де - Фриза – и почтовая контора.

Руками пограничников был возведён и первый храм - «церковь во имя Успения Божьей Матери». Всё строительство велось «по удобности расположения», но и постройки можно было по пальцам пересчитать.

Генеральный план порта Владивосток

В 1867 году областному землемеру Любенскому было предписано «выделить годные земли для портов Посьет и Владивосток». 30 июня 1868 г. этот первый план – проект будущего города (им он станет только в 1880 г.) был утверждён генерал-губернатором Восточной Сибири Корсаковым. В нем отображены будущие кварталы от берега бухты до Куперовой пади, и от Амурского залив до Машкиного оврага (между Светланской и Уткинской, Пограничной и Матросским парком). По нему и началась застройка порта.

Первый генеральный план города Владивостока

По индивидуальным проектам Владивосток начал застраиваться с переводом в бухту Золотой Рог Сибирской флотилии. Но наблюдение за частным строительством на городской земле взяла на себя городская управа. В 1879 г. она назначает первого городового архитектора Юлия Рего. Им разрабатывается первый проект застройки по принципу микрорайона - северного склона сопки Тигровой.

Он построил в 1878 г. первое каменное здание города - жилой дом отставного флота лейтенанта Григория Зотова. По его проекту были перестроены женское училище и бывшая казарма шхуны «Алеут». В 80-х годах по его проекту на склоне Машкиного оврага было выстроено здание Морского собрания в традициях русского деревянного зодчества. К сожалению, постройки Рего были снесены в процессе реконструкции города, а Морское собрание уничтожено пожаром во время погромов в октябре 1905 г.

В 1890 г. Владивосток стал административным центром Приморской области, в нём начались перемены. Появились капитальные сооружения – не только казенные, но и частные, о каких прежде и мечтать не приходилось.

В этом была немалая заслуга приглашенного на должность областного архитектора в середине 90-х годов позапрошлого века Александра Гвоздзиевского. Но он не только контролировал строительство в областном центре, но и сам являлся автором интересных работ.

По его проектам были построены Восточный институт, здание почтово-телеграфной конторы (ныне его занимает городской почтамт) и одно из интереснейших и красивейших зданий города - костел Пресвятой Богородицы. Ему принадлежит планировка микрорайона на левом берегу Первой Речки (Первая Речка и Рабочая слободка).

Иногда приглашенный для постройки какого-либо здания по своему проекту архитектор влюблялся в наш город и оставался в нем надолго.

Так случилось с немецким архитектором Юнгхенфельдом. Приглашенный для наблюдения за перестройкой торгово-жилого комплекса, он не только остался во Владивостоке, но и получил российское подданство. Ему принадлежит авторство проектов зданий, так украсивших город. Это лютеранская кирка Святого Павла, дома лесопромышленников Синкевичей на Пушкинской и предпринимателя, владельца пароходства и Тетюхинских копей Юлия Бринера на Алеутской.

Его судьбу повторили архитекторы Постников, автор проекта Алексеевской женской гимназии, Мешков, строитель Министерской гимназии, Моор, по проектам которого построены дом губернатора и офицерские дома на Светланской. Именно они создали неповторимый облик старого Владивостока.

«Расположенный на террасах, он очень напоминает Неаполь, правда без Везувия, зато с великолепной гаванью, прекрасными островами и таким видом на город с моря, который по красоте едва ли уступает какому-либо другому на земном шаре», - восторженно отзывался о нашем городе норвежский путешественник Фритьоф Нансен.

Всеми силами городская дума и архитекторы старались сохранить и восстановить зелёный наряд города. Расширялся адмиральский сад. В центре разрастался городской сад. Вновь покрылась деревьями и кустами сопка Алексеевская.

С 1931 г. в проектировании начинают принимать участие специалисты ленинградского института Гипрогор. Ими же и начал создаваться первый генплан. В эту группу входил и Е.В. Васильев. В 1934 г. решением СНК СССР город включён в число первых пяти городов союзного значения.

Второй генеральный план города Владивостока

Первый советский генеральный план города был закончен его автором архитектором Е. Васильевым в середине 1935 г. Экспертиза отметила, что «Автором генерального проекта найдено правильное общее архитектурно-планировочное решение с включением выигрышных точек рельефа в общую композицию». К сожалению, этим генпланом предусмативалось уничтожение всей центральной части города.

Автора можно понять. Большинству зданий не было и 40 лет. Но к реализации идей Васильева успели только приступить. Память об этом «до основанья, а затем...» – прореха в подпорной стенке Покровского парка напротив университета. Там должна была быть лестница, ведущая к спортивному центру. На его месте сейчас городок ДВГУ.

Третий генеральный план Владивостока

В начале октября 1959 г., возвращаясь из США, побывал проездом во Владивостоке Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв. 6 октября на общегородском митинге Хрущёв, обратился к владивостокцам с предложением - построить город лучше американского, пообещав всемерную помощь.

Москвичи отправили в город на далёкой окраине новый генеральный план, который должен был преобразить его. Этот генплан стал руководством к строительству нового Владивостока. За пятнадцать лет жилфонд города увеличился в 17 раз. В этом городе мы и живём.

Четвёртый генеральный план Владивостока

Следующий генплан (очередное детище Ленгипрогора) появился в 80-х годах. Но застой брежневско-сусловских времён и перестроечное время выполнение генплана приостановили.

Зато началось уничтожение исторического наследия. Пристройки в зданию ДВМП архитектурно уничтожили здание «Транспортная компания Бриннер и Кузнецов». То же самое произошло со зданием «Гранд-отель» (крайисполком). Надстройкой здания окружного суда на Светланской уничтожили сразу два памятника истории: здание суда занимало в 1918 г. Правительство автономной Сибири эсера Дерберо, и дом наследников Старцева. Уничтожен переделкой как памятник истории дом на ул. Лазо (бывш. Полтавская 5.) Даже две мемориальные доски на его фасаде от вандализма властей дом не спасли.

Переход к дикому капитализму и жизнь по понятиям превратили строительство во Владивостоке в застройку по принципу «нахальных слободок». На Постановление губернатора края 1998 г. о выделении исторической части города внимания не обращали. И в исторической части города, где на основании федерального и краевого законов любое строительство было категорически запрещено, встали многоэтажные монстры.

Эта хаотичная застройка полностью уничтожила город как архитектурное целое.

Генеральный план Владивостока – 2008

Сейчас городская дума приняла новый генеральный план перестройки Владивостока.

Его начали создавать ещё в доперестроечные времена. Многое в нём опиралось на опыт архитекторов-проектировщиков и здравый смысл. Оставалось обсудить его и принять.

Но осенью 2007 г. Президент довёл до сведения администрации края, города и жителей, что саммит стран АТЭС 2012 г. будет проведён во Владивостоке. И не где-нибудь, а на острове Русском. Потому придумайте на остров мост, а лучше два или три.

Через год он же, но уже в ранге премьер-министра, уточнил, что саммит будет проводиться на базе Тихоокеанского федерального университета, который существует только в замыслах московских властей.

Потому, господа проектанты, извольте внести в новый генеральный план Владивостока соответствующие коррективы. А то, что о мостах и университете вас никто не предупреждал, – это просто мелочи, которые соображающих людей не затруднят. За работу, господа.

И работа закипела.

Городскую думу предупредили местные власти, что генплан должен быть утверждён не позднее 15 сентября. Конечно, в соответствии со здравым смыслом это означало - «пришить жилетку к пуговице».

Но причём здесь здравый смысл, если САМ велел? Депутаты думы хотя и сделали вид, что им высшая нервная деятельность не чужда, но генплан был ими принят без возражений и подписан в приказанный срок.

И теперь для проведения саммита нужно построить, как минимум, мост на остров, хотя в России таких мостов никто строить не умеет, а от услуг иностранных компаний мы отказались.

Начавшееся строительство уже сейчас пришлось остановить из-за грубейших отступлений от проекта. Зато были уничтожены следы поселений мохэ, относящиеся к янковской культуре.

Первая опора моста на северном берегу Золотого Рога будет стоять всего в десятке метров от памятника морякам, закроет его от моря. А мост нависнет над ним. На нет будет сведена работа скульптора и архитектора. Попадут в зону строительства дома в районе второй опоры, которую воздвигнут на Пушкинской. Возможно, это будет вспомогательная школа (бывшее китайское консульство). Она тоже входит в число памятников. И никто не может сказать, как пройдёт ответвление, ведущее в тоннель. А там тоже есть дома, связанные с историей города.

Почему-то исчез с нового генерального плана города музей «Владивостокская крепость» с подземельями, казематами, орудиями и охранной зоной. А ведь это памятник культурного наследия федерального значения. Будут уничтожены целые микрорайоны. Не останутся ни Матросская слободка, ни дома частного сектора в прежнем виде. А на многих висят мемориальные доски.

Наверное, будут снесены остатки Артиллерийского городка на Эгершельде. Будут уничтожены подземные хранилища и служебные здания Минного городка. Там намечено строительство развлекательного комплекса.

И Владивосток, который с такой любовью создавали наши предшественники и мы, наши наследники просто уничтожат. К чему им это старьё?

А город у моря всё-таки жаль. Красивый был город.

Юрий Филатов.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100