Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 37 (808) от 10 сентября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Цискаридзе - талант + характер

Наталья БРИЗ

6 и 7 сентября на сцене Академического театра им. М. Горького состоялся гала-концерт «Звезды русского балета». Выступали Николай Цискаридзе, Татьяна Чернобровкина, Елена Андриенко, Лилия Мусоварова, Геннадий Янин и др. Восхищенная публика выразила свое признание овациями и, конечно же, цветами.

За два часа до начала концерта, 6 сентября, Николай Цискаридзе провел пресс-конференцию в малом зале театра. Беседовать с ним было легко и интересно.

Разговор начался с событий в Грузии. Николай, грузин по национальности, переживает за то, что происходит на его родине. Но он привык себя считать гражданином России.

Судите сами, в 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора П.А. Пестова. По окончании училища в 1992г. Цискаридзе был принят в труппу Большого театра России, где скоро стал ведущим солистом.

Работая в театре, Николай продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте.

К политике никакого отношения не имеет. Цискаридзе - человек искусства, а значит, человек Вселенной.

- Не могу сказать, на чьей я стороне. Смотрю западные новости, российские и не могу понять, что же там происходит? Все это ужасно… Я знаю много людей, у которых мать осетинка, а отец грузин, и наоборот. Что им делать? Разорваться? Андрис Лиепа, очень точно сказал: «Наши дружеские и культурные связи намного серьезнее всех конфликтов. Дружбу и национальное родство между нашими народами не перебить».

А потом заговорили за жизнь. Николая волнует, что сегодня престиж его профессии упал.

- Хорошо зарабатывает исключительно маленькая горстка людей. Актерская профессия яркая, но нет финансовой стабильности. Артисты балета - самый нищий слой среди артистов. Мне повезло, я вырос в период, когда рушилась страна, когда менялся блатняк. Появилась исключительно счастливая возможность занять свою нишу.

В Советском Союзе все было предрешено: кому работать в театре, кому нет. В нынешней России я бы просто не смог приехать в Москву. У мамы не было таких средств, чтобы продолжить мое обучение, да еще снимать квартиру.

Сегодня одаренных детей много, но финансовая несостоятельность может погубить талант. Этот год объявили годом семьи. Дело, конечно, хорошее, но что толку просто говорить и кормить обещаниями? Если бы молодые люди видели, что социально защищены, то их уговаривать бы не пришлось. Без всяких заманих повысится статус семьи, а значит, и рождаемость.

- Николай, Вы очень рано и многого добились в жизни. Это заслуга Ваших родителей или тяжелый физический труд?

- Есть такое выражение: характер - это судьба. Если бы я был человеком более мягким, более льстивым и во многих ситуациях подленьким, карьера была бы не такой, как вы её видите, а супер звездной. Мне очень сильно мешает мой язык. Я не терплю бездарности и тупости. Ну, а физически в балете приходится работать много.

- Вы говорили, что любовь к театру началась с театра кукол Образцова.

- Театр меня очаровал. Я понял, что нахожусь от него очень далеко, у меня нет никаких шансов попасть за черту рампы, но возникло желание посмотреть, что же там делается. Если бы в актерскую профессию принимали в 10 лет, то я бы, наверное, пошел туда, потому что ненавижу физические нагрузки. Но я попал в балет. Я считал, что научусь ходить правильно, приведу в порядок осанку, и пойду поступать во ВГИК, там делают кино, там театр.

А через год я увидел восхищенные взгляды в мою сторону и остался в балете. Русский балет впереди всей планеты. Он существует дольше, чем США как государство.

- Вы говорите, что немного зарабатываете, а, извините, немного - это сколько?

- Я не умею плакаться. Меня так воспитали. Другое дело пресса ищет чего-нибудь гаденького. Не дождетесь! И вообще, вопрос не корректный. О трех вещах мне запрещали говорить: о вероисповедании, сколько зарабатываю и с кем сплю.

- Звезды любят демонстрировать свою роскошную жизнь на всеобщее обозрение, а вот Вас как-то не видно в этом плане. Нечем похвастаться?

- Я не понимаю, почему надо жениться так, чтобы об этом знала вся страна или, например, зачем показывать свой новый перстень всему миру?

- Ходят слухи, что Вам одна знаменитая актриса, которая жила на Котельнической Набережной, завещала квартиру…

- На Котельнической Набережной жила Галина Уланова, мой педагог, у нее не было прямых родственников. Многие действительно боялись и завидовали, что она мне завещает квартиру. У меня в то время была комната 14 кв.м. в коммунальной квартире.

Довожу до сведения, в ее квартире сделали музей, можете купить билетики и посмотреть. Меня долгое время спрашивали: «Как, она тебе даже сервиза не оставила?» Она мне оставила гораздо больше, чем сервиз или квартира. Уланова обучила меня тонкостям профессии.

- Кто из современных хореографов Вам нравится? Есть ли такие, с которыми Вы пойдете на любую авантюру?

- Я пойду на любую авантюру с человеком, который сможет меня заразить своей идеей. Видео погубило и режиссерские, и хореографические идеи. Сейчас лидирует его величество плагиат. Когда я смотрю спектакли, вижу: это там взяли, а это там… В балете четко понятно, что откуда содрано. Бывает такое чудо, когда человек взял чужую идею и преумножил ее. Это выше всех похвал.

- У Вас был красивый телероман с Анастасией Заворотнюк.

- Он еще не закончился. Я к Насте отношусь очень нежно, она веселый и приятный человек в общении.

- Вы повидали мир, поездили по разным странам, кого бы взяли в жены: американку, француженку, русскую или грузинку?

- А почему бы не татарку? (смеётся). Мой дедушка моей маме говорил, когда она была молоденькой девушкой: «Я тебя очень прошу, за кого хочешь, выходи замуж, только не за негра и не за армянина». Слава богу, мой папа был грузин! А вообще надо брать в жену сироту, хлопот меньше.

- Какие чувства сложнее всего передать в танце?

- Очень сложно быть положительным героем. Играть злодеев, подлецов легко, легко придумать смешной образ. А положительного, романтического принца очень сложно, дело в том, что у каждого человека свой образ положительного героя. Как-то я был на мюзикле «Красавица и чудовище» в Лондоне. Мультик вы наверняка видели. Там главную героиню зовут Белль, на французском языке означает «красавица». Представляете, эту роль исполняла девушка негритянка. Все поют, когда она появляется на сцене, какая у неё прекрасная белая кожа, как парное молоко. Конечно, многих развеселило появление негритянки. Но у этой девочки был такой прекрасный мелодичный голос, она так сентиментально пела, я поверил, что она самая настоящая Белль, очаровательная, белокожая красавица.

- В балете рано выходят на пенсию. Вы к этому готовы?

- Да, мне скоро 35 лет. Меня, надо сказать, вовремя охолонули. Когда мне было 18 лет, стали готовить к пенсии. С 20 лет преподаю, а заставили это сделать мои педагоги, большое им спасибо. Теперь я опытный педагог, в отличие от моих сверстников, у которых сейчас трясутся руки, и они не знают чем себя занять. Ну, а планировать свою жизнь, пустое дело. Например, думаю, что завтра буду в белом, а пошел дождь, и пришлось надеть черный плащ.

Николай интересный собеседник. Но болтать особо некогда, ему пора на сцену. Цискаридзе ждет Владивосток.

Наталья БРИЗ.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100