Вселенная
Войти в кабуки
Марина ЗАВАДСКАЯ
На прошлой неделе во Владивосток приехал японский театр Кабуки. Приехал – и сразу столкнулся с российской действительностью: в связи с посещением нашего города премьер-министром Путиным въезд в город тяжелым фургонам был закрыт… В том числе и фургону с реквизитом Кабуки. К счастью, Владимир Владимирович пробыл в городе недолго.
КАБУКИ И НРАВСТВЕННОСТЬ
Кабуки – уже 400 лет. Он возник в эпоху Эдо, когда страной правили сёгуны из рода Токугава, а не император. И создала театр женщина – Идзумо-но Окуни. Вообще, в те времена в Кабуки выступали только женщины, в основном молодые и красивые. Выступления состояли по большей части из песен и танцев, и публика, особенно мужчины, ломились в театр. Сёгунат решил, что подобные мероприятия портят общественные нравы, и запретил женский театр.
Ну что же. С начальством не поспоришь. Театр возродился таким образом: теперь в нем выступали юноши, в основном молодые и красивые. Что бы вы думали? Публика снова стала ломиться в Кабуки, и снова сёгунат заступился за нравственность и запретил юношеский театр.
Беда с этим начальством. И то им не так, и это не этак.
Ну и ладно. Кабуки снова возродился! Теперь в нем все роли стали исполнять мужчины среднего возраста. На этот раз начальство не нашло, к чему придраться.
В таком виде театр дожил до наших дней и не потерял своей популярности.
ИЗГИБ КАТАНЫ ОСТРОЙ…
Японский театр возник совершенно отдельно от привычного нам европейского, и очень хорошо, что Кабуки показал нам не свой обычный спектакль, в котором мы вряд ли что-нибудь поняли бы (плюс еще языковой барьер), а скорее представление о театре. Театральное представление я имею в виду.
Вот нам показывают, как в японском театре ходит мужчина, как ходит женщина (с музыкальным сопровождением). А вот – небольшая сценка под названием «Ссора родственников» - без костюмов и грима, но с катаной. Результат ссоры – труп женщины.
А вот встреча двух самураев в горах, в снегу и метели. Снег действительно пролетает – блестки сыплются с потолка. Самураи сражаются – а что же еще могут делать они при встрече? Будь это европейский театр, встреча двух рыцарей – ух, какой бы звон стоял от мечей! Японский театр гораздо более условен. Катаны не звенят, потому что не соприкасаются. К чему натурализм? Это ведь театр, а не жизнь! Сражение похоже на танец со смертельным исходом, и это уже правда истории: встреча самураев должна окончиться гибелью как минимум одного из них. Это вам не рыцари, оставляющие побежденному жизнь и задающие квест: явиться ко двору короля Артура и вручить свою судьбу королеве Гвиневере…
А вот и японский юмор: сценка под названием «В темноте». Результат прогулки в темноте - отрубленные рука, нога и лицо. Для смеха натурализм не помеха.
ДЕВУШКА-ЦВЕТОК
Впрочем, все это пролетающие блестки, подобные сценическому снегу. Это создание нужной атмосферы, дорога в настоящий Кабуки.
И вот мы там – в святая святых. В гримерной. Мы наблюдаем превращение лысоватого мужчины не первой молодости в шестнадцатилетнюю девушку Фудзи-мусумэ, фею цветов. Далеко не каждый японец видел подобное. А нам показали. Но не для развлечения. Эти театральные «внутренности», объяснения музыканта, парикмахера, костюмера – ступенечки, по которым нас ведут в театр, чтобы мы были там не случайными прохожими, а понимающими зрителями…
Наконец, открывается сцена, полная света и цветов. Появляется юная девушка-глициния и танцует. Всего лишь танцует! И мы, зрители Кабуки, понимаем ее танец. Мы любуемся этим экзотическим растением.
Вот мы и познакомились с театром Кабуки, с традиционным японским искусством, окунулись в 400-летнюю историю. Япония – современная страна, но современность не вытеснила в ней традицию.
С современной Японией мы знакомы давно. Теперь и с 400-летней традицией познакомились.
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: