Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 10 (781) от 5 марта 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Борьба за рынок ЖКХ

А.Л. Чудайкин

Чиновничий интерес –
это когда коммерческая компания приходит на рынок по обслуживанию жилкомхоза, уже имея какую-либо управленческую «крышу», а там уже работает (или собирается это делать) другая компания (или их несколько), с другой «крышей». И тогда начинается…

Ну, а когда возникают неблагоприятные дни из-за нарастающего недовольства потребителей, то самое простое такую компанию ликвидировать. После чего создать новые «Рога и копыта». А вновь созданная фирма по обязательствам прежней не отвечает, а если при этом вовремя заключить нужный договор, то еще (из-за нашей безграмотности) можно и долги прежней долго собирать. В результате у людей ни денег, ни услуг, а у компании и деньги, и чистая «биография».

Виноват менталитет?

В социалистическом обществе людей приучили к тому, что их задача ходить на работу, а социальными и жилищными проблемами, по их жалобам, займутся профкомы, парткомы, месткомы и т.д.. Зато теперь государство идет по другому пути: у тебя есть право и, значит, выбор, хочешь, используй его, не хочешь - сиди и жди «с моря погоды».

Но многие не знают, как свое право применить, а те кто знают, понимая сколь это сложно в нашей стране, не стремятся этим заниматься. Вот почему, когда говорят: «… товарищи, Вам нужно для Вашего же блага, что-то создать, организовать или сделать…», - то зачастую слышно: «А вот Вы сделайте для нас и за нас, а мы еще посмотрим». Это можно отнести и к созданию ТСЖ либо иных форм управления домом. Людское недоверие и инертность нам еще долго преодолевать.

Как же все происходит на самом деле, можно рассмотреть на примере Хорольского района.

Кто ловил рыбку в мутной воде?

На начало 2005 г. обслуживание ЖКХ района производилось тремя МУПами, не считая монополиста по поставке горячей воды и теплоносителя «Примтеплоэнерго». В этом же году ко всем МУПам и сразу, по инициативе налоговой инспекции, была применена процедура банкротства. Районные власти этому сильно не противились. В результате на смену быстренько пришли частные компании. Одна в Хорольское поселение, две в Ярославское.

Просуществовав около года, Хорольское и одно Ярославское предприятия ликвидировались. Ходили слухи, что хоть и зарегистрированы они были на разных лиц, но по сути хозяин был один. Теперь уголовные дела заведены по обеим компаниям. Оставшееся предприятие, в силу разных причин, все это время практически не работало. Госорганы разного уровня и ведомств этому немало способствовали. Запрещали выставлять квитанции на оплату, а это фактически означало запрещение работать, не предоставляли средства за жильцов-льготников. Власти района вносили смуту, заявляя, что в одном доме могут работать две компании, как выигравшая конкурс в района, так и прошедшая по конкурсу поселения.

Почти сразу на месте ликвидировавшихся компаний появились две с новыми названиями.

Власть и деньги у нас, а вы работайте!

Поселения, из-за банкротства МУПов, оказались лишенными имущества для самостоятельной и независимой деятельности, а вновь образованные частные компании, используя этот факт, пытаются выторговать для себя наилучшие условия. В результате страдают все.

Все же в Ярославском городском поселении зачатки конкуренции были предприняты. Но в нашем крае почему-то ощущается стабильная неприязнь к первопроходцам и инициативным людям.

Я это испытал на себе, когда два года назад первым предложил краевой закон о разграничении муниципального имущества между районом и поселениями. В ответ услышал: «А кто тебя просил, и кому это надо?». Правда, теперь на этого человека краевой прокуратурой возбуждено уголовное дело.

Но суть от этого не поменялась, и Хорольский район до сих пор единственный в крае не разграничил свое имущество с поселениями. Практически то же происходит и с Ярославской попыткой создания конкуренции в ЖКХ.

С начала 2007 года к поселению перешли обязательства в этой сфере деятельности, а вместе с ними и кабальный договор с районной администрацией, на получение в безвозмездное пользование жилфонда со всем имеющимся последующим обременением. Я бы сказал, что после такой «дружеской» помощи и врагов не надо иметь, чтобы пропасть.

Расторгать же кабальный договор пришлось около полугода, с судебными тяжбами по некоторым вопросам, которые еще тянутся до сих пор. Этот пример говорит о том, как мы, районные чиновники, стремимся «помогать» своим поселениям. Парадокс в том, что и краевые власти знали о сложившейся ситуации, но как бы со стороны наблюдали за ней.

Не для работы, а для сбора денег

Помимо непосильного договора к обозначенному поселению «приставили» частную компанию, имеющую контракт с районной администрацией на обслуживание жилфонда на территории Ярославского городского поселения. Я не ошибся, контракт не с муниципальным образованием, а с исполнительным органом районной власти, что даже во многих судах почему-то считается одним и тем же. Хотя Гражданский Кодекс РФ говорит обратное. Такой контракт не может быть муниципальным, а следовательно, не может применяться для муниципальных целей.

К работающему практически монопольно указанному выше предприятию у поселенческой власти были большие претензии. В результате, проведя самостоятельно конкурс, поселением избирается новая компания и параллельно для этих целей создается свой МУП.

Но не тут - то было. Такой поворот не устраивает ни компанию-монополиста, ни районную власть. В результате толком не работает ни одно предприятие, а между поселением и районом идет «обстрел» жалобами в надзорные органы и исками в суды. Да, районная исполнительная власть на весь край обижается, что, дескать, ее не хочет слушаться поселение (мы же к этому не привыкли). Но и бездумное послушание чревато: останетесь «…голыми и босыми…», и просчеты все будут на Вас.

Только к концу 2007 года, по вступившему в законную силу решению арбитражного суда, все начало становиться на свои места. Оказалось, что лоббируемая районом компания в 2007 г. вообще не имела права на территории поселения осуществлять свою деятельность. А ведь она уже собрала с населения около 10,5 млн. рублей и еще около 5 млн. рублей в качестве уступки права требования передала другой компании, которой деньги с населения исправно собираются и сейчас. Как вы думаете, кого-нибудь за этот бардак наказали? Правильно, нет.

Где работа? Да нас уже нет!

К этому времени «протеже» района успела ликвидироваться, а на ее базе образовалась новая компания, которая и собирает «интересные долги».

Казалось бы, и все. Почти год ненужной населению, но, видимо, так необходимой некоторым чиновникам борьбы позади. Вновь образованное частное предприятие якобы стало проводить собрания среди собственников жилья и цивилизованным, а главное, законным путем становиться на территории поселения управляющей компанией.

Вот она, и конкуренция. На начало 2008 г. имеется компания, избираемая населением; имеется компания, работающая по муниципальному контракту; создан МУП (правда, пока без имущества); организовано ТСЖ (среди поселений края первое и единственное), имевшее 11 многоквартирных домов в облуживании. Но все это красиво на бумаге, а по существу выходит «как всегда».

Пять тормозов для ЖКХ

Во-первых, население у нас очень сообразительное, знает, как «в мутной воде рыбу половить». Пока шла возня между компаниями и нами, чиновниками, многие не платили никому. К своей выгоде привыкаешь быстро. Поэтому теперь, в основном, под предводительством сообразительных неплательщиков, затеваются всяческие митинги по переходу из одной формы управления домом в другую, из одной компании в другую и общие неплатежи доходят до 70%.

Во-вторых, компания, работавшая по поселенческому контракту и обслуживавшая ТСЖ, но практически не собиравшая платежи и не получавшая средства льготников (добилась лишь теперь, через суд), по мере сил все же инвестировала в часть обслуживаемого жилфонда. А теперь занимается судебными тяжбами, дабы вернуть вложенное. Только ТСЖ ей должно более 400 тыс. рублей. На обслуживании у нее осталось около 10 домов.

А эту компанию выбирали и депутаты, и поселенческие чиновники из 5 участников конкурса, как предложившую лучшие условия. Вот только не нравился её руководитель чиновникам из других ведомств. Поэтому поставить ее в равные условия с другими предприятиями у поселения не получилось. Практически бесплатно работать предпринимателю целый год уже надоело. Напомню, что более 10 млн рублей собрали другие. По логике вещей, нравится фирма кому-то или нет, дайте ей нормально на законных условиях работать! А там люди определятся сами, где и у кого им лучше.

В-третьих, было ТСЖ с 11 многоквартирными домами, за полгода осталось 7 или 5, уже не разберешь. Администрация района, как самоназначенный собственник муниципального имущества, то отдает их дома в частную компанию и уведомляет об этом поселенческие власти, то шлет письма, что ничего и никому не передавала. Ситуация, как в пословице: «… и на ёлку хочется взобраться, и штаны жаль». А люди платят кому попало, но не ТСЖ, большинство и вовсе никому.

В-четвертых, управляющая компания, созданная на базе благополучно ликвидированной ранее, с помощью того же собственника районного имущества, вначале организовала управление в 34 многоквартирных домах. И если бы так и осталось, то и хорошо. И черт с ними, с прежними распрями, как раз хороший процент и соотношения субъектов, оказывающих услуги в поселении.

Но цель, как выясняется, по прежнему одна – монополия, конкурентов нам не надо. Главное - собирать деньги с населения. И через пару месяцев с прежней районной помощью в обслуживании этого предприятия уже 65 домов (а всего почти 80 в поселке).

Не прошло и полгода, как эта частная фирма заявила о намерении прекратить свою деятельность, если поселенческий муниципалитет не подымет тариф на предоставляемые ею услуги. Они просто забыли, что при проведении собраний с собственниками жилья нужно было его установить сразу и отразить это обстоятельство в протоколе. Но тогда не факт, что собственники пошли бы к ним в обслуживание.

Мне эта ситуация сильно напоминает шантаж: конкурентов вытеснили, а теперь диктуют условия.

Где план Путина, политика государства?

Хотя краевые комиссии приезжали раз пять в Ярославское поселение, толку от них было не больше, чем от стержня без чернил. Понимают, что не права районная власть, да помогать поселенческой уж сильно не хочется. Того и гляди заставят со всеми поселениями работать, а не только с 34 районами и городами. А кому этого хочется? Правда, из-за сложной ситуации с 32 признанными непригодными для проживания домами, исполнительные краевые власти помогли с трубами для ремонта одного из них. И за это спасибо.

В-пятых, созданный поселением МУП не имеет ничего, чтобы эту деятельность осуществлять. Краевые законодатели не приняли справедливого закона о передаче имущества из ведения района в поселения. Ни средств, ни техники, ни недвижимости у МУПа нет.

А возможность нормальной конкуренции у нас появится только после искоренения чиновничьей коммерции.

Председатель Думы Хорольского муниципального района А.Л. Чудайкин.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100