Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 43 (762) от 24 октября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Аукцион вслепую

Дмитрий Н.

Желающих приобрести автомобиль через Интернет-аукционы становится все больше. Однако опыт показывает, что зачастую это оборачивается покупкой “кота в мешке”. 19-летний Иван ЧЕРНОВ долго присматривался к торговцам через аукционы, прежде чем остановиться на особенно раскрученном сегодня брэнде Souzmoto. В их рекламе было указано, что у них самые низкие цены, при этом они гарантировали сохранность груза и торговлю без посредников, а также заявляли, что работают на рынке уже более 10 лет.


Залог за гарантию

Условия, по сравнению с их конкурентами, у них, действительно, были привлекательными. Ивану не понравилось одно: слишком высокая сумма залога - 40 тыс. руб., тогда как у других она составляла от 13 тыс. руб. Однако как заверили Интернет-торговцы, такой залог обоснован, т.к. компания много чего гарантирует.

- Когда дело дошло до заключения договора, выяснилось, что юридическое лицо, с которым придется иметь дело, называется совсем по-другому - ООО “Автонет-В”.

Впрочем, это не особо насторожило Ивана. Он внес залог, и компания пообещала, что уже через 4 недели после покупки машины на аукционе, ее доставят во Владивосток.

Услугами страхования, которое предложило ООО, Иван не воспользовался. Как выяснилось позже - зря.

Впрочем ровно через 4 недели выяснилось много других любопытных вещей.

Начнем с того, что указанную в договоре “доставку во Владивосток” продавец и потребитель понимают по-разному. Заказчик полагает, что через 4 недели он уже сможет уехать на своем авто, а “Автонет-В” подразумевает всего лишь доставку до пирса. Между тем машину еще нужно “растаможить”.

Эту услугу компания может организовать за отдельные деньги. Только если Таможенный кодекс (ТК) устанавливает предельный срок таможенного оформления - 3 суток с момента подачи документов и отсутствии проблем, то Ивану, при этих условиях, это сделали за 11.

Причин такой волокиты может быть несколько. Это объясняется либо халатностью таможни, которая не соблюла указанный в ТК срок, либо халатностью декларанта, который подал документы лишь через 8 дней после прихода авто. У Ивана закралось еще одно подозрение: “Возможно, к процедуре оформления не смогли сразу приступить, т.к. “Автонет-В” использует пирамидальный принцип работы - мои деньги, предназначенные для “растаможки” компания пустила в оборот, а за меня заплатил следующий за мной клиент”.

Вмятина без претензий

Дальше - интереснее. Когда Иван, наконец, получил заветное авто (оно оказалось не совсем тем, что заказывал Чернов, но это уже детали), выяснилось, что на капоте машины - большая вмятина. К тому же исчезла декоративная деталь кузова.

Вместе с тем заказчик был спокоен - реклама Souzmoto гарантировала ответственность за повреждения, хотя в душе пожалел, что не воспользовался при оформлении заказа услугами страхования. Однако о страховании компанией “Автонет-В” - чуть позже.

Увидев вмятину на капоте, автонетовцы с невозмутимым видом сунули Ивану акт приема-передачи, в котором было помечено, что товар передается в целости и сохранности, что претензий к нему у заказчика нет. Когда заказчик отказался подписывать такой акт, его припугнули, что могут оштрафовать за то, что вовремя не забрал груз с таможни. После 3 часов ругани со всем руководством “Автонета-В” в акт все-таки внесли запись о том, что авто пришло в неудовлетворительном состоянии. При этом Чернову предложили оплатить ремонт, пусть только скажет, сколько он стоит.

Для определения стоимости ремонта Иван заплатил более 500 рублей за услуги ГУ Приморская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ. Эксперты выдали заключение: ремонтно-восстановительные работы обойдутся в 6 тыс. 600 руб. Однако “Автонет-В” звявил, что заплатит только 2 тыс. 800 руб., и ни копейкой больше. О причинах выбора именно этой суммы аукционщики объяснять не стали.

Не согласившись с такой позицией “Автонета-В”, Иван обратился во Фрунзенский мировой суд. С тех пор прошло 4 месяца, суд даже не начал рассматривать иск, однако недавно выяснилось, что это даже не понадобится. Сразу после конфликта с вмятиной ООО “Автонет-В” самоликвидировался, следовательно взыскивать стоимость ремонта уже не с кого.

Этим объясняется использование в рекламе брэнда Souzmoto, под которым может работать любое недобросовестное юрлицо, ликвидирующееся при первом неприятном для него случае. Теперь экс- “Автонет-В” трансформировалось в ООО “Союзмото-ДВ”.

Вернемся теперь к упомянутой выше услуге страхования, которой предлагали воспользоваться при заказе авто. Напомним, этот вид деятельности подлежит лицензированию, а, как выяснилось, ООО “Автонет-В” такого специального разрешения не получало. Работа без лицензии уже подпадает под ст. 171 Уголовного кодекса - незаконное предпринимательство. Чернов обратился с соответствующим заявлением в милицию, которая через 10 дней отказала в возбуждении уголовного дела.

Но прокуратура отменила милицейское постановление и вернула назад материал на дополнительную проверку; милиция материал перепроверила, отказала в возбуждении и снова направила в прокуратуру и т.д. Этот обмен длится уже более 4 месяцев.

Пока не закончится срок давности по этому виду преступления, есть надежда, что руководителя “Автонета-В”, пусть даже бывшего, привлекут к ответственности.

Кот в мешке

Самое печальное во всей этой истории то, что подобная картина, по заявлению Ивана, складывается на всем рынке Интернет-аукционов. Взять хотя бы факт, что аукционщики предоставляют только информацию о состоянии кузова и салона, ни слова не говоря о состоянии гораздо более важных частях автомобиля: двигателя, узлов, агрегатов, ходовой части и электроники.

Таким образом, покупателям, рискующим ввязаться в отношения с Интернет-аукционами, нужно быть очень осторожными в выборе российских представителей японских компаний. Необходимо перепроверить не только историю развития фирмы, регистрационные документы, книгу отзывов и т.д. Нужно обратить внимание, что покупка авто через Интернет-аукцион подразумевает целый ряд договоров, например, договор поручения (на поиск нужного вам авто), договор поставки, договор купли-продажи, договор страхования груза.

Каждый из договоров необходимо внимательно изучить, не стесняясь уточнять все непонятные пункты. При этом поинтересоваться, не придется ли вам оплачивать дополнительные услуги, не оговоренные договором, как это еще пришлось сделать Ивану.

К слову, все вышеизложенные претензии Чернова подтвердила Федеральная антимонопольная служба, и Souzmoto под давлением ФАС и правоохранительных органов вынуждена была внести изменения в нынешнюю рекламу и договор с заказчиками.

Пока же купленное на Интернет-аукционе авто Ивана, понятно, не радует. Ремонтировать машину за свой счет ему все же придется, но ездить на ней он не желает, уж больно дорого она ему обошлась. Теперь Иван уже готов пойти на “Зеленый Угол” и купить там такое авто, какое сам выберет, а не виртуального “кота в мешке”.

Дмитрий Н.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100