Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 31 (699) от 9 августа 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

А дустом не пробовали?

Валерий КУЦЫЙ

Мой командир отделения младший сержант Бербеницкий был весьма критично настроен по отношению к ученым: “Подумаешь, академики! Да какое ты можешь сделать открытие, если даже не знаешь, что по команде “Шагом марш!” движение надо начинать с левой ноги”. Как я недавно понял, критика имеет непосредственное отношение и ко мне.

В самом деле, что интересного я могу поведать читателям о наших отношениях с государством, когда сам до сих пор не изведал всей глубины этих отношений. Нет, я, конечно, знал, что оно, то есть государство, смотрит на своих граждан примерно так же, как смотрит на рабочую лошаденку ее прагматичный владелец: надобность в ней имеется лишь до тех пор, покуда она способна приносить конкретную пользу, и не более того. Нечто подобное у нас наблюдалось во все времена, но я и в голове не держал, что может сложиться такая ситуация, как сейчас.

Значит, так. У людей есть ни с чем не сравнимое счастье, которое дается нам в этой жизни, - молодость, пора любви, надежд и свершений. Однако годы незаметно пролетают, и вдруг оказывается, что позади не только молодость, но и возраст, который принято называть зрелым. Наступает старость, оставляющая нам воспоминания о пережитом и сожаления о несбывшихся надеждах, отнимающая возможность заниматься любимым делом и не испытывать мучений, связанных с немощью и болезнями.

Становится ясно, что песенный рефрен “мои года - моё богатство” - не более, чем красивый художественный образ. Тут ничего не поделаешь, как бы ни хотелось что-то изменить. Бесконечно прав был Борис Пастернак, когда писал:

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец судьбы.

По моему глубокому убеждению, истинно демократическое, истинно социальное государство должно поддерживать своих стариков в это тяжелое для них время, предшествующее безвозвратному расставанию со всем, что близко и дорого на Земле. К сожалению же, мы видим совсем иное, некоторые из последних событий наводят на грустные размышления.

Выйдя в очередной раз из инфарктного отделения 1-й Владивостокской горбольницы, я получил четыре рецепта на лекарства, которые значились в льготном перечне. В аптеке этих лекарств не оказалось. Ни одного из четырех. Девушка из льготного отдела зафиксировала заказ в журнале, записала номер моего телефона, и я стал ждать. Лекарства поступили в аптеку через две недели.

Напомню, что речь идет не о каплях от насморка, а о медикаментах, от которых, возможно, зависит, попаду или не попаду я снова в инфарктное отделение.

Происходит непонятное. Из разных источников я узнал, что отсутствуют льготные лекарства не только для людей, страдающих тяжелыми сердечными заболеваниями, нет их, например, и для больных сахарным диабетом. Одновременно какой-то негодяй (пусть подает на меня в суд за это выражение) сократил число аптек, где имеются отделы для льготников. Их осталось всего лишь четыре на весь краевой центр с его пятью районами и десятками тысяч людей, которым положены бесплатные лекарства.

Меньше всего я хочу обвинить в сложившемся положении самих работников аптек. На них нет вообще никакой вины, она лежит в первую очередь на федеральных властях, которые выделяют финансовые средства и распределяют лекарственные фонды по субъектам Федерации, во вторую - на местных, словно специально делающих все возможное, чтобы льготникам жизнь не казалась медом.

Но больше всего поражает некий заговор молчания по поводу этой истории. Не бьет в колокола громкого боя пресса, в том числе та, у которой в каждой букве сидит по человеку; с олимпийским спокойствием взирает на происходящее краевой парламент, а депутаты Владивостокской городской думы перед уходом на каникулы занялись разборкой относительно того, кто какой комитет будет возглавлять.

Лишь один-единственный депутат - Галина Медведева, узнав о лекарственном дефиците, вместе с тележурналистом Сергеем Литусом подняла тревогу. Другие народные избранники либо не в курсе событий, что, согласитесь, не делает им чести, либо попросту не хотят портить отношений с начальствующими лицами, и это опять-таки говорит не в их пользу.

Пока что речь шла об одном, но весьма характерном факте отношения государства к своим престарелым гражданам, которые долгие годы честно трудились, а многие и воевали, но в конце жизни оказались у разбитого корыта. Однако сколько же еще можно было бы привести таких фактов! Это и обесцененные денежные вклады, и постыдно низкие пенсии, и безобразная монетизация льгот, и многое другое.

Чем дальше, тем больше я прихожу к убеждению, что в России существуют как бы две страны: одна - собственно Россия, с ее умирающими деревнями, разбитыми вдрызг дорогами, отвратительной коммуналкой в городах, а для немалой части населения не обеспечен даже официально установленный прожиточный минимум; другая страна – это Москва, город, избавленный от провинциальной убогости и нищеты, город сверкающих витрин, вполне приличных доходов и солидных прибавок к пенсиям, город, условия жизни в котором не сравнимы с условиями жизни в каком-нибудь заштатном Мухосранске.

Есть, конечно, и там бедняки, есть свои проблемы и трудности, без которых не обходится ни один мегаполис, однако нельзя не признать, что в сопоставлении с остальными городами и весями любезного отечества Москва выглядит страной Лимонией. А уж если говорить о сверхбогачах и современной номенклатуре – высокопоставленных чиновниках и правоохранителях, депутатах разного уровня и т.п. – то они и вовсе живут даже не в другом мире, а в другом измерении, и не берут в голову, что где-то существует Россия, не имеющая барских усадеб на Рублевке, не бывающая на роскошных приемах, не участвующая в великосветских тусовках, не любующаяся показательными разводами и конными дефиле опереточного Кремлевского полка. Мне они представляются похожими на ту королеву, которая ужасно удивилась, когда ей сказали, что у ее подданных нет хлеба, и спросила: «Но почему же они не едят булочки?»

Недавно к нам нагрянула в гости вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова. На моей памяти Светлана Юрьевна с пионерским задором вела борьбу за кресло губернатора Приморского края, пытаясь одолеть известного аристократа Евгения Наздратенко. Тогда она смело вскрывала недостатки, не избегала полемики на любые острые темы. Нынче, оказавшись при власти, она предпочитает говорить о хорошем, пламенно пропагандировать успехи, достигнутые под руководством президента Путина. И в стране, и в крае у нас все замечательно, все распрекрасно, а в дальнейшем, если мы будем слушаться партии «Единая Россия», будет еще замечательней и еще прекрасней.

Ни о наших коммунальных, ни о лекарственных бедах она, конечно, не знала, и для меня вообще осталось загадкой, для какой цели Светлана Юрьевна навестила родное Приморье. Думаю, знаменитая ленинская фраза насчет того, что декабристы были страшно далеки от народа, ничуть не меньше применима к сегодняшним российским властям.

Можно понять затруднения с льготными лекарствами: видимо, не хватает денег. А тут такие расходы! Один саммит «большой восьмерки», устроенный с такой помпой, какой свет не видел, 10 миллиардов съел. Опять же глав государств СНГ надо было прилично принять.

На местном уровне тоже множество необходимых затрат. Не может у нас произойти счастливой жизни без того, чтобы не продолжить копыловские труды по замощению Владивостока брусчаткой. Очередной кинофестиваль проводить надо? Всенепременно. Строительство нового океанариума тоже немалые суммы сожрет. Неважно, что от него предвидятся только убытки, зато можно будет президенту со счастливой улыбкой доложить: вот вы, Владимир Владимирович, сказали однажды, что хорошо бы здесь такую штуку устроить, а мы уж расстарались, претворили ваши указания в жизнь.

Так как же все-таки быть со льготниками, выражающими недовольство отсутствием положенных им лекарств? По слухам, проблема находится в стадии решения: известный реформатор Михаил Зурабов, министр здравоохранения и социального развития, нашел выход из положения и на сей раз – он заказал большую партию дуста.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. В Генеральной прокуратуре образовано управление по защите прав и свобод граждан. Отличная идея! Почему бы в приморской прокуратуре не создать управление по защите прав и свобод граждан от краевого и муниципального начальства?

В.К.

Рис. М. Ларичев


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100