Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 29 (697) от 26 июля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Распродажа муниципальной недвижимости

Марина ЗАВАДСКАЯ

СЕРИЯ ВТОРАЯ
Первая серия, как известно, закончилась уголовным делом. То есть распродажа площадей, арендованных предпринимателями, осуществлялась только «своим», а предпринимателям – только за взятки. На взятках посредников и повязали, а там цепочка потянулась дальше.

Уголовное дело еще не завершено, в суд не передано, но администрация Владивостока начинает вторую серию распродаж. Какой вывод мы можем сделать? Очень простой: администрацию пронесло. Пронесло в том смысле, что более опасности для себя в уголовном деле администрация не видит (а не в том смысле, о котором вы подумали).

И вот в пятницу, 21 июля, администрация вынесла на одобрение Думой города начало второй серии, которая нынче называется «Муниципальный правовой акт города Владивостока «Программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Владивостоке на 2006-2009 годы»»». Прошу прощения за обилие кавычек.

«Вынесла на одобрение» означает, что никто в одобрении не сомневался. Так и произошло. В первом чтении.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ РАСПРОДАЖИ

В пресс-релизах Гордумы упоминаются только два пункта «Программы развития»: что цель ее – «обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в городе Владивостоке» и что предусмотрено ее финансирование. Да больше об этой «Программе» и сказать нечего.

«Программа» вроде бы опирается на закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (для краткости этот Федеральный Закон называется 88-ФЗ). В нем есть специальная статья «Государственные программы поддержки малого предпринимательства», в которой перечислены основные положения этих программ. Из довольно длинного списка «мер поддержки» в нашей «Программе» более-менее конкретно разработано одно слово из одного положения Закона: «меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (в отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения». Это слово – «молодежь». Вот по поводу молодежи к «Программе» есть специальное приложение «Перечень основных мероприятий по развитию и поддержке молодежного предпринимательства». Здесь и методические семинары для учителей, и факультативы для школьников, и семинары-тренинги для студентов, и городские конкурсы – 10 пунктов!

Что касается остального содержания «Программы», то его сложно назвать содержанием. Так себе, общие слова и смешные абстракции типа «поднятия престижа предпринимательской деятельности». Все ведь прекрасно понимают, что внешними мероприятиями нельзя поднять престиж ни отдельного лица, ни отдельной деятельности – престиж складывается самостоятельно на основе объективной реальности. А объективная реальность ныне такова, что самой престижной является должность чиновника, о ней мечтает молодежь. Ведь предпринимателю надо работать, и очень много, а чиновник может хоть вообще ничего не делать, только взятки стричь.

Столь же смешной абстракцией, не соответствующей действительности, является пункт «Программы» «Оказание информационной и методической помощи предпринимателям»: о наличии «Программы» предприниматели узнали, можно сказать, случайно, за несколько дней до депутатских слушаний. Как и о списке объектов муниципальной недвижимости, подлежащих продаже.

Так вот об этом списке. Он дополнительный, то есть это добавление к тем объектам, которые было решено продать еще во время первой серии. Он длинный, там около трехсот помещений. И все они занятые, то есть обременены арендой. Если еще точнее: во всех этих помещениях находятся вполне успешно работающие предприятия малого предпринимательства.

Вообще-то в 88-ФЗ предусмотрено, что местные власти разработают и предпримут «меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств». В Законе-то предусмотрено, а в «Программе» - нет. Нет и не предвидится, потому что есть мнение (местных чиновников, естественно), что этот пункт Закона применим только к городам типа Москвы и Санкт-Петербурга, где он действительно применяется. А Владивосток – что же, рылом, что ль, не вышел?

Да нет, не рылом – деньгами. Денег у города мало.

Вообще-то деньги, как говаривал основоположник марксизма, не имеют цены. Они нужны не сами по себе, а для чего-то. Или, добавим, для кого-то.

Если деньги нужны для города, то выгоднее не давить предпринимателей непосильной арендной платой, позволить им выкупить свои помещения и дальше развивать свое дело, чтобы мы, горожане, имели возможность пользоваться плодами их труда. Тогда цены на товары и услуги не будут столь стремительно расти, клиентов будет больше, и наши денежки увеличат поток все туда же, в кассу города.

Предпринимательство снижает нагрузку по социальным расходам на городской бюджет: предприниматели и сами заняты работой, и дают работу другим. Значит, всем занятым в малом предпринимательстве не нужно платить пособие по безработице, и субсидии на услуги ЖКХ им тоже не нужны.

Но это если деньги нужны для города.

А если для кого-то другого, кому на город плевать?

Вот некая «Северная звезда» (уставной фонд 10 тысяч рэ) покупает на аукционе помещение, где расположена парикмахерская «Людмила», за 21 миллион. После чего к хозяйке приходят «мальчики», складывают ножки на стол и говорят: «С этого дня платите 165 тысяч!» Это при том, что «Людмила» платит 8 тысяч арендной платы. Понятно, что «мальчикам» нужны деньги, но они могут удовлетвориться помещением, если «Людмила» оттуда съедет. Но что они в опустевшем помещении будут делать? Тоже займутся бизнесом? Каким? Или будут сдавать площади за 165 тысяч? И кто ж такой богатый снимет их за такую цену? А может, «мальчики» просто перепродадут свое помещение третьим лицам, уже без всякого аукциона (они ведь собственники)?

Так кому же нужны деньги?

ПОЛИТИКА – ГРЯЗНОЕ ДЕЛО. ОЧЕНЬ

Предприниматели, прознав о планах городской администрации, быстро собрались, обсудили положение, написали обращение к Гордуме и явились на одобрение «Программы». Поскольку времени для подготовки у предпринимателей не было, они не стали детально анализировать «Программу», а ограничились требованием публичных слушаний по этому вопросу. Сотрудник правового отдела Думы пояснил депутатам: публичные слушания необходимы для вопросов, связанных с развитием города, а малое предпринимательство, намекнул сотрудник, – частный вопрос, с развитием города не связанный. Лукавство, конечно, потому что в «Программе»-то утверждается, что развитие малого предпринимательства – это и развитие города… Но депутаты намек поняли и проголосовали за первое чтение – и никаких публичных. А заместитель мэра К. Стоценко, представлявший депутатам «Программу», сказал знаменательную фразу:

- Публичные слушания затянут процедуру. Если кто-то из ПОЛИТИЧЕСКИХ соображений хочет публичных слушаний…

Политических? Да полно, какая тут политика, тут сплошная экономика!

На самом деле в этой фразе есть более глубокий смысл.

Политика – грязное дело. С этим вроде бы никто не спорит, но большинство обычных людей все-таки верят, что и среди политиков встречаются честные люди. И только сами политики знают, НАСКОЛЬКО их дело грязное. «Политические соображения» - это не констатация факта, не заблуждение. Это оскорбление, которое обычные люди практически не воспринимают как оскорбление (из-за своих романтических предрассудков, что не все политики бродят по уши в дерьме).

То есть политику как аргумент в высказывании заммэра мы отметаем.

Какой еще есть аргумент против публичных слушаний? Затягивание времени. В этом тезисе тоже несколько смыслов.

С житейской точки зрения, это не аргумент. Ведь не зря же наши предки путем долгих экспериментов вывели формулу: «поспешишь – людей насмешишь». Причем насмешишь – в лучшем случае. В худшем, как в первой серии распродаж, можно вляпаться в уголовное дело.

С точки зрения практической, лучше сначала разработать «Программу» в деталях, а потом уж по ней действовать.

Да и вообще на государственном уровне сроки распродажи «лишнего» муниципального имущества приняты весьма длительные, то есть достаточные, чтоб не торопиться!

Так к чему такая спешка?

Скорее всего к тому, что прошло уже больше половины срока, а непроданного имущества еще полно, а денег мало.

Под сроком я имею в виду срок пребывания у власти нынешней администрации Владивостока. Только этот срок, а не тот, о каком вы подумали…

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Рис. Виктора БОГОРАДА.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100