Экономика
Распродажа муниципальной недвижимости
Марина ЗАВАДСКАЯ
СЕРИЯ ВТОРАЯ
Первая серия, как известно, закончилась уголовным делом. То есть распродажа площадей, арендованных предпринимателями, осуществлялась только «своим», а предпринимателям – только за взятки. На взятках посредников и повязали, а там цепочка потянулась дальше.
Уголовное дело еще не завершено, в суд не передано, но администрация Владивостока начинает вторую серию распродаж. Какой вывод мы можем сделать? Очень простой: администрацию пронесло. Пронесло в том смысле, что более опасности для себя в уголовном деле администрация не видит (а не в том смысле, о котором вы подумали).
И вот в пятницу, 21 июля, администрация вынесла на одобрение Думой города начало второй серии, которая нынче называется «Муниципальный правовой акт города Владивостока «Программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Владивостоке на 2006-2009 годы»»». Прошу прощения за обилие кавычек.
«Вынесла на одобрение» означает, что никто в одобрении не сомневался. Так и произошло. В первом чтении.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ РАСПРОДАЖИ
В пресс-релизах Гордумы упоминаются только два пункта «Программы развития»: что цель ее – «обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в городе Владивостоке» и что предусмотрено ее финансирование. Да больше об этой «Программе» и сказать нечего.
«Программа» вроде бы опирается на закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (для краткости этот Федеральный Закон называется 88-ФЗ). В нем есть специальная статья «Государственные программы поддержки малого предпринимательства», в которой перечислены основные положения этих программ. Из довольно длинного списка «мер поддержки» в нашей «Программе» более-менее конкретно разработано одно слово из одного положения Закона: «меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (в отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения». Это слово – «молодежь». Вот по поводу молодежи к «Программе» есть специальное приложение «Перечень основных мероприятий по развитию и поддержке молодежного предпринимательства». Здесь и методические семинары для учителей, и факультативы для школьников, и семинары-тренинги для студентов, и городские конкурсы – 10 пунктов!
Что касается остального содержания «Программы», то его сложно назвать содержанием. Так себе, общие слова и смешные абстракции типа «поднятия престижа предпринимательской деятельности». Все ведь прекрасно понимают, что внешними мероприятиями нельзя поднять престиж ни отдельного лица, ни отдельной деятельности – престиж складывается самостоятельно на основе объективной реальности. А объективная реальность ныне такова, что самой престижной является должность чиновника, о ней мечтает молодежь. Ведь предпринимателю надо работать, и очень много, а чиновник может хоть вообще ничего не делать, только взятки стричь.
Столь же смешной абстракцией, не соответствующей действительности, является пункт «Программы» «Оказание информационной и методической помощи предпринимателям»: о наличии «Программы» предприниматели узнали, можно сказать, случайно, за несколько дней до депутатских слушаний. Как и о списке объектов муниципальной недвижимости, подлежащих продаже.
Так вот об этом списке. Он дополнительный, то есть это добавление к тем объектам, которые было решено продать еще во время первой серии. Он длинный, там около трехсот помещений. И все они занятые, то есть обременены арендой. Если еще точнее: во всех этих помещениях находятся вполне успешно работающие предприятия малого предпринимательства.
Вообще-то в 88-ФЗ предусмотрено, что местные власти разработают и предпримут «меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств». В Законе-то предусмотрено, а в «Программе» - нет. Нет и не предвидится, потому что есть мнение (местных чиновников, естественно), что этот пункт Закона применим только к городам типа Москвы и Санкт-Петербурга, где он действительно применяется. А Владивосток – что же, рылом, что ль, не вышел?
Да нет, не рылом – деньгами. Денег у города мало.
Вообще-то деньги, как говаривал основоположник марксизма, не имеют цены. Они нужны не сами по себе, а для чего-то. Или, добавим, для кого-то.
Если деньги нужны для города, то выгоднее не давить предпринимателей непосильной арендной платой, позволить им выкупить свои помещения и дальше развивать свое дело, чтобы мы, горожане, имели возможность пользоваться плодами их труда. Тогда цены на товары и услуги не будут столь стремительно расти, клиентов будет больше, и наши денежки увеличат поток все туда же, в кассу города.
Предпринимательство снижает нагрузку по социальным расходам на городской бюджет: предприниматели и сами заняты работой, и дают работу другим. Значит, всем занятым в малом предпринимательстве не нужно платить пособие по безработице, и субсидии на услуги ЖКХ им тоже не нужны.
Но это если деньги нужны для города.
А если для кого-то другого, кому на город плевать?
Вот некая «Северная звезда» (уставной фонд 10 тысяч рэ) покупает на аукционе помещение, где расположена парикмахерская «Людмила», за 21 миллион. После чего к хозяйке приходят «мальчики», складывают ножки на стол и говорят: «С этого дня платите 165 тысяч!» Это при том, что «Людмила» платит 8 тысяч арендной платы. Понятно, что «мальчикам» нужны деньги, но они могут удовлетвориться помещением, если «Людмила» оттуда съедет. Но что они в опустевшем помещении будут делать? Тоже займутся бизнесом? Каким? Или будут сдавать площади за 165 тысяч? И кто ж такой богатый снимет их за такую цену? А может, «мальчики» просто перепродадут свое помещение третьим лицам, уже без всякого аукциона (они ведь собственники)?
Так кому же нужны деньги?
ПОЛИТИКА – ГРЯЗНОЕ ДЕЛО. ОЧЕНЬ
Предприниматели, прознав о планах городской администрации, быстро собрались, обсудили положение, написали обращение к Гордуме и явились на одобрение «Программы». Поскольку времени для подготовки у предпринимателей не было, они не стали детально анализировать «Программу», а ограничились требованием публичных слушаний по этому вопросу. Сотрудник правового отдела Думы пояснил депутатам: публичные слушания необходимы для вопросов, связанных с развитием города, а малое предпринимательство, намекнул сотрудник, – частный вопрос, с развитием города не связанный. Лукавство, конечно, потому что в «Программе»-то утверждается, что развитие малого предпринимательства – это и развитие города… Но депутаты намек поняли и проголосовали за первое чтение – и никаких публичных. А заместитель мэра К. Стоценко, представлявший депутатам «Программу», сказал знаменательную фразу:
- Публичные слушания затянут процедуру. Если кто-то из ПОЛИТИЧЕСКИХ соображений хочет публичных слушаний…
Политических? Да полно, какая тут политика, тут сплошная экономика!
На самом деле в этой фразе есть более глубокий смысл.
Политика – грязное дело. С этим вроде бы никто не спорит, но большинство обычных людей все-таки верят, что и среди политиков встречаются честные люди. И только сами политики знают, НАСКОЛЬКО их дело грязное. «Политические соображения» - это не констатация факта, не заблуждение. Это оскорбление, которое обычные люди практически не воспринимают как оскорбление (из-за своих романтических предрассудков, что не все политики бродят по уши в дерьме).
То есть политику как аргумент в высказывании заммэра мы отметаем.
Какой еще есть аргумент против публичных слушаний? Затягивание времени. В этом тезисе тоже несколько смыслов.
С житейской точки зрения, это не аргумент. Ведь не зря же наши предки путем долгих экспериментов вывели формулу: «поспешишь – людей насмешишь». Причем насмешишь – в лучшем случае. В худшем, как в первой серии распродаж, можно вляпаться в уголовное дело.
С точки зрения практической, лучше сначала разработать «Программу» в деталях, а потом уж по ней действовать.
Да и вообще на государственном уровне сроки распродажи «лишнего» муниципального имущества приняты весьма длительные, то есть достаточные, чтоб не торопиться!
Так к чему такая спешка?
Скорее всего к тому, что прошло уже больше половины срока, а непроданного имущества еще полно, а денег мало.
Под сроком я имею в виду срок пребывания у власти нынешней администрации Владивостока. Только этот срок, а не тот, о каком вы подумали…
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Рис. Виктора БОГОРАДА.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: