Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (694) от 5 июля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Бутовское здоровье

Марина ЗАВАДСКАЯ

А казалось, что все так просто! Снести развалюхи, дать квартиры выселенцам в том же районе, на очищенном бульдозерами месте возвести современные высотки - и отчитаться о выполнении нацпроекта по комфортному и доступному жилью. Сколько раз такое проходило! А тут вдруг...

Это про Южное Бутово, конечно, деревню в Москве. Телевидение довольно подробно показало этот конфликт, порожденный... А действительно, чем или кем порожден этот конфликт?

ГОСНУЖДА

Землю, на которой стоят дома в Бутово, московские власти изъяли на “государственные нужды”, то есть на строительство социального жилья. А выселенцам предложили квартиры в уже построенных домах на улице (только не надо смеяться!) имени Кадырова. Не все жители с этим согласились, некоторые посчитали, что их обделили, и обратились в суд. Суд у нас суров, особенно к “простым гражданам”, и определил меньшую компенсацию, чем предлагала исполнительная власть. В результате в московскую деревню явились судебные приставы, милиция и ОМОН и приступили к выселению - как раз той семьи, что пыталась судиться с властью.

На счастье выселяемых, практически одновременно явились представители Общественной палаты и журналисты. В результате сцена выселения попала на экраны телевизоров и вызвала негодование зрителей. Вполне естественное негодование: вряд ли нормальный человек будет одобрительно смотреть на “штурм избы” превосходящими силами людей в форме.

Выселение состоялось... но не состоялось.

То есть семье Прокофьевых (мать и взрослый сын) по решению суда предоставлялась однокомнатная квартира. Дом приставы, милиция и ОМОН не снесли, но накал страстей был так велик, что Прокофьевы решили смириться и отправились по месту нового жительства.

Отправиться-то отправились, но им не дали ни ордера на вроде бы выделенную квартиру, ни ключей. Разумеется, Прокофьевы вернулись обратно, в свою развалюху. Согласитесь, лучше остаться в развалюхе, чем выселяться “в никуда”, даже если этого требует госнужда.

ЖЛОБЫ

Мэр Москвы Лужков был в этот момент далеко за границей не только Москвы, но и России, и заочно обвинил жителей Бутова в жлобстве. Так он это назвал. Дескать, большинство согласны переехать, а некоторые жлобы слишком многого хотят за свои жалкие квадраты и сотки.

Жителей слова любимого мэра обидели, а поскольку вокруг было уже много народу, в том числе не последние люди в государстве, а представители Общественной палаты, депутаты Государственной думы, возмущенная общественность и сочувствующие москвичи (которые тоже опасаются попасть по какой-нибудь госнужде), - бутовцы ощутили поддержку и воспрянули духом. Настолько, что решили с мэром судиться “за честь и достоинство”.

Стали известны удивительные подробности мэрской щедрости. В первоначальном (еще досудебном) предложении властей Прокофьевым за квартиру, находящуюся в их частной собственности, предлагали одну квартиру в собственность, а вторую - по соцнайму, т.е. без права приватизации - что несколько странно.

Стали известны и другие подробности: земля не находилась в собственности жителей, так что их претензии на возмещение ее стоимости выглядели необоснованными - на это и упирали сторонники московских властей.

В результате жлобами некоторое время выглядели обе стороны.

ЛУКАВСТВО

Впрочем, насчет земли в собственность - ситуация вполне прозрачна. Такой опыт имеют очень многие граждане нашей страны. Чуть где (хоть это Москва, хоть Владивосток) земля представляет собой какую-то ценность - не для сельского хозяйства, а для строительства чего-нибудь дорогого, - можно быть уверенным: живущие на этой земле люди ни за что не получат ее в собственность. Пусть они пытаются оформить все, как полагается, пусть ходят по инстанциям, собирают справки - есть тысяча и один способ затянуть процесс, пока в дело не вступит “госнужда”. Вот тогда людям скажут: “А чего вы возмущаетесь? Это не ваша земля! Кто вам мешал ее оформить в собственность, если вы так уж хотели здесь остаться?” А сказать, кто мешал, невозможно: список растянется на километры.

А еще можно упирать на цену. Есть цена, предлагаемая выселяемым, и есть рыночная цена. Разница между ними в лучшем случае двойная, а то и более. Вообще-то по здравом рассуждении собственное имущество (в том числе квартиру и землю) человек может продать за любую цену, какую назовет - лишь бы покупатель согласился. Это прекрасно знают риэлторы: их клиенты порой такую цену заламывают за свои квартиры! Тем не менее покупатели в конце концов находятся: жилья в стране меньше, чем желающих в нем жить.

Но это среди нормальных, обычных людей.

Власть же наша никак не хочет признавать, что частная собственность у нас - это вполне в рамках закона, и уже давно. Нет, почему-то представителям власти кажется, что их собственные коттеджи - это действительно их собственность, а чужие - тоже их собственность, но как представителей ГОСУДАРСТВА. В общем, все по-старому, как мать поставила: “все вокруг колхозное, все вокруг мое”. Или в другой интерпретации: “тащи с завода каждый гвоздь, ведь ты хозяин, а не гость!”

ПОЛИТИКА

Без политики обойтись в этом случае трудно. Потому что этот случай - не первый и не единственный. Много раз дома сносили, землю отбирали, выселяли “в никуда” или “куда дадут”. И все происходило тихо! Голоса обиженных слышны не были.

И вдруг... Телевидение, депутаты... Как говорил Винни-Пух, это “ж-ж-ж” неспроста!

Сразу возникло мнение (и укрепилось за неимением доказательств обратного), что бутовская история - это наезд на Лужкова. Дескать, слишком он высунулся, вот его и засовывают.

Ну и пусть засовывают. Жителям Бутова только лучше от этого: есть шанс получить не “что дают”, а “что надо”.

Тем более что Юрий Михалыч сам виноват. Не понял, что на конфликт, вышедший на экраны, нельзя реагировать так же, как на никому не известный. А он сразу: “жлобы, жлобы...”

Так что у Лужкова появился шанс заплатить за Бутово гораздо выше рыночной цены (и не земля имеется в виду).

ЗАКОН

От Бутовской истории выиграют и другие потенциальные выселенцы. Потому что этот конфликт стал поводом для наглядной демонстрации закона. Оказывается, “государственные нужды” для изъятия земли - это не строительство жилых домов, а в собственности земля или нет - с точки зрения закона, грубо говоря, однофигственно: компенсация положена все равно.

В сложном положении оказалась судья, принявшая незаконное решение, основанное на незаконном же постановлении московских властей, а не собственно на законе. Но вот ее как-то совсем не жалко. “Все так делают”, “мне здесь еще работать”, “мне надо кормить семью”... Кто-нибудь посочувствует этим доводам? Нарушать закон в угоду всё имеющей власти и в ущерб ничего не имеющим, кроме домика на земле, людям - ну...

ПРИМАЗАВШИЕСЯ

Много говорилось и о том, что защитники бутовцев делают это ради популярности, славы и т.д. - т.е. “примазываются”. Может, и есть такое - почему бы нет? Депутат Лебедев приволок в Бутово модульный домик (имеет депутат отношение к производству таких домиков) - это можно расценить как рекламу своей продукции, т.е. “примазывание”.

Но все это мелочи! Все “примазывания”, идущие на пользу людям, никто осуждать не будет.

Но вот это... Это шедевр!

Вот этот шедевр:

“Ситуация с Южным Бутовом - показатель здоровья российского общества, считает замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков.

“Российская бюрократия оставляет желать лучшего, она далеко не совершенна, далеко не всегда эффективна, мягко говоря. Я с этим согласен, но бюрократия есть везде”, - сказал Сурков журналистам в среду.

Тем не менее, считает он, в России “не все так плохо”.

“События в Южном Бутове скорее говорят о том, что гражданская позиция постепенно проявляется, и никто этому, замечу, не препятствует, кроме отдельно взятых чиновников”, - сказал Сурков.

“Поэтому Бутово - это скорее показатель здоровья общества, чем его нездоровья”, - добавил замглавы кремлевской администрации”. РИА “Новости”.

Здоровье-то оно здоровье, но если бы Лужков не “высунулся”? Кто-нибудь вмешался бы в выселение бутовцев, кто-нибудь показал бы его по телевизору? Ведь ситуаций, подобных Бутову, множество! И проходят они тихо и незаметно, если замешанный в конфликте мэр или другой чиновник “не высовывается”. Все эти дома вместо скверов, коттеджи вместо мелких частных домиков, десятилетиями неоформляемая в собственность земля и дома на ней - вот наше общество.

Можно ли его назвать здоровым?

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100