Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 47 (662) от 17 ноября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Почему Ходорковский в Сибири?

Светлана АЛФЕРОВА

Направление Михаила Ходорковского в отдаленную колонию Восточной Сибири вызвало неоднозначную оценку в обществе. Надо ли было его отсылать так далеко? На этот и другие вопросы отвечает профессор Юридического института Дальневосточного госуниверситета Семен Улицкий.

С.У.: - Ст. 73 уголовно-исполнительного кодекса устанавливает общее правило, что осужденные совершеннолетние мужчины отбывают лишение свободы в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Но правила обычно имеют исключения.

Корр.: - Какие же исключения?

Во-первых, они касаются осужденных за некоторые преступления, в которых М. Ходорковского не обвиняли (например, терроризм, бандитизм, захват заложников).

Во-вторых, они относятся к особо опасному рецидиву, чего тут не было.

В-третьих, они касаются определенных людей вне зависимости от юридической оценки совершенного ими преступления: а) осужденных к пожизненному лишению свободы; б) приговоренных к отбыванию наказания в тюрьме; в) тех, кому смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.

Корр.: - Выходит, раз осужденный не подпадает хотя бы под одну из этих категорий, он обязательно должен отбывать наказание по месту совершения преступления или по месту жительства. Или не так?

С.У.: - Не совсем так. То, что я сказал, не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, в исключительных случаях по состоянию здоровья виновных, для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия, осужденных можно направить в другой край, другую область или республику в составе России.

Ну, а когда исправительного учреждения соответствующего вида нет по месту жительства виновного или по месту его осуждения, либо человека невозможно поместить в имеющиеся там исправительные учреждения (скажем, они переполнены), то закон предписывает везти преступников все равно не далеко, а в ближайшее исправительное учреждение.

Корр.: - Не кажется ли вам, что при направлении М. Ходорковского в Читинскую область не было ни одного из этих условий?

С.У.: - Думаю, что да.

Корр.: - Почему же такое случилось? Это что, месть чиновников Московской службы исполнения наказаний?

С.У.: - Пожалуйста, не смешите. Подобные политические решения принимают значительно выше. Кстати, когда возбуждают уголовное дело и встает вопрос, «посадить» или «не посадить» известного фигуранта (из структур власти, политики или бизнеса), «наверху» прежде всего принимают, как правило, политическое решение: «сдавать» или «не сдавать». Далее работает заведенная машина.

Корр.: - Как вы считаете, осуждение М. Ходорковского и его этапирование вглубь Сибири объясняется лишь его конфликтом с властью, а не совершённым преступлением?

С.У.: - Я не хочу брать под сомнение обстоятельства, установленные судом. Но М. Ходорковский причинил, по-моему, не больший материальный ущерб, чем некоторые другие олигархи. Однако он в колонии, а они получили награды и теплые места. Да и мог ли М. Ходорковский совершить то, в чем его признали виновным, без попустительства неоднократно проверявших его налоговых и других чиновников? Но кто из них оказался на скамье подсудимых? Никто.

Корр.: - И все же, какой смыл был гнать Михаила Борисовича в далекую Сибирь? Ведь это же лишние расходы.

С.У.: - Здесь не тот случай, когда их считают. На мой взгляд, отправка Михаила Борисовича в Сибирь преследовала несколько целей:

1. Устрашить осужденного, показав, «кто в доме хозяин».

2. Затруднить его связи с внешним миром.

3. Запугать других богачей, дабы они без согласия властей не лезли в политику.

4. Изобразить, что нынешнее Российское государство не церемонится с богатеями и защищает интересы простых людей. Тут игра на публику.

Сумела ли власть достичь этих целей? В какой-то мере сумела. Правда, больше всего ей удалось запугать богатых. Однако направление М. Ходорковского в Читинскую область связано и с политическими издержками. Как известно, М. Ходорковский собирался стать кандидатом в депутаты Московской городской думы.

Шансов пройти в думу у него практически не было. И власти, по-моему, стоило показать, что избиратели М. Ходорковского не поддержали. Но если районный суд, рассматривая дело М. Ходорковского, образно говоря, тянул резину, то Московский городской суд разрешил его чуть ли не в пожарном порядке.

Проявленную спешку можно, по-моему, объяснить стремлением власти не допустить баллотирования Михаила Борисовича в думу. А для этого нужно было, чтобы приговор о нем быстро вступил в законную силу. Но, как говорится, нет худа без добра. Спешка помогла сторонникам М. Ходорковского. Они стали утверждать, что власть опасалась победы Михаила Борисовича на выборах и что она его вообще боится. Популярность М. Ходорковского только выросла.

Отправка М. Ходорковского в Сибирь с ее лютыми морозами вольно или невольно превратила его в страдальца. А ведь наш народ чаще всего не любит олигархов, но жалеет страдальцев.

Просчет Кремля состоял в том, что он не сумел показать оправданность лишения М. Ходорковского после его ареста огромных денег.

Недавно я читал лекцию в одном из санаториев Приморья. Там ветеран меня спросил: «А куда девались деньги, отобранные у М. Ходорковского? Разве, - сказал он, - на них построили кардиологический или онкологический центры, разве открыли новые государственные театры и музеи, разве существенно повысили пособия ветеранам? Какая же мне разница, - продолжал ветеран, - будут эти деньги у М. Ходорковского, или на них в очередной раз увеличат оклады проворовавшимся чиновникам?»

Таким образом, издержек в направлении М. Ходорковского в Сибирь не меньше, чем достижений.

Корр.: - Семен Яковлевич, хотелось бы знать, можно ли надеяться, что президент в ближайшее время помилует М. Ходорковского и тот выйдет на свободу?

С.У.: - Конституция России не ограничивает президента в осуществлении права на помилование. Он может помиловать любого осужденного, какое бы преступление тот ни совершил и какое бы наказание суд ему ни назначил. Но ожидать, что В.В. Путин сделает это в ближайшее время, на мой взгляд, вероятно, не стоит.

Светлана АЛФЕРОВА.

Фото ера.

На фото: Михаил Ходорковский во виемя конвоирования.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100