Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (630) от 7 апреля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

На месте боев

Алина Григорова

Донбасс, где мы жили, заняли немцы. Захватчики сгоняли людей на площадь и рассортировывали. Всех мирных жителей, у кого не было документов, расстреливали. А документов не было у многих: люди, спасаясь от бомбёжек, бросали все вещи, лишь бы выжить в этом аду.

Не было паспорта и у моей матери. Она на четвереньках переползла в толпе на ту сторону, где содержались беженцы с документами. Так ей со мной удалось спастись. Мы добрались до родной деревни в Курской области. Там тоже хозяйничали фашисты. Что нам пришлось пережить: стрельба, бомбёжки, обстрелы! Я долго боялась гула самолёта.

В 1945 году, после окончания войны началась вербовка желающих трудиться в тех районах, где не хватало рабочих рук. Мама завербовалась в Калининградскую область на торфоразработки. Мне было 6 лет. Если раньше я рассказывала о военном времени со слов матери, то последующие события помню уже самостоятельно.

В Калининградской области на месте боёв вся земля была искорёжена траншеями, глубокими воронками, ямами, вместо домов – руины, много брошенной военной техники. Болота, где добывали торф, были сплошь перекопаны глубокими окопами, рвы уже заполнились водой и заросли травой. Я с трудом перепрыгивала через них, когда ходила собирать ягоду. Много было пленных немцев, которые убирали следы войны. Везде встречалась колючая проволока, немцы скручивали её в большие бухты.

В Калининградской области нас поселили в круглых фанзах, вмещавших 10-15 кроватей, посередине – печка-буржуйка. Все женщины весь день находились на работе. Дома оставались двое: я и мальчик. Мы с мальчиком лазили по танкам, пушкам, играли в войну, в танках находили консервы: тушёнку, кашу, кое-как открывали и съедали.

Днём к нам в гости в фанзу приходил немец погреться и поговорить, показывал фотографии своей семьи. Помню фотографию, на которой кудрявая женщина с двумя детьми, такие чистенькие, ухоженные. Немец пальцем тыкал и объяснял: мутер, киндер и пытался доказать, что он не виноват, что их заставили, приказали воевать.

Америка помогала нам продуктами и одеждой. Мне запомнилась каша с американской тушёнкой. Такой пряный запах! Позже я никогда такую вкусную тушёнку не пробовала.

Однажды мама принесла мне американские ботинки, красивые, на рантах. Они были большие на меня, но я не обращала внимания. Бегала по узкоколейке, спотыкалась, падала, поднималась, от счастья готова была целовать их.

Прошёл год, закончился срок договора, и мы с мамой вернулись в деревню в Курской области.

Алина Григорова, ветеран труда, г. Владивосток.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100