Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (630) от 7 апреля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

За что?!

Павел Баченин

Я росла в Амурской области в Ромненском районе село Серединное. В 1941 году окончила 4 класса. Началась война, будь она проклята! Всех и всё забрали в армию: мужчин, лошадей, колхозную машину вместе с шофёром. Остались наши матери, да мы, дети.

А колхозное хозяйство требовало рук. И вот нас, 10-летних, отправили пасти телят, овец, полоть овощи, картофель. Трудились весь день, а ночью, если светила луна, обрабатывали свой огород. Деревенские дети, хоть и привычные к работе, но на детей перестали быть похожи: чёрные, усталые, руки и ноги потрескавшиеся, лица шелудивые.

Многие из нас с наступлением учебного года учиться не пошли. До школы надо было идти 12 км, чтобы снимать квартиру, надо было платить мукой, крупой, а у нас ничего лишнего не было. Приедут начальники из горкома, из крайкома, потеребят по головке: «Дети, всё для фронта, всё для победы!» Да мы и сами понимали, что надо кормить фронт, беженцев. Но никто никогда не говорил, что нам нет ещё 16-ти лет, и нам не положено работать от темна до темна. Всех, кто не пошёл в 5-й класс, пристроили ухаживать за телятами, овцами, свиньями, всем работа нашлась.

Некоторое время назад я стала оформлять звание «труженик тыла». Из родных мест прислали подтверждения свидетелей о том, что я действительно работала в колхозе «Пахарь» в 1941-1946 гг. В 2004 году понесла документы, где начисляют пенсию в Советском районе. Документы приняли, будто всё было нормально. Потом сообщили, когда приехать.

Завели в кабинет, там в уголке сидели трое человек, а молодая юристка и ещё двое уселись за стол. Создалось впечатление, что меня, пожилую женщину, выставили на показ. И давай мне доказывать, что во время войны мне не было 16 лет, мне ничего не положено, со своего кармана они не собираются платить.

Представьте, каково было моё состояние! Еле отошла от пережитого кошмара. Ходить по судам, у меня нет ни денег, ни здоровья. Не верю ни депутатам, ни чиновникам. Но хочу, чтобы люди знали, какой ценой досталась Победа.

Елена Пономаренко, 75 лет, п.Трудовое


С 1943 до 1954 года я работал на Свердловской железной дороге. Имею 7 правительственных наград. 11 лет носил погоны, но к участникам войны нас не причислили, хотя я сопровождал вооружение для Победы. Здоровье подорвано в молодые годы, а лечиться сейчас не так-то просто. Хорошие лекарства не вошли в перечень льготных. С сентября до половины марта никаких лечебных препаратов не было, и я угодил в больницу.

Отправлял С.М. Дарькину просьбу об установке телефона, но из департамента связи пришёл неутешительный ответ. Как всегда находятся отговорки, чтобы не ставить инвалиду телефон бесплатно. Чиновники всех уровней нас за людей не считают. Обманывают нас, как дураков. К 60-летию Победы говорят красивые слова, а после 9 Мая будут уничтожать нас, победителей, как только смогут. Надо снять льготы со всех чиновников и с Ельцина.

Павел Баченин, инвалид 2 группы, г.Владивосток.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100