Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 16 (579) от 15 апреля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

В поисках памяти Джека Лондона

В.И. ПОДГОРБУНСКИЙ

Америка высокомерно считает себя высоко цивилизованной, образованной страной. А русского Ивана долгое время считала взлохмаченным мужиком с огромной бородой, в красной навыпуск рубахе с мешком, в сапогах и шароварах.

Такую картинку я видел на обложке толстенного журнала. Ну, да Бог им судья!

Многочисленные многостраничные газеты обширно информационны. А что же в них прочитает средний американец? Биржевые новости: кто сказочно разбогател, а кто разорился. Одним словом, бизнес и криминал - любимые темы. Янки - потомки ковбоев дикого запада с ментальностью детей золотого тельца - «зелененькие дьяволята».

Но расскажу вам следующее.

В одном из дальних плаваний теплоход, на котором я работал, становился в сухой док в одном из портов в Калифорнии.

- Господи, - вспыхнуло в моем мозгу, затрепетало сердце, - да ведь это же родина Джека Лондона. И первых же пришедших на судно американцев я спросил (на сносном английском языке): «Скажите, пожалуйста, где жил Джек Лондон? Где его дом-музей?» Американцы удивились, не понимая, о ком идет речь: о конгрессмене, о миллионере? Разочаровались: «О писателе? Нет, не знаем». Я начал разъяснять: «Да это же ваш знаменитый писатель!» Они растерянно в ответ: «Когда он жил? О, это было так давно». Я пытался объяснить, у нас в России, если писатель знаменитый, после смерти, его дом становится музеем. Они дружно отвечали: «Нет, такого не знаем, не знаем. Спросите лучше у полисмена, наблюдающего за порядком».

Молодой офицер вежливо выслушал меня о Джеке Лондоне. Оказалось, он кое-что о нем слышал. И не очень уверенно ответил: «В Окленде был большой пожар, наверное, там, где он жил, все погорело». «А кого из русских писателей вы знаете?» - спросил я. Тот растерялся: «Что-то читал Зощенко, что-то слышал о Пушкине, о Толстом». Хочу уточнить, о Зощенко знали, как о мастере короткого хулительного рассказа. Серьезные длинные повествования средний американец не любит. Но я поиски места жительства Джека Лондона не оставил.

Совершенно случайно познакомился в супермаркете с девушкой Натали - студенткой второго курса университета, временно на каникулах подрабатывающей помощницей продавца. Снова завел речь о Джеке Лондоне, уж она-то студентка, все знает о знаменитом земляке!

Да, Натали знала что-то о Джеке Лондоне, но не помнила, что же она читала. Речь зашла о русских писателях. Натали что-то читала Пушкина, а о Лермонтове даже не слышала. Литературный диалог с американкой Натали, студенткой второго курса университета, двадцатилетней девушкой, окончившей 12-классную школьную программу, не состоялся.

Во время этого диалога я вспоминал и сравнивал другую Натали, русскую, мою семнадцатилетнюю подружку, студентку не университета, а рядового советского техникума, которая знала наизусть множество стихотворений Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, знала произведения Драйзера, Марка Твена и, конечно же, Джека Лондона.

Вот теперь становится понятно, кто же образованнее - средний американец или взрослый русский, обучавшийся в любом советском учебном заведении?

Но горбачевская перестройка и ельцинские реформы мало того что довели народ до нищеты, но и, можно сказать, погубили образование. Особенно пострадало поколение 80-х и 90-х годов рождения. Упали до уровня американских секс боевиков и обучаются по ним технике бесчеловечных преступлений. Приведу пример. Следователь допрашивает подростка-убийцу, как тот дошел до такой жизни. Несчастный отвечает без тени смущения: «Насмотрелся фильмов».

А что творит реклама? Это ужасно. Она целенаправленно, цинично развращает, оболванивает не только подростков, но и доверчивых взрослых людей. Медленно и верно превращает их в кретинов. Это прямой путь к преступлению. Сосредоточиться на серьезной передаче (правда, они почти отсутствуют) невозможно, постоянно перебивает реклама, поэтому многие зрелые люди смотрят только новости и то предпочитают слушать по радио. Мне стыдно писать об этом, но прокладки «олвейс-ультра», колготки «голден леди», мыло для нежных мест - это бесконечно отвратительно.

Недавно прочел в прессе, что в школьных программах по литературе будет сокращено изучение русских классиков. У меня нет слов...

Я прожил большую жизнь, многое повидал, как говорится, избороздил все моря и океаны. Я люблю Владивосток. Я всегда гордился Россией. Что будет завтра? Я не знаю.

Виктор Ильич ПОДГОРБУНСКИЙ


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100