Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (569) от 5 февраля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Лекарство от ностальгии

Марина ЗАВАДСКАЯ

Сейчас многие с ностальгией вспоминают старые советские времена: дескать, тогда было лучше. И книги хорошие издавались, и кинофильмы снимались, и театры работали, и... и... В общем, хорошо было, не то, что сейчас: сплошной интернет и порнография.

Так вот на прошлой неделе в Приморье приезжал министр культуры Михаил Швыдкой, и нам представилась возможность узнать о современном состоянии культуры из первых рук.

- Враньё, - так охарактеризовал министр мнение о гибели культуры.

И подтвердил своё слово цифрами и фактами.

О ХОРОШЕМ

Что касается мнения о том, что сейчас у нас «ужасный книжный рынок», то это не так.

- В советское время 60 процентов того, что издавалось, была идеологическая литература, - напомнил Михаил Швыдкой. - Сегодня структура книжного рынка значительно лучше. Маркса заменила Маринина, Ленина - Акунин.

А у эстетов, которые говорят, что не читают детективы, я спрошу: а речи Суслова вы читали? Да в советское время невозможно было купить Шекспира, не то что Дюма. А особенно катастрофично было положение с детской литературой. Потому что взрослый еще мог при особом желании пойти в читальный зал ради необходимой книжки. А дети? Как вы это себе представляете: мама ведет ребенка-дошкольника в читальный зал и там читает ему вслух «Пеппи Длинныйчулок». Или «Приключения Чиполлино». А?

Сейчас можно купить практически любую книгу. И классики много, не только детективов. А уж детской и познавательной - глазом не охватить! Как оказалось, для детей издавать очень выгодно: дети растут, и каждому новому поколению детей тоже нужны книжки.

Кино тоже снимается. В прошлом году в Российской Федерации вышло около 1500 телесерий.

Единственный реальный упадок - резко сократилась сеть киноустановок в селе.

Театры тоже не сказать чтоб в упадке: в 90-е годы количество театров в стране удвоилось.

Художественная самодеятельность не пала, а расцветает.

И музеи работают, и картинные галереи.

А по поводу ностальгии министр культуры вспомнил слова писателя Некрасова (не того, который написал «Кому на Руси жить хорошо», а который написал «В окопах Сталинграда» и вынужден был жить в Париже). «Когда меня одолевает ностальгия по родине, - говорил Некрасов, - я покупаю в ближайшем киоске газету «Правда». Читаю ее - и ностальгию как рукой снимает!»

Действительно. Пусть тот, кто мучается ностальгией по советскому книжному рынку, перечитает «Целину» Леонида Ильича Брежнева. Замечательная книга! Он за нее Ленинскую премию получил. Или не за нее, а за что-то другое, столь же гениальное.

О ПЛОХОМ

Плохо, по словам Михаила Швыдкого, что общество зашорено телевидением. Телевизор всех замучил!

- Но, - напомнил министр, - у телевизора есть кнопочка!

И он совершенно прав. Зачем смотреть то, что не нравится, если «ящик» можно переключить на другую программу или просто выключить? В общем, не стоит уподобляться человеку, о котором некий юморист сказал: «Он возмущался, что по его видеомагнитофону показывают слишком много секса и насилия».

Еще одну проблему современной культуры Михаил Швыдкой обозначил цитатой из пьесы Ады Соколовой: «Если Бетховен гений, то тогда кто такой Будашкин?» Сейчас нет нормальной критики, которая бы объясняла, кто есть кто, все критерии сбиты.

- Культура стала бизнесом, - констатировал министр. - И критик, журналист становится частью проекта.

И еще о бизнесе и капитализме. «Страной исчезающих памятников» назвал Михаил Швыдкой современную Россию. И уточнил: «Это чисто капиталистическое варварство. Начального капитализма». Старые здания сносят, чтобы на их месте построить современные торговые комплексы, и это по всей стране.

Кстати, о старых зданиях. Министр культуры и крайадминистрация подписали соглашение о передаче части архитектурных памятников из федеральных в краевые. Нельзя, говорит, всем рулить из Москвы!

Тем более что в Москве все то же самое.

Нынче важнее юридические крючочки, чем культурные традиции! У нас (и министр об этом упомянул) Общество изучения Амурского края, справившее 120-летие, оказалось без помещения. То же самое - с Музыкальным обществом. А в Москве Сергей Михалков выдавил из старого здания Союза советских писателей и Российскую писательскую организацию, и Московскую. Сейчас в этом здании, помимо ресторанов, располагается какая-то международная писательская организация. Я ничего не знаю о ней - ни хорошего, ни плохого, а сам Михаил Швыдкой охарактеризовал ее слишком кратко, хоть и емко: «Хрень какая-то».

И еще одна проблема: в стране падает уровень художественного образования, потому что преподаватели уезжают.

И ХОРОШО, И ПЛОХО

Да, когда открылся международный рынок труда, оказалось, что во всем мире востребована не идеология, а культура и наука. И наши деятели культуры поехали туда, где они оказались очень нужны, где им предоставляли и неограниченные возможности для творчества, и зарплату несравнимую.

Например, Майя Плисецкая была «честной советской балериной» и уехала работать на Запад только тогда, когда это перестало считаться предательством. В то время она была уже в довольно преклонном - для балерины! - возрасте, и тем не менее шла нарасхват. И вот однажды ей задали вопрос: «Вы жалеете, что не уехали раньше?» - «Да!!!» - ответила балерина.

Востребованы оказались не только такие уникумы, как Плисецкая.

- Каждый пятый струнник в симфонических оркестрах США - наш выпускник, - сказал министр культуры.

Хорошо, что «наши» нужны везде, но жаль, что они у нас не остаются.

ВЛАДИВОСТОК ДАЛЕКО-О-О...

А специфическая наша проблема - отдаленность, и по этой проблеме министр культуры ничего нам не пообещал. В советское время выпускник московского художественного вуза мог поехать и на Дальний Восток - были стимулы. Сейчас - нет.

Да что там - столицы! Библиотекарей готовят в Хабаровске, и они нужны нашим библиотекам. Из Хабаровска во Владивосток очень даже можно поехать! Но - где этот библиотекарь с высшим образованием будет жить?

Решить проблему можно, как выразился Михаил Швыдкой, только для «штучных» мест - типа главного дирижера симфонического оркестра. А для массовых профессий - сложно.

О ЛИЧНОМ

Общее впечатление министр культуры РФ произвел хорошее. Материалом владеет, ситуацию понимает, не дурак.

Споткнулся он на совершенно невинном вопросе:

- Как часто Вы ходите в театр?

Сначала возникла пауза, затем возникла тоска в глазах. Затем последовал вздох и честный ответ:

- Я 25 лет был профессиональным критиком и ходил в театр восемь раз в неделю. В субботу и воскресенье я ходил в театр дважды. Поэтому теперь я хожу в консерваторию...

ОБ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОМ

А все остальное читайте в пресс-релизе краевой администрации.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото Галины СМАКОТА.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100