Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 2 (565) от 8 января 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Энергетическая пошлина

Ю. Шкроб

«Лежачий полицейский» не только регулирует скорость, но и вырабатывает электроэнергию. Владивостокские изобретатели ему помогут.

Оказывается, битва с лихачами началась еще в незапамятные времена. На мраморных скрижалях римского форума «божественным» Юлием Цезарем высечен указ, по которому возниц, осмелившихся ездить быстрее осторожного императора, надлежало наказывать розгами. В средневековом Багдаде за безобидный (по нашим понятиям) обгон полагалась отсидка в зловонной яме. В первый раз - сутки, повторно - трое, за третье нарушение - битье кнутом. В России по указу Ивана III и до отмены телесных наказаний в 80-х гг. XIX в. за скорую езду полагалось на съезжей (теперь отделение милиции) опять-таки бить батогами кучера (а не хозяина, то и дело оравшего: «Пошел, чего заснул!». Опасность скоростного транспорта британские парламентарии разглядели сразу после его появления. Попытались спасти человечество, ограничив скорость стефенсоновской «Ракеты» на уровне пешеходной. Но ни битье, ни законы не помогали. Скорости неудержимо росли.

А с ними рола и опасность пребывания на дорогах. На наших, например, за год гибнет людей больше, чем за 10 лет афганской войны.

Один из методов борьбы с лихачами - «спящие полицейские» - выступы плавного очертания на дорожном полотне. Приближаясь к ним, даже самые крутые водилы сбавляют скорость, чтобы не поломать рессоры. Такая круглосуточная без перерывов и зевков вахта заметно снижает число ДТП. Дешево и эффективно - чего еще для полного счастья?! Ан нет, есть проблемы. Не заметил «полицая» - поломал машину. А в темноте - это раз плюнуть. Значит, надо освещать, может и светящийся знак установить. Протянуть провода издалека, чтобы запитать редкие фонари на какой-нибудь малонагруженной дороге лишком дорого даже для сверхбогатых США. Предложено немало остроумных решений проблемы автономного электроснабжения каждого фонаря или знака - ветряные солнечные микроэлектростанции с солидными аккумуляторами. Дороговато. Пока не применяются. Возможно, «преобразователь энергии» (см. рис.) окажется практичнее: он не зависит от времени суток, а также от погоды. Его мощность достаточна для питания не одного, а многих фонарей, можно осветить большой участок дороги, значит и относительная стоимость оборудования меньше.

Машина, наезжая на подвижную платформу 1, через передачу с мультипликатором 2 вращает генератор 3. После освобождения платформу 1 возвращают в исходное состояние противовесы 4. Передача 2 реверсивная, поэтому генератор 3 работает и при обратном ходе платформы 1. Правда, это устройство работоспособно только на дорогах редким движением: после прохода машины оно должно вернуться в исходное положение до подхода следующей. Это - время, хоть, может и небольшое.

Но незагруженных трасс немало. Массовое производство рекомендуемой техники, вероятно окупится быстро. Хотя как учесть экономию от неслучившихся несчастий?

Ю. Шкроб, «ИР» №2 2002.

Для интересующихся: Патент 2160849. Сваренко В.В., Богушевский С.Л., Трейвич С.А. Владивосток. пейджер: 512222 для абонента 6249, http://www.vvo.biz/trimaran


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100