Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 49 (508) от 5 декабря 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Прокурор, покажи личико!

Валерий КУЦЫЙ

Речь опять пойдет о барских особняках, скромненько называемых коттеджами. Не сидящая в кармане у властей пресса не раз уже поднимала эту тему, и, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки.

По крайней мере, за него всерьез взялись депутаты Владивостокской городской думы.

Сразу скажу, что я вовсе не отношу себя к принципиальным противникам коттеджей как таковых. Ну подумайте, почему бы удачливому бизнесмену, популярному актеру, ученому с мировым именем и вообще, любому из тех, кто честным путем заработал большие деньги, не обзавестись просторным домом, не обставить его хорошей мебелью, не оборудовать дорогой импортной сантехникой, светильниками и т.д. Однако при этом, на мой взгляд, надо соблюсти по крайней мере три условия. Первое: деньги, потраченные на особняк, должны быть именно честными, «прозрачными» для общественности; второе: дом должен быть расположен так, чтобы не причинять неудобств другим гражданам, учреждениям, организациям; третье: категорически исключается сооружение коттеджей в лесопарковой зоне, которая входит в сферу жизненно важных интересов всего населения города. Два из этих условий - первое и третье - нарушаются особенно часто и особенно бесцеремонно.

На всем белом свете чиновники, представляющие государственную и муниципальную власть, в первую очередь проявляют заботу о себе, любимых. Где-то это делается скрытно, где-то - официально или полуофициально, как было у нас в советские времена, а вот в нынешней России украденное у общества богатство с удивительным бесстыдством выставляется напоказ. При этом сановный обладатель загородной виллы убивает сразу нескольких зайцев. Прежде всего, он сам и его семейство будут жить в гораздо более комфортных условиях, нежели все эти путающиеся под ногами мелкие людишки. Но это далеко не все. Вложенные в дом и его начинку деньги можно считать «отмытыми», потому как трудно настоять, чтобы компетентные органы проверили их происхождение. Мало того, стоимость недвижимости, расположенной в пригородном лесном массиве, будет с каждым годом возрастать, увеличивая капитал владельца.

Чтобы понять, как все это случилось, давайте обратим взоры к недалекому прошлому. До прихода к власти и в первые годы правления суперпатриота Евгения Наздратенко лесопарковая зона Владивостока находилась в федеральном ведении. Чтобы соорудить там нечто частное, требовалось разрешение Москвы. Конечно, находили окольные пути и сооружали, но старались делать это потихоньку, без огласки. Так была построена четырехэтажная «избушка» бывшего первого вице-губернатора Николая Садомского, ведавшего финансами края. Однако скрыть ее в райских кущах пригорода не удалось - она попала в поле зрения центральной прессы, и Николай Григорьевич, надо полагать, пережил несколько неприятных минут. Впрочем, история эта, случившаяся у нас, в российской глубинке, завершилась в соответствии с канонами голливудского кино - обрела «хэппи энд», то есть счастливый конец. Разговоры насчет таинственных доходов, позволяющих Николаю Григорьевичу жить на широкую ногу, а также слухи о незаконном выделении ему земельного участка постепенно утихли, и он благополучно отбыл в Москву на более высокую должность. Судьба дома мне неизвестна, но точно знаю, что никто его у господина Садомского не отнимал.

Дальнейшие события разворачивались так. Команда «профессионалов», постоянно искавшая, где бы еще откусить от казенного пирога, после эпизода с Садомским вдруг обнаружила, что драгоценный лесопарковый пригород краевого центра вполне пригоден для этой цели. Мешала только его принадлежность к федеральной собственности. Трудно теперь сказать, как удалось нашему Белому дому убедить правительство отказаться от этих владений. Может быть, кто-то получил «барашка в бумажке», а может, на правительство подействовали доводы вроде того, что дескать невозможно из Москвы руководить лесными угодьями, находящимися у черта на куличках. Скорее всего, на исход дела повлияло и то, и другое - заветный «барашек» и всесторонне аргументированное прошение. Так или иначе, лес был отдан местным властям не для улучшения и охраны его, а, как выяснилось позже, на поток и разграбление. Краевая и городская правящие элиты набросились на него, словно испанские завоеватели - конкистадоры - на владения народа майя. В одном из стихотворений Николая Гумилева есть такие строки:

Но пелись баллады
В вечерних тавернах,
Что ждет Эльдорадо
Отважных и верных.

Нечто подобное наблюдалось и в нашем случае. Верность губернатору Наздратенко давала возможность парням из его команды отважно захватывать лучшие куски курортного массива. Правда, там не было россыпей золота и драгоценных камней, как в сказочной стране Эльдорадо, но целебный лесной воздух, обогащенный запахами моря, сам по себе представлял огромное богатство. И росли, да и сейчас еще растут, каменные терема. Новоявленные хозяева жизни уничтожают лесной фонд Владивостока, распоряжаются пригородными землями как своей собственностью, присваивают то, что принадлежит всем нам. Примером им служит переселившийся, слава Богу, в Москву экс-губернатор Наздратенко. В свое время он получил расположенную в элитном доме 132-метровую квартиру, но, по-видимому, счел, что жить в такой конуре оскорбительно для патриота и аристократа, и продал ее. Затем он обратился в краевую думу с письмом, которое каким-то образом попало в местную печать. Из этого письма явствовало, что ему, Евгению Ивановичу, вот-вот исполнится пятьдесят лет, а он не имеет жилья. Когда я прочел это, меня чуть не прошибла слеза, так жалко стало бесприютного губернатора. Не знай я о проданной квартире, наверное так подумал бы: вот гады, до чего довели человека - скитается с семьей по чужим углам, словно последний бомж. Но в сторону эмоции, вернемся к письму. Что же просил его автор? Разрешить ему построить дом. Надо полагать, разрешение было получено, дом действительно появился, и можно только догадываться, во сколько раз по своей площади он больше той жалкой, недостойной губернатора квартиры. Догадки можно строить и по поводу того, какая сумма ушла из краевой казны ради возведения этих хором. Наверное, неплохо, если бы новая администрация назвала ее публично.

Ну ладно, это губернатор, а как же бывшие вицегубы Кузич и Толстошеин, бывший начальник краевого УВД Васильев, прокурор края Василенко, нынешний городской голова Копылов и ряд других руководящих товарищей (полный список заслуженных строителей дважды публиковался в «Арсеньевских вестях»)? Они-то на каком основании и на какие средства стали лесными жителями? Остановлюсь на двух, особенно близких моему сердцу - на Юрии Копылове и Константине Толстошеине.

Юрий Михайлович Копылов. Бывший первый секретарь Первомайского райкома КПСС. «Упакован» так, что любо-дорого посмотреть: водный мотоцикл, дорогая яхта, машина (и думаю, не одна), отличная квартира в престижном доме... Этого градоначальнику показалось мало. Взяв приступом здание городской администрации и обосновавшись там, он распорядился соорудить во дворе своего дома на муниципальные средства теннисный корт и сауну. Вскоре, видимо, появились и собственные средства, которых достало на строительство коттеджа. Когда Копылов во вторничном радиоэфире делится планами на будущее, создается впечатление, что он собирается руководить городом по крайней мере еще лет десять. Если это из-за нашей бесхарактерности действительно произойдет, интересно, что тогда прибавится в его личном хозяйстве? Теплоход? Стадион? Дирижабль? Не могу сказать, знаю лишь одно: он будет отдыхать от трудов праведных в своем особняке, мы же - пить поганую воду из пришедшего в негодность водопровода и дышать выхлопными газами в очищенном от деревьев городе.

Константин Борисович Толстошеин. Некогда пребывал в должности председателя Первореченского райисполкома. Фамилия его называлась в моем фельетоне «Авто для персон», опубликованном в газете «Утро России». Тогда еще пользовались большим спросом отечественные автомобили, люди годами стояли в очереди за ними. Но как-то группа начальствующих лиц, узнав, что грядет повышение цен на «Жигули», срочно без всяких очередей, используя различные ухищрения, обзавелась этими машинами и таким образом повысила свое благосостояние. Обнаружился в данной группе и Константин Борисович. А при губернаторстве Наздратенко он резко пошел в гору - был и вице-губернатором, и мэром Владивостока, правда, не избранным, а назначенным, и первым вицегубом в наздратенковской администрации. Новый губернатор в состав своей команды его не включил, а, руководствуясь не известными мне соображениями, назначил генеральным директором «ВКХ юга Приморья». Здесь Константин Борисович положил себе фантастическую зарплату и мог бы жить-поживать и добра наживать, но вскоре его попросили освободить уютное водо-канализационное кресло. После этого наш герой, фигурально выражаясь, упал за шкаф, и широкие массы не знают, чем он теперь занимается. А ведь сделал этот человек немало доброго. Например, переселился из очень хорошей квартиры в еще более очень хорошую и приказал через дорогу от своего нового жилья разбить сквер для услаждения взора. А котлован возле Дома строительных организаций? Эта грандиозная яма, сооруженная в период толстошеинского мэрства, навсегда, очевидно, останется одной из главных достопримечательностей Владивостока. Могла ли такая замечательная в своем роде личность обойтись без загородной виллы?

Кроме упомянутых мною лиц в списке вельможных домовладельцев есть немало других. Например, в «Красном знамени» за 22 ноября среди прочих называются фамилии копыловских заместителей Вишняковой и Аброськина (как же без них?), начальника краевой налоговой инспекции Бутовой (!), председателя Крайгоскомприроды Бибикова (ха-ха!). В этом же номере газеты приводится знаменательное высказывание Константина Толстошеина в частной беседе, которое можно считать манифестом коттеджной братии: «Да, я построился на 9-ой улице, напротив Дома переговоров (имеется в виду, построил коттедж. - В.К.). Но пусть попробует кто-нибудь к нему прикоснуться. Не выйдет. Разрешение мне дали. Незаконно? Пусть спрашивают с тех, кто это сделал. И деньги в своих карманах считать никому не позволю. На дороге нашел...»

Все так, ошибка только в одном - построенный благодаря незаконному решению особняк может быть по постановлению суда снесен. Но это чисто теоретически, практически же в Приморском крае такое исключено. Вряд ли стоит рассчитывать и на то, что налоговые органы захотят сопоставить расходы и доходы счастливых обладателей загородных усадеб. Как же пробить брешь в этой стене? На мой взгляд, городская дума пошла правильным путем, решив обратиться в Генеральную прокуратуру и одновременно изменить арендную политику, навязанную Копыловым. Ведь что отчебучил наш народолюбивый градоначальник? Он поднял арендную плату до запредельных высот - 11 с лишним рублей за квадратный метр - для санаториев, оставив ее для себя и для других именитых коттеджников на смешном уровне - 22 копейки. А дума хочет, чтобы было наоборот - пусть курортные учреждения, и без того испытывающие финансовый голод, платят по минимуму, зато чиновничья знать, роскошествующая в своих особняках, - по максимуму. Таким образом справедливость, хотя бы частично, будет восстановлена.

Мне кажется, инициатива владивостокских депутатов заслуживает всяческого одобрения. Действительно, если с всесильем местной коррумпированной бюрократии пока невозможно покончить, то нужно уменьшить вред, который она приносит обществу. Другой вопрос, сознают ли думцы, какое мощное сопротивление им придется преодолевать. Попытаюсь обрисовать ситуацию. Вот Генеральная прокуратура получает обращение Владивостокской городской думы. А сидят в Москве такие же Василенки, как у нас - это видно по «блестящим» результатам борьбы с коррупцией, и потому поступит в лучшем случае подписанный одним из заместителей генпрокурора ответ, в котором сказано, что факты проверены, оснований для прокурорского реагирования не найдено. В худшем случае, как это водится, переправят Валерию Василенко, и депутаты получат ответ точно такого же содержания, но подписанный уже одним из заместителей главного законника Приморья. Тем самым подтвердится уверенность Толстошеина, что никто к нему и его однодельцам в карманы заглядывать не станет. А не пойман, как известно, - не вор, и место ему не в зоне, а в курортной зоне.

Теперь об арендной плате. Думаете, вся эта компания легко смирится с ее резким повышением? У меня нет ни малейшего сомнения, что коттеджники тут же подадут в суд. Потом найдутся десятки уважительных причин, по которым рассмотрение их заявлений будет бесконечно откладываться и переноситься, процесс растянется на многие месяцы, если не на годы, а там, глядишь, или ишак сдохнет, или эмир помрет.

Словом, шансов добиться чего-либо реального в обозримом будущем не так уж много. Тем не менее, это не означает, что нужно покорно сложить лапки на груди и расписаться в собственном бессилии. И мне кажется, что все мы должны поддержать усилия владивостокских депутатов, которые отстаивают наши интересы, в отличие от депутатов краевого Законодательного собрания, пекущихся в первую очередь о собственном благе и выясняющих истину посредством мордобоя. Мне кажется, что нужно разобраться с каждым особняком, точно установить, кто и на каком основании выделил земельный участок для его строительства. Неплохо бы также, если бы городская дума предложила владельцам богатых хором добровольно - исключительно добровольно! - сообщить, на какие средства эти хоромы построены. Может быть, кому-то, как Толстошеину, повезло подобрать полмиллиончика долларов на тротуаре? А может, кому-то оставил наследство двоюродный дядя по фамилии Рокфеллер? Пусть скажут, а мы уж сами решим - верить или не верить, увидим, кто чего стоит. Помните знаменитую фразу Петрухи из фильма «Белое солнце пустыни»: «Гюльчатай, открой личико!» Почему бы и нам, простым горожанам, не увидеть истинное личико тех, кто так хорошо выглядит на телеэкране и произносит правильные слова по радио.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.

На фото Галины СМАКОТА: коттедж Василенко.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100