Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 32 (491) от 8 августа 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Жертвы политических игрищ

Юрий Неунылов

“Настоящим довожу до Вашего сведения, что 10 мая 1972 года, в порту Камфа, ДРВ теплоход “Гриша Акопян” подвергся бомбардировке самолетами ВВС США.”
Из рапорта капитана т/х “Гриша Акопян” Н.В.Пухова начальнику Дальневосточного пароходства

10 мая 1972 года во вьетнамском порту Камфа американские Фантомы – истребители-бомбардировщики F-105 – разбомбили и сожгли теплоход “Гриша Акопян”, стоящий в этом небольшом угольном порту под погрузкой угля.

КОГДА И ГДЕ НАС УНИЧТОЖИЛИ

Это было единственное советское судно, уничтоженное во Вьетнаме (ранее повреждались суда и были случаи гибели моряков от случайных осколков), “Гришу Акопяна” уничтожали целенаправленно. Пилотам невозможно было ошибиться: на корме был поднят советский флаг, на трубе четко обозначена марка принадлежности судна, кроме того, на крышках трюмов были отчетливо нарисованы крупные изображения флага СССР. И все это происходило средь бела дня!

ЗА ЧТО МСТИЛА АМЕРИКА

Это был кризисной период, когда американская военщина зашла в тупик во Вьетнаме. Вроде бы и поражения не потерпели и победить не могли. Гибли американские самолеты, сбиваемые нашими малогабаритными ракетами “земля - воздух”, сбивались даже “летающие крепости”.

Радиус действия этих ракет был небольшой, всего около полутора тысяч метров, высоко летящие боевые самолеты могли их не опасаться. Но они гибли при взлете или посадке.

Находчивые вьетнамцы в почти непроходимых джунглях по звериным тропам, используя как транспортное средство велосипеды, доставляли ракеты поближе к американским аэродромам и в нужный момент запускали эти самонаводящиеся ракеты, которые на громадной скорости мчались прямо в сопло самолета.

8 мая 1972 года президент Никсон объявил о том, что подходы к Хайфонской бухте будут заминированы, дабы воспрепятствовать советским судам безнаказанно перевозить во Вьетнам МиГи и ракеты, и что большинство ограничений по действиям по целям на территории Северного Вьетнама будет снято.

Уничтожались все мосты через реки, железнодорожные станции.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ СУДА ШЛИ С МИРОМ

Десятого мая теплоход “Гриша Акопян” заканчивал погрузку угля, который был адресован на Японию. Мы привезли в Хайфон груз муки, и чтобы не идти обратно порожняком, капитану удалось связаться с диспетчером пароходства и “выбить” попутный груз на Японию.

В сказочно красивом заливе Халонг, с сотнями гористых тропических островков, есть небольшой порт Камфа. Там находилась обогатительная фабрика, которая превращала вьетнамский уголь в пригодный для металлургии, охотно покупаемый иностранцами.

Воздушные тревоги в порту объявлялись часто. В этот день была объявлена третья или четвертая по счету воздушная тревога. По расписанию тревог весь экипаж укрывался в гермоблоке - узком коридоре с того борта, который примыкал к бетонному причалу. Лишь два человека по тревоге надевали каски и поднимались наверх - капитан и начальник радиостанции.

АТАКА НА ХАЙФОН И КОРАБЛЬ

Поднявшись на мостик, мы с капитаном Николаем Васильевичем Пуховым увидели множество самолетов, идущих на Камфу. Через несколько мгновений раздался страшный взрыв.

- Быстро в радиорубку, - скомандовал мне капитан, и я бегом направился в радиорубку, дверь в которую была рядом с рулевой рубкой.

Только я включил аппаратуру и засветилась шкала приемника, как раздался грохот, похожий на удар грома. Судно содрогнулось так, что меня вырвало вместе с креслом, прикрепленным к полу, и швырнуло в сторону.

Погас свет. Но шкала приемника светилась, передатчик был включен. Очевидно, линия, питающая радиоаппаратуру, осталась неповрежденной. Через минуту, когда я еще не успел полностью прийти в себя, послышалась какая-то возня у наружной двери из коридора (как оказалось, дверь была завалена обломками), и в радиорубку протиснулся капитан.

- Передавай! Судно бомбят! - сказал он и вышел на палубу.

Связаться с Владивостоком мне не удалось.

Я быстро перестроил передатчик на частоту, где все суда в море слушают Владивостокский радиоцентр. Снова пришел капитан.

- Передавай: “Теплоход “Гриша Акопян” подвергается бомбардировке самолетами США. Разворочен правый борт. На судне имеются раненые”...

Я оглянулся и увидел, что возле капитана растекается лужа крови, кремовые брюки ниже колен потемнели...

“XXX всем, всем, всем”- передал я в эфир (cигнал “три икса” по радиожаргону означает, что человеческой жизни угрожает опасность, все судовые радисты, услышавшие “ХХХ”, обязаны бросить все и принимать сообщение, следовавшее за этим сигналом), - “Т/х “Гриша Акопян” подвергается бомбардировке самолетами США в порту Камфа, имеются раненые, ранен капитан”

Это сообщение я передал несколько раз, пока услышал ответ. Меня услышал cпасатель “Диомид”, подходивший к Бангладеш, вскоре ответил т/х “Сочи”, который, по-моему, вышел из Рангуна. Я быстро договорился с ними, что мои сообщения они тут же будут предавать на Москву.

И тут я услышал очереди зенитного орудия. Выглянув в дверь я увидел, как у одного из орудий встала девушка - вьетнамка в униформе - и трассирующими очередями била поверх кормы нашего судна в заходящие на очередную атаку самолеты.

Напалмовые бомбы вызвали на судне сильный пожар. Как мы узнали позднее, Камфу бомбили тридцать четыре самолета. Четыре из них уничтожали наше судно.

ТЯЖЁЛЫЕ ПОТЕРИ

В результате этой бомбардировки погиб боцман Юрий Сергеевич Зотов, семь человек было ранено.

Только благодаря гермоблоку, примыкающему к бетонному причалу и прикрывающему людей, и стрельбе из зенитного орудия, жертв не стало больше.

Наш “Гриша Акопян” горел так, что иллюминаторы вытекали жидким стеклом... В конце концов, опасаясь взрыва топливных танков, вьетнамские пограничники предложили нам покинуть судно.

Экипаж отвели в убежище, где находились сотни раненых и один хирург...

Наш Юра Зотов умер в этом “госпитале”, не приходя в сознание (у него было сквозное ранение головы). Сиротами остались двое детей, вдовой - молодая жена.

В общей сложности 2122,244 человек были убиты в течение войны во Вьетнаме, из них 58169 были американцами. 3650,946 было ранено, из них 304000 были американцами. 153329 американцев остались навсегда инвалидами . Этот итог включает 10000 пациентов с ампутированными конечностями.

Предполагается, что 444000 северо-вьетнамских и 220557 южно-вьетнамских военнослужащих и 587000 гражданских были убиты.

Было сброшено 6727084 тонн бомб. Это - почти в два с половиной раза больше, чем упало на Германию за период Второй мировой войны. Соединенные Штаты потеряли 3750 самолетов и 4865 вертолетов. 18 миллионов галлонов ядовитых химических веществ вылилось на Вьетнам (1 галлон - 3785 литра).

На войну было истрачено 140 миллиардов долларов.

Oxford Company согласно Американской Военной Истории.

ВОЕННЫЙ ВЬЕТНАМ

Через несколько дней поступило распоряжение оставить у судна комсостав, а экипаж был отправлен на Родину, во главе с первым помощником капитана.

Около трех месяцев мы жили в Камфе.

Потом было автомобильное путешествие в Ханой... Нас везли в уазике. Переправлялись через реки на паромах (мосты были уже уничтожены). Причем паромы регулярно уничтожались с воздуха.

В Ханое уже было спокойнее. Ханой почти не бомбили. Слишком много там было представительств, посольств и консульств разных стран. Не бомбили и международный аэропорт Ханоя.

В Москве нам объяснили, что провокация с т/х”Гриша Акопян” имела цель сорвать приезд Никсона в СССР.

Мы с помощью приемника слушали, как мистер Никсон “гастролирует” в нашей стране, как он, будучи в Ленинграде, на Пескаревском кладбище, положил венок на могилу погибшей девочки, которая до самой смерти вела дневник, и сказал: “Я не хочу, чтобы еще хоть с одним ребенком в мире такое случилось”.

Именно в этот день был налет, и в бомбоубежище принесли маленького мальчика без головы.

Теперь договор ОСВ-1 упразднен. Случай с “Гришей Акопяном” забыт. Кстати, когда мы были в Москве, нам настоятельно не рекомендовали болтать о случившемся, долгое время в печати об этом событии не упоминалось, потом, правда, было несколько публикаций (есть и в Интернете статья Г. Дудко “Два с половиной часа из жизни экипажа”).

Ежегодно на могиле Юрия Зотова собираются те бывшие моряки - акопянцы, которые находятся во Владивостоке десятого мая.

Собирались мы и в этом году. Нас было семь человек. Капитан был тяжело болен и прийти не смог.

Мы были приятно удивлены тем, что в этот тридцатилетний юбилей на могилу Юры Зотова пришли восемь человек вьетнамцев во главе с генеральным консулом Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Нгок Бинем.

Юрий Неунылов, бывший начальник радиостанции т/х “Гриша Акопян”


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100