Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 25 (484) от 20 июня 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Русские сезоны в Париже

Маргарита ПАРХОМЕНКО

Спектакль в театре Молодежи не начинался. Ждали спонсора. И он явился, корректно отсчитав десять минут театральных.

Открылся занавес, и тебя покорила, пленила, успокоила трепетная кипень воздушно-розового пространства. Художник сотворил праздник на сцене, явив свое нежное, доброе отношение к женщине, которая расцветает как роза, когда ее любят.

Зритель ждал после этого по меньшей мере «My Fair Lady» (Моя прекрасная леди). Но Чуда не произошло. Театр прежде всего взгревается уровнем драматургии...

А между тем из Парижа пришли пухлые письма от нашего корреспондента Альмы Артуровны Кессельиман: «Спешу послать пакет статей, их довольно много - без русских жить трудно, особенно в области искусства». Достойное, радостное нам принятие русской культуры в величественном Париже! Название городу мира «величественный» придумала флоберовская героиня, в ушах которой он звучал как соборный колокол - совсем по-русски по прихотливому случаю. Вот и перезваниваются имена Чехова и Тургенева, Булгакова и Солженицына, Чайковского и Прокофьева, Рахманинова и Шостаковича и т.д. на главных парижских сценах в наше время. Об этом рассказывают журналисты газет «Фигаро», «Крест», «Русская мысль».

29 апреля в прощальном спектакле театра-студии Комеди Франсез «Последнее письмо» по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» потрясающая актриса Катерина Сами от имени матерей всего мира произносила неувядающие слова: «Я верю, Витя, что это письмо дойдет до тебя, хотя я и за линией фронта и за колючей проволокой гетто. Любовь твоей матери с тобой, и никто не сможет ее убить... Живи, живи, Витечка, вечно».

По велению Судьбы спектакль разыгрывался на драматическом фоне политической борьбы во Франции. Неожиданно для всех на авансцену не театральных подмостков, а самой жизни персонально ринулся фашизм, перепугав всю нацию. И, может быть, набатным колоколом своего огненного слова русский, советский писатель разбудил французов от мала до велика. Чтобы они, испытав внезапный шок, прозрели и вспомнили, что век Эйнштейна и Планка был также и веком Гитлера. И в третьем тысячелетии все повторяется: террор и геноцид. И Франция выбрала: «No pasaran! (Они не пройдут!)». Так что колокол спектакля звонит и сегодня.

Сценические зеркала сразу двух театров отражают пьесу Булгакова «Мастер и Маргарита». В одно и то же время - стоило лишь прогуляться от театра Витри до театра «Бури». Французы не перетряхивают нафталин в сундучках, у них здоровый вкус к злободневности.

В Витри режиссер-постановщик Лиза Вюрмсер, заметьте, малыми средствами - совсем по нашенскому - создает постановку, замесив народный театр, цирк, мюзикл, чтобы показать прибытие дьявола и его друзей в Москву в разгар сталинизма, когда всякое проявление фантазии, воображения, свободной мысли заканчивалось психиатрической лечебницей для вольной персоны. Наверно, у французов такой прием не только в грамматике называется «будущее в настоящем». Режиссер из театра «Бури» Дидье Карет в «трагическом фарсе» Булгакова предлагает зрителю свою версию романа «чрезвычайно богатого», где смешивается поэзия, религия, политика и метафизика. И сам постановщик предстает в роли Воланда не как дьявол-искуситель, но тот, кто противится коррупции, обнаружив ее. Не ломайте голову, почему режиссер-постановщик назначил именно себя на роль Воланда. Просто он считает сатану режиссером этого безумия.

Великим спектаклем было отмечено празднование Парижской оперы. Десятилетний юбилей Opera-Bastille открыли премьерой «Война и мир» Прокофьева по роману Толстого. И как! В грандиозных и роскошных фресках!

У нас постановка была осуществлена в Москве в 1959 году в Большом театре, где партию Наташи Ростовой пела Галина Вишневская. Позже во время изгнания она выступила в своей любимой роли на Французском радио (Radio-France). И рядом, как дирижер, будет ее муж Ростропович. На сцене главного оперного театра Франции в семи незабываемых вечерах пели 42 солиста, по большей части из бывшего Советского Союза. В партии Наташи парижская критика единодушно отмечала чудесную Ольгу Гурякову - «голос чистый, сильный, богатый в нюансировке». Цветы падали и к ногам Елены Образцовой и Елены Зарембо. Вообще в спектакле был занят весь цвет европейского вокала, выдающиеся музыканты. Стоимость постановки приближалась к 1,2 миллиона франков каждый вечер. Но ведь не каждый вечер ставится подобный шедевр. И даже не каждое десятилетие!

В 1997 году в Париже мы рано утром сбегали к Гранд Опера (за час до вылета в Москву), чтобы увидеть, почувствовать, вобрать в себя эту изящную площадь перед театром, только что названную именем великого подвижника русского балета Сергея Дягилева. Мое сердце трепетало за такого русского в Париже, который самобытно и победоносно нес по всему миру дух нашего искусства.

Недавно (31 марта) состоялась премьера документального фильма «Судьба подвижника» на российском телеканале «Культура» в связи со 130-летием со дня рождения Сергея Павловича Дягилева. К его юбилею во Франции вышла книга с интригующим названием «Секретная история русского балета». Автор - Владимир Федоровский, бывший советский дипломат, ныне живущий и печатающийся во Франции. В 24 очерках рассказываются закулисные истории балетного театра в России от Александра III до наших дней. В главах «Сталин и Большой», «Балерина, Кеннеди и КГБ» использованы воспоминания Г. Вишневской, Г. Улановой и М. Плисецкой. В очерке «Ночь с Нуреевым» автор впервые публикует текст доклада КГБ о бегстве - «измене родине» - Рудольфа Нуреева за подписью Шелепина. В. Федоровский помог Р. Нурееву впервые поехать в СССР в 1987 году. Он вспоминает, как в Париже Рудольф несколько раз прыгнул на улице и затем сказал: «Вы понимаете, откуда эта сила? Не забывайте, что я - наследник Дягилева». Три четверти книги посвящены фактам и событиям из творческой жизни С. Дягилева и его труппы в увлекательном изложении, а в приложении перечислены спектакли всех 22 «Русских сезонов» выдающегося хореографа. Жаль, что книга русского автора о русском балете вышла на французском языке.

На фоне двух великолепных вечеров («a la russe») в театре «Елисейские поля», где Юрий Темирканов, бывший директор и главный дирижер Филармонии в Санкт-Петербурге, а ныне музыкальный директор оркестра в Балтиморе (США), впечатляет слушателей музыкой Мусоргского, Шостаковича, задушевный, лирический, веселый моноспектакль Анны Бакэ привлекает своих поклонников. И хотя в зале театра «Дю Ренар» всего 150 мест, зато сцена обширная и элегантная акустика. Если учесть, что певица со своими музыкантами царит здесь вечерами на протяжении двух месяцев, а публика не возрастная, а молодежная, то Анну Бакэ можно с этим поздравить.

«Мой первый язык, на котором я начала петь, - русский», - заявляет Анна. Альма Артуровна сообщает в письме, что мать певицы Мария Якимова - балерина, в молодости танцевала в операх всего мира и в разных труппах. Сейчас занимается внуками и мужем Морисом Бакэ, который был известным солистом в оперетте. Ходят они в ту же русскую церковь, что и Альма Артуровна, там венчали и крестили их детей и внуков. Дома в семье Анны слушали Баха, американский джаз и певцов 60-х - Бреля, Греко. Но ее призвание не оттуда. Что касается породы, не слукавишь: первый язык - русский. Семья матери бежала от революции 1917 года. Дочь-подросток приехала в Советский Союз на год, а потом осталась на 5 лет в Санкт-Петербурге, чтобы окончить курсы хорового дирижирования, специализируясь на духовной музыке. Сейчас Анна Бакэ поет песни для сопрано, нащупывая свой путь от классики к современному шансону. В ней есть что-то от нашей Елены Камбуровой: представить песню в движении, сыграть в новых ритмах, вырвав ее из длинного платья, по собственному выражению. И, конечно же, в ее моноспектакле звучат русские мелодии Рахманинова.

В конце письма от Альмы Артуровны трогательная приписка: «Еще насчет русских - в одном из маленьких залов Парижа показывают «Александра Невского». Так что русские сезоны в Париже продолжаются.

Маргарита ПАРХОМЕНКО.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100