Арсеньевские вести - газета Приморского края Книги от издательского дома Водолей
архив выпусков
 № 25 (484) от 20 июня 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
Почтовый индекс по России: 15543Online подписка на Арсеньевские вести
ЭКОНОМИКА

Эти нахальные жильцы

Валерий КУЦЫЙ

Иногда газета “Владивосток” публикует довольно занятные материалы.

Главная заслуга в этом, полагаю, принадлежит таким членам редколлегии газеты, как председатель комитета по управлению муниципальным имуществом города Владивостока Юрий Успангалиев и в равной степени журналистка Татьяна Богатикова, широко известная своей безграничной преданностью владивостокскому градоначальнику Юрию Копылову.

Так, считаю вполне достойным внимания интервью “Жесткий расчет” в номере за 4 июня, взятое у Виталия Диженина, руководителя расчетного центра ООО “Программы учета”. Как сообщает газета, именно этот центр занимается обработкой данных и выпуском квитанций по оплате за жилье и коммунальные услуги, То есть тех самых квитанций, получив которые начинают хвататься за сердце вполне здоровые доселе люди. Не могу удержаться, чтобы не поделиться с читателями своими мыслями насчет блестящих ответов господина Диженина на вопросы корреспондента Татьяны Нагорной. Скажем, такой вопрос:

- Почему вы учитываете долги 1997 года, когда срок исковой давности в нашей стране 3 года?

Ничуть не смущаясь, Виталий Диженин парирует:

- Ну и что, это всего лишь означает, что суд может отклонить наш иск, а может его принять. Закон не обязывает нас списать долги. На каком основании? Какие у нас странные граждане. Когда выгодно, вспоминают о законе, при этом считается, что не платить за оказанные услуги - это норма.

Тут господин Диженин немножечко загибает: если срок исковой давности истек, то в суде он может выиграть у нас только от мертвого осла уши. Следовательно, расчет лишь на чью-то наивность, но что граждане у нас окончательно обнаглели - это точно. Спят и видят, как бы надуть родную власть, которая их, то есть подчиненных граждан, никогда не обманывала. И сейчас им говорят, что они кругом должны, а они, вместо того, чтобы безропотно заплатить, отрицают это и нахально вспоминают о каком-то законе. Журналист тоже пытается робко возразить своему собеседнику:

- Наверняка для вас не секрет, что многие твердо убеждены: в квитанциях сплошной обман. Я, кажется, всегда вовремя вносила по платежкам. В итоге все равно осталась должна. Ну как это у вас получается?

Действительно, как получается? Оказывается, нет ничего проще.

- Когда обрабатываешь двести тысяч квитанций, в тысячу может закрасться ошибка. Хоть в процентном отношении это немного, но я понимаю, каково это для людей. Мы, естественно, будем совершенствовать систему начислений. Уже два месяца ничего не меняли в форме квитанций и дальше менять не собираемся. Вообще, ошибки работников расчетного центра - это капля в море.

Руководитель расчетного центра был бы прав, если бы то, что он говорит, от начала до конца было бы правдой. По моему же мнению, ошибок намного больше, чем тысяча на двести тысяч, то есть полпроцента. Могу ли я верить Виталию Диженину, если все мои знакомые, которые никогда не стремились пользоваться коммунальными благами на халяву, только руками разводят, узнав из квитанций о якобы числящихся за ними долгах. Можно, разумеется, считать это каплей в море, а можно и сказать: не следует ли вам, ребята из расчетного центра, пройти курс наук начальных классов средней школы? Впрочем, господин Диженин за оправданием в карман не лезет. Вот что он сообщает:

- Нам досталось очень тяжелое наследство. Вспомните 97-98 годы, когда политики вмешивались в учет платежей. В результате неразберихи, созданной верхами, жильцы не знали, куда платить. С января 97-го по соответствующему распоряжению главы администрации Владивостока плата за коммунальные услуги должна была производиться по квитанциям нашего расчетного центра, а люди продолжали платить по квитанциям ЖЭУ. Более того, даже в 99-м году во Фрунзенском районе жители так и платили. ЖЭУ практически всех районов Владивостока, кроме Советского, не передали нам данные по платежам за 97-й год. А раз так, то мы считаем, что квитанции не оплачены.

Гениально. Чиновники не могли между собой разобраться, а крайними оказались мы, жильцы. Это что же получается? Прежде чем заплатить за квартиру, надо разобраться в местных политических игрищах и сделать точный прогноз, кто в конечном счете победит. Иначе найдется какой-нибудь строгий дядя Диженин, который взыщет с вас за чужие грехи. Прощены вы будете лишь в том случае, если выполните продиктованное тем же дядей условие:

- Вопрос решается просто. Нужно придти в ЖЭУ и взять справку, подтверждающую, что вы платили. Повторяю, нужна именно справка, квитанциям мы не поверим. Увы, часто их подделывают.

Так. Казалось, нас уже вконец замордовали требованием справок разного рода. Но нет, нашелся на нашу голову некто господин Диженин и придумал еще одну. Он, видите ли, не верит квитанциям, их, видите ли, подделывают. Вот оно как! А мы-то, глупцы, не знали об этом и до сих пор верили, будто корешок квитанции с кассовым штемпелем есть документ, свидетельствующий об оплате. Выходит - ничего подобного. Ладно, я готов чистосердечно признаться, что стремлюсь, прикрываясь фальшивкой, урвать коммунальных услуг побольше, а заплатить поменьше. Но тогда два вопроса. Первый: если я умею подделывать корешки квитанций, то почему не смогу с тем же успехом подделать справку? Второй: если кто-то подделывает денежные купюры, то, может быть, есть смысл их тоже чем-нибудь заменить? Например, справкой о том, сколько денег в кармане данного субъекта. Между тем, существует и более простой вариант взаимоотношений с расчетным центром: ни за какими справками не ходить и никуда их не носить. Мне это не надо. А кому надо - пусть ходят и берут сами. Не нравится - подавайте на меня в суд, он, не сомневаюсь, удовлетворится и корешками квитанций.

Любопытных идей у господина Диженина хоть пруд пруди. Одно из них выглядит так:

- Кстати, ремонт сети и опрессовка, во время которых отключают воду, не являются причиной для уменьшения платежа. Считается, что вода подавалась в дом.

Браво, господин Диженин! Можете считать себя соавтором Эйнштейна по открытию теории относительности.

Разрешите мне, скромному журналисту, никогда не достигавшему таких высот, продолжить вашу мысль. Если в ресторане поднос с едой проносят мимо вас, это не основание, чтобы не платить за обед - считается, что вы его съели. Если в театре ваше кресло окажется занятым, спокойно отправляйтесь домой - считается, что вы посмотрели спектакль. Купив билет на самолет, совсем не обязательно ехать в аэропорт - считается, что вы уже улетели. Нет причин возмущаться, если вы вернулись из командировки и застали в своем доме мужчину в трусах - считается, что он зашел погладить брюки.

Но пойдем дальше. Журналистка хочет прояснить такую ситуацию:

- Одна наша читательница, пенсионерка, жаловалась: лифт в доме не работает три года, она из квитанции плату вычеркивала, потом повис долг.

Виталий Диженин дает исчерпывающее разъяснение:

- Ну, не расчетный центр должен составлять акты, согласно которым производят перерасчет. Контролируйте работников ЖЭУ и лифтового хозяйства сами.

Оно, может, и так, да вот незадача: каким способом их контролировать? Хорошо, если жильцом является командир танкового полка, он еще может добиться своего, подняв по тревоге вверенную ему часть, а как быть 80-летней старушке, у которой не то что танка - газового баллончика нет?

Осмысливая позицию руководителя расчетного центра, я прихожу к выводу, что мы, жильцы и наниматели квартир, выглядим в его глазах всего лишь как существа, обязанные платить даже за то, за что платить по логике вещей не обязаны. Это явственно видно из продолжения диалога:

- Виталий Николаевич, люди вычеркивают строчку “Капитальный ремонт”.

- Вот вам одна из самых распространенных причин появления долга. Поступать так - незаконно.

- Так вычеркивают, потому что ремонта не видят.

- Мы не можем отвечать за то, куда тратит эти деньги управление по ЖКХ.

Понимаете, они не могут, а мы, жильцы, можем отвечать за все - за ошибки расчетного центра, за низкое качество услуг, за отвратительную работу жилищно-коммунальных служб - и отвечать не в абстрактном смысле, а в самом что ни на есть конкретном - рублем. Только такое заключение я могу сделать из высказываний господина Диженина, который твердо стоит на своем:

- Еще раз повторяю, что вопрос не к нам. Я могу только сказать, что на самом деле средства от коммунальных платежей расходы на капитальный ремонт не покрывают. Вы не представляете, сколько стоит ремонт крыши, а человек заплатит сто рублей и хочет завтра золотые перила в подъезде.

Мне стыдно, я краснею. Дому, в котором я живу, более сорока лет, но капитального ремонта в нем ни разу не было и, скорее всего, в обозримом будущем не предвидится. Да Бог с ним, с капитальным, хоть бы какой-нибудь. А то ведь стены грязные, двери держатся на честном слове Юрия Копылова, подъезды имеют жалкий вид, в одном из них вскрыли пол, когда прорвало водопроводную трубу, да так и не заделали. Рано или поздно кто-нибудь провалится и получит травму. Однако как выяснилось теперь, я оборзел до такой степени, что требую от родимого ЖЭУ-2 Фрунзенского района не элементарного выполнения его обязанностей, а золотых перил и хрустальных люстр в местах общего пользования.

Мало того, до сих пор мне казалось, что дома в городе разные - одному 15 лет, другому - 50; один - панельный, другой - кирпичный; в одном есть мусоропровод, в другом - нет и т.д. А значит, и средства на ремонт требуются не одинаковые. Так почему же, наивно спрашиваю я, всех горожан обязывают платить по одному и тому же тарифу; почему жильцам не сообщают, во что обойдется капремонт и не заводят в соответствии с эти накопительный счет для каждого дома? Куда вообще уходят собираемые якобы на капитальный ремонт суммы?

Поскольку достоверной информации нет, бытуют разные мнения. Одни говорят, что на пропаганду достижений Юрия Михайловича Копылова, другие - что на загородные особняки с теми самыми золотыми перилами, насчет которых так здорово сострил господин Диженин.

Да простится мне обилие цитат в этих заметках. Несмотря на явный их перебор, я привел бы еще одну - ту, которой в интервью, к сожалению, нет. Виталий Николаевич не сообщает, сколько получает его фирма за услуги от городской администрации. А хотелось бы знать, ибо в конечном счете денежки идут из кармана владельцев и нанимателей жилья, тех самых, которые абсолютно недовольны его работой и которых он с надлежащей суровостью ставит на место.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.
В.К.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Высказать свое мнение о статье:
Ваше имя:

Ваш комментарий: (не более 1500 знаков)    
Любой пиар и антипиар с форума будет удаляться. Просим писать по существу и не переходить на личности.
-- Редакция "АВ".
Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100