Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (480) от 23 мая 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

“Великие историки”

Валерий КУЦЫЙ

Вот и еще один День Победы позади. День, когда и молодежь, и те, кто постарше, и люди моего поколения - поколения, пережившего военное детство, - от всей души чествовали ветеранов Великой Отечественной и склонялись перед памятью тех, кто сложил голову на полях сражений.

Но поразительно, что даже в связи с этим светлым праздником мы слышали иной раз суждения, которые я не могу ни понять, ни оправдать. Например, православный экс-секретарь райкома КПСС Юрий Копылов, путано поздравив население с “величайшим праздником русского народа в Великой Отечественной войне, советского народа против фашистского ига”, сказал:

“И не надо нам забывать, что именно это так называется. Так это было грандиозное, коллапсовое событие для всех славянских народов, то есть, для народов всех тех территорий, куда зашла и пришла война. Потому что сегодня вымарывается из истории, вымарывается из истории само название, называется Великая, Мировая война, еще там разные названия, что Соединенные Штаты Америки - главное действующее лицо, и что они победили в этой войне, там поехали как-то в Европу с Америки и кого-то там побили-поколотили, и на этом закончилось. А что погибло советских людей около тридцати миллионов, пали жертвой этого, действительно, коллапса человеческого, человеческих жизней, то вот об этом сегодня уже стараются не помнить. Вымарывается из истории, к сожалению, и у нас в России стараются порой как-то умолчать об этом событии”.

Идентичные соображения в несколько, правда, более удобоваримой форме изложил радиослушателям главный рыболов государства Российского Евгений Наздратенко:

“Что День Победы? Вот его ж в истории и это пытались за эти десять лет опошлить. Мы всегда с вами учили в школе и знали, что это Великая Отечественная война, война, за которую заплатил живой человек. Вот не какой-то легендарный командир там выиграл или командарм там выиграл бы, нет, выиграл народ. Выиграл таким невероятным напряжением. Каждая семья заплатила практически свою цену за эту войну. Для нас она Отечественная. А то стало появляться, помните, в прессе: Вторая мировая война. Как это Вторая мировая война? Для Австралии, может, Вторая мировая война, а для Советского Союза это была Великая Отечественная война”.

Высказывания Евгения Ивановича и его заединщика Юрия Михайловича вроде бы не лишены оснований. Где-то действительно стараются приуменьшить роль Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии. Не у нас, конечно, тут Копылов слегка подзагнул, а за рубежом. Но такие попытки делались и делаются. Я читал, что многие американские школьники считают, будто русские воевали против США вместе с немцами. За годы холодной войны западная пропаганда сделала свое дело. Но мне кажется, на Западе есть другие примеры для подражания, гораздо более достойные, чем этот. И потому не возьму в толк, зачем понадобилось отрицать факт Второй мировой и воспринимать как обиду всякое упоминание о ней.

Да простится мне обращение к курсу школьной истории, но это представляется необходимым в связи с копыловско-наздратенковскими откровениями, в которых пафоса куда больше, чем знаний. Не хочу повергать в изумление Юрия Михайловича и Евгения Ивановича, но Вторая мировая война, как ни странно, все таки имела место. Началась она с нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года, а затем втянула в свою кровавую воронку десятки одних стран и в той или иной степени коснулась десятков других.

С нацистами воевали наши союзники - США и Англия. Их бомбардировочная авиация подавляла военно-промышленные объекты на территории Германии. Они вели жестокие бои с гитлеровцами на море, освобождали Италию, противостояли японским милитаристам. Кстати, в рамках британского содружества принимала участие в войне и та самая Австралия, которую походя упомянул наш экс-губернатор. А как не вспомнить о французских летчиках и французских партизанах - маки, о югославской партизанской армии во главе с маршалом Тито, о поляках, которые боролись за освобождение своей страны и в рядах Советских Вооруженных сил, и в составе Армии Крайовой, и Армии Людовой!

Конечно, можно говорить и о задержке, по крайней мере на год, с открытием второго фронта. Но винить в этом следует политиков, а не американский и английский народы, симпатии которых были целиком на стороне Советского Союза.

Бесчестно обходить молчанием ту огромную материальную помощь, которую оказали нам союзники. В денежном выражении она исчисляется десятками миллиардов долларов, но реальная цена ее значительно выше. Эта помощь состояла из стратегического сырья, используя которое, наши заводы стали производить лучшие в мире танки и самолеты из вооружения, боеприпасов и военной техники.

Только автомобилей было поставлено более полумиллиона, и вместо полуторок, которых к тому же не хватало, и легковых “эмок” Красная Армия оснастилась могучими “студебеккерами”, отличными военными джипами - “виллисами” и “доджами 3/4”. Это было очень важно, потому что намного повысило мобильность частей и подразделений.

Самых добрых слов заслуживают моряки английских военных конвоев и вечной памяти те из них, кто погиб под ударами гитлеровской авиации при доставке грузов в советские северные порты. Из тридцати шести судов одного такого конвоя до места назначения дошло двенадцать, остальные нашли могилу в морской пучине. Но несмотря на такие тяжелые потери, наши союзники не отступили от законов боевого братства и продолжали свои героические, без преувеличения, рейсы.

Особо следует сказать о поставках продовольствия. В первые годы войны из-за бездарности, самонадеянности и жестокости сталинского руководства оказались оккупированными самые хлебные районы страны - Украина, Кубань, Ставрополье и другие. Часть богатейшего урожая не успели собрать, а многое из того, что собрали, и почти весь скот не удалось вывезти.

Но и тогда, когда наши войска, переломив ход войны, двинулись на запад, ситуация оставалась крайне сложной. Требовалось время, чтобы освобожденные районы стали давать сельхозпродукцию в сколько-нибудь существенном объеме. Ведь там не оставалось ни сельскохозяйственной техники, ни тягловой силы, ни семенного фонда, ни скота.

Да и кому было работать? Мужики на фронте, юношей и девушек угоняли в Германию. Оставались женщины, дети, старики. И как ни надрывались они, стараясь заменить мужей, отцов, сыновей, тяжелый крестьянский труд требовал крепких мужских рук. Это грозило катастрофой - ведь нужно было кормить и армию, и всю огромную страну.

Статистика фиксирует то, что есть, а не то, что могло бы быть, и поэтому никто не может сказать, сколько бы людей в Советском Союзе умерло голодной смертью без продовольственной помощи союзников. Во всяком случае, таких было бы немало - это я смею утверждать, потому что мальчишкой жил во время войны и на голодном Урале, и на голодной после освобождения Украине.

А совсем скоро американцы и англичане отметят знаменательную для них дату - 6 июня 1944 года союзнические силы, переправившись через Ла-Манш, высадились в Нормандии и открыли второй фронт. Не стоит, разумеется, преувеличивать значение этого невиданного по своим масштабам десанта. Он, конечно, отвлек на себя часть сил вермахта, но исход войны был уже предопределен сокрушительными ударами советских войск. У меня нет ни материалов, ни достаточных знаний для доказательства своей правоты, но я убежден, что к лету 44-ого сложилась обстановка, при которой общая победа, в конечном итоге, была бы одержана нами без американской тушенки и без второго фронта. Другое дело, что достижение ее заняло бы гораздо больше времени и потребовало бы гораздо больших жертв.

Слова песни Булата Окуджавы о том, что “нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим”, - бесспорно справедливы. Но только нельзя забывать, что цена выражалась не в рублях и не в долларах, а в человеческой крови и человеческих страданиях.

Приходится слышать: потери советского народа в той войне были много больше, чем у какого-либо другого. Иной раз в этих словах ощущается некая подспудная гордость: вот, дескать, какие мы молодцы. Мне же кажется, что предмета для гордости здесь нет. Можно лишь испытывать боль за каждого не вернувшегося домой солдата, за каждую семью, у которой война отняла ее родных и близких.

И стыдно предъявлять претензии к народам тех стран, которые тоже воевали с нацизмом, но понесли не столько потерь, сколько мы. Во-первых, это обусловлено грубейшими просчетами политического руководства Советского Союза, из-за чего враг на первом этапе войны захватил значительную часть наших территорий, на которых и разворачивались самые кровопролитные сражения; во-вторых, само понятие “малые потери” тоже весьма относительно: для каждой матери гибель ее сына, даже если он единственный убитый в бою солдат, - огромная, не сравнимая ни с чем потеря.

Отсюда, думаю, понятно, почему мне кажутся неприемлемыми исторические разборки на эту тему. Вроде бы, что тут неясного? Была Вторая мировая война - война многих народов с фашизмом, и была ее главная составляющая - Великая Отечественная, победив в которой наш народ, наша армия спасли мир от коричневой чумы. Всемирно-историческое значение этой победы не признается лишь теми, кто сознательно не хочет его признавать. Спорить с ними столь же бесполезно, как искать черную кошку в темной комнате, особенно если там ее нет.

И уж вовсе не нуждается бессмертный подвиг в том, чтобы возвеличивать его путем отрицания пусть не таких высоких, но все-таки реальных заслуг наших союзников и товарищей по оружию. Тогда зачем же это делается? Ладно еще, если причина только в невежестве, которое здесь наличествует. Не исключаю, однако, желание приобрести популярность демонстрацией своего суперпатриотизма.

Как бы то ни было, хочется надеяться, что люди разберутся в истинных целях авторов пропагандистских уловок и предоставят им без особого успеха метаться по темной комнате в поисках отсутствующей кошки.

Валерий КУЦЫЙ.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100