Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 16 (475) от 18 апреля 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Срочно нужна ампутация Генштаба

(редакция "АВ")

С тех пор, как мы все перестали работать на “оборонку” и стали работать на себя, армия неудержимо покатилась под откос.

Разгул дедовщины, горячие точки внутри страны и вне её, терроризм, бандитизм или просто вопиющая безответственность армейских чинов. В результате оружие, выданное для защиты Отечества, всё чаще стреляет в наших солдат, и вместо сына домой возвращается гроб.

Уже устали языки и уши от бесконечных повторений слов “военная реформа”, а реформы как не было, так и нет. Вот и сейчас, в который раз правительство делает малюсенький ничего не решающий шаг, предлагая называть этот шаг реформой. Союз Правых Сил решительно требует немедленного осуществления всей программы реформирования армии.

Хватит ли сил? Хватит ли умения? Хватит ли средств? Кто препятствует? На все эти вопросы отвечают участники “круглого стола”, организованного газетой “Арсеньевские вести” совместно с партией “СПС”.


Этот круглый стол состоялся в музее “Владивостокская крепость”, в том самом подвальном помещении, в котором раньше хранился порох. Редакция благодарит директора этого музея Наталью ПОЛОЗОВУ.

Романенко Татьяна Гавриловна, член политсовета СПС, журналист и учредитель газеты “Арсеньевские вести”, преподаватель морского университета, дочь офицера, мать сыновей, отслуживших в армии, организатор и ведущая этого “круглого стола”:

В основе предложения фракции СПС Государственной Думы лежит переход нашей армии на профессиональную основу. Предлагаю всем участникам сегодняшнего разговора высказаться на эту тему.

Пышкин Анатолий Фёдорович, адвокат, юрист, член российского комитета в защиту прав человека, а также полковник юстиции в запасе. Семь раз был в Афганистане, в командировке:

Специфика работы такова, что мне приходится больше сталкиваться не с геройскими поступками, а с тем негативом, который есть в вооружённых силах.

О реформировании армии говорят давно, но дальше разговоров дело не идет. И всё реформирование состоит в повальном сокращении военнослужащих офицеров. Очень много уходит толковых молодых ребят, которые понимают и сознают, что не имея применения в вооружённых силах, они не пропадут в гражданской жизни. Остаются средний возраст и предпенсионные служащие. Нищенское существование армии привело к тому, что произошёл отток наиболее грамотных специалистов.

Реформы буксуют не только потому, что нет денег для проведения реформы, но и потому, что реформой занимаются одни военные. Должен быть союз военных и гражданских лиц для того, чтобы эта реформа была. Любые разговоры о реформе в армии воспринимаются военнослужащими криком, что армию пытаются развалить, забывая о том, что она по существу уже развалена.

Но давайте возьмём сегодняшнюю нашу жизнь. Мы говорим, что в Чечне идёт антитеррористическая акция, хотя там идёт самая настоящая война. Называют разные цифры, сколько там этих отморозков. Мы воюем на территории своей страны, на территории размером не больше Приморского края. Наша армия, МВД, ФСБ, МЧС, железнодорожные войска, пограничники и так далее - мы не можем справиться с кучкой бандитов. А если будет другой противник, более мощный, как же с ним мы будем воевать? В числе потенциальных противников у нас есть и Соединённые штаты Америки, и Япония, я думаю, ни для кого не секрет, и Китай довольно серьёзно претендует на нашу территорию.

Я знаком с концепцией реформирования, предлагаемого СПС, и в основном с ней согласен. Я считаю, эти предложения во многом реальны и приемлемы. Единственно, что меня смущает - 6 месяцев. Да, если правильно организовать обучение военнослужащих, за 6 месяцев можно научить многому. Если они не будут заниматься покраской травы в феврале-марте, не будут заниматься покраской заборов к приезду очередного командира и другими хозяйственными работами, а будут заниматься военной подготовкой - действительно, за шесть месяцев можно многому научить. А затем, если он почувствует вкус к военной службе, если будет материальная заинтересованность - он перейдёт на контрактную службу.

Галустян Геннадий Григорьевич, начальник 2-го отделения военного комиссариата Фрунзенского района Владивостока. Это отделение занимается учетом и призывом граждан на военную службу:

- Мне очень приятно, что СПС не забывает нас, вспоминает иногда и пытается сделать что-то хорошее для армии. К сожалению, на сегодняшний день хорошего ничего пока нет. Действует Закон о статусе военнослужащего. Закон неплохой, но не в полном объеме действует. Если принять новый закон, то и он тоже не будет действовать.

Позавчера Госдума приняла изменения в закон о статусе военнослужащего по вопросам денежного довольствия. По существующему закону военнослужащий, работающий по контракту, имеет должностной оклад, который не должен быть меньше пятикратного минимального размера оплаты труда. 1 февраля в России вступил в силу новый трудовой кодекс, согласно которому минимальная оплата труда в России должна быть не ниже прожиточного минимума. Во Владивостоке - это две тысячи рублей. Кроме того, оклад по воинскому званию должен быть не менее 50 процентов от должностного оклада. Таким образом, у рядового солдата, проходящего службу в армии по контракту, зарплата должна быть не менее 15 тысяч рублей. Что ещё надо?

Романенко Т.Г.: Так Вы против того, чтобы солдат получал зарплату 15 тысяч?

Г.Г.: Я рад! Если солдат получит 15 тысяч, то у подполковника зарплата будет еще больше. Молодой человек 19-ти лет будет получать 15 тысяч рублей, то есть 500 долларов. Ведь это неплохо будет!

Романенко Т.Г.: Конечно! Тогда можно будет лучших в армию отобрать.

Г.Г.: Но, к сожалению, это не так. Скоро начнут действовать изменения в порядке формирования должностного оклада военнослужащего, и реальный оклад станет намного меньше.

Тамаровский Валерий Владимирович, помощник депутата Законодательного собрания Приморского края В.Гильгенберга, служил в армии 28 лет, полковник запаса:

У меня ко всем вопрос: мы можем повлиять на реформы в армии хоть с какой-нибудь стороны? Ведь не секрет, что Генеральный штаб на 70 процентов - это замполиты бывшие, остальные тыловики. Там нет ни одного боевого генерала. Идет открытая война между Квашниным и Ивановым с применением оружия. Иванов держится только потому, что за него - псковская дивизия воздушно-десантных войск, которую хотят уничтожить. Кто ответит на вопрос: зачем нам армия? Зачем Бундесвер - знают от мальца до старца. Зачем нужны “нэви” и “морские котики” в США - все знают. Никто из наших вождей не сказал, для какой цели мне нужна армия.

Романенко Т.Г.: Валерий Владимирович, Вы говорите, что мы здесь собрались совершенно попусту. Дело в следующем: то, что Вы здесь скажете, прочитает весь мир в Интернете, если захочет...

В.В.: - Прочитали и прослезились. Дальше что?

Романенко Т.Г.: - Извините, у нас есть депутаты. И надо дать депутату по башке, чтобы он делал то, что мы считаем нужным. Я так полагаю.

В.В.: - Наши депутаты краевые ещё как-то связаны с народом. А депутаты государственной Думы?

Романенко Т.Г. - Черепков Виктор Иванович.

В.В.: - Один из четырёхсот? Вот Немцов говорит: не надо бороться с коммунистами, надо бороться с бедностью, и не будет этого явления. То же самое и в армии. Не надо бороться с солдатами и офицерами. Надо конкретно поставить цель вооружённым силам. Только ответив на этот вопрос, можно определить, сколько солдат должен служить в разных родах войск. Например, шесть месяцев в спецназе - это как пять лет в войсках связи. Через 10 лет в реактивной авиации человек полностью вырабатывает свой ресурс.

Романенко Т.Г.: - Ответьте мне на вопрос: так Вы за реформы или против?

В.В.: - Мы еще в 80-м году писали пакеты и рассылали везде, где было можно. У нас была инициативная группа, когда ею руководил Руцкой. Потом он пришел к власти, мы решили, что наконец-то мечта всех военнослужащих исполнилась. Но он, как попал наверх, испортился.

Репитей Михаил Никитович, служил во флоте с 1951 по 1956 годы, единственный сын погиб в Афганистане:

Когда я познакомился с проектом реформы я с многими вещами согласился. Но я не со всем согласен, считаю, что 6 месяцев - это мало. Настоящий квалифицированный специалист - после 3-4 лет. Я считаю, что каждый россиянин обязательно должен пройти армию. Защита отечества есть обязанность каждого гражданина. У царей дети служили, у Сталина служили. Я - за то, чтобы была контрактная армия, чтобы она была профессиональная. Конечно, 15 тысяч рублей - это большие деньги, это достойная зарплата, но, по моему мнению, такие деньги солдату сейчас никто не даст. Это кто-то может поставить себе 90 тысяч зарплату без всякого на то основания, кто-то 200 тысяч. А за убитого пацана платят всего 300 рублей. Нам оплатили 83 рубля 40 копеек. Лучше бы ничего не платили... Не надо деньги родителям за погибших детей.

Я за реформу, за достойную оплату и за то, чтобы сейчас лейтенант, женившись, мог содержать жену и ребенка, хотя бы одного.

Романенко Т.Г.: - Я бы хотела задать такой вопрос: Не входят ли в противоречие священная обязанность защиты Отечества каждым гражданином и профессиональная наёмная армия?

Станчуляк Вячеслав Владимирович, СПС. Учился в суворовском училище, два года учился в военном училище:

Я служил на срочной службе в 80-х годах. По нашим понятиям, это было время развала общества, армии. Все это происходило на наших глазах. Конечно, армия должна быть профессиональной. Даже если вспомнить славные традиции русского народа: всегда существовала дружина, были профессиональные военные. Мобилизация была лишь во время войны. Потом был лозунг: служба - это почетная обязанность. Сейчас уже никто никому не обязан. Это зависит от воспитания человека.

Самодумский Сергей Владимирович, “Яблоко”, получил образование в военно-медицинской академии. Служил начальником медицинской службы ракетного крейсера:

- У нас армия всегда была профессиональной. Другое дело, что мы ставим вопрос о переводе на профессиональную основу рядового личного состава. Офицерский состав всегда был профессионалами, недооцененными профессионалами, так как они всегда мало зарабатывали. И ничтожно мало зарабатывал матрос-солдат. Слезы на глаза наворачиваются, когда идешь мимо морского госпиталя и видишь, как на заборе висят гроздьями матросы и просят покурить. Они не способны купить себе пачку сигарет.

Я окончил военно-медицинскую академию и позже преподавал в медицинском институте. Каждая кафедра нашей академии имела трёх-четырёхэтажное здание. Роскошные старинные здания. Военной медицине есть, чем гордиться. И всё это теперь рушится. У этой медали есть и другая сторона.

Когда я служил, флот жил сытно. Мне было стыдно идти домой в плохо отапливаемую квартиру без горячей воды. Яблок невозможно было купить беременной женщине. Так наш поселок еще “хорошо” снабжали - туда привозили иногда колбасу.

Гребнёва И.Г.: Сергей Владимирович, так вся страна работала в то время на войну!

С.В. - Вся страна работала на войну, надрывая себе жилы, отказывая себе в последнем, расходуя огромное количество материальных средств. И как мы видим, работала впустую. Потому что понастроено и понаделано было много, и все это не понадобилось. Не рачительным хозяином была коммунистическая партия. Не с целью поднятия благосостояния это делалось, а с целью коммунистической экспансии. Десятки тысяч танков сейчас стоят и гниют. Сейчас за бездумно израсходованные материальные средства платит вся страна.

Ромненко Т.Г.: - Вы считаете, что армия сейчас платит за то, что она тогда сытно жила?

С.В.: - Платит вся страна за бездумно израсходованные материальные средства. Наша страна израсходовала огромные ресурсы нефти и газа на содержание армии и “строительство коммунизма”. Но теперь мы строим другое общество. Мы сейчас выходим на первое место в мире по производству нефти. И мы опять не видим результата.

“Яблоко” (я имею в виду нашу партию) за то, чтобы ресурсы и средства расходовались рационально, на благосостояние страны и профессиональную армию, поднятие боеготовности вооружённых сил. Наша армия должна быть компактная, по средствам, способная защитить периметр наших границ, способная продемонстрировать силу нашему противнику в той мере, чтобы никто не посягал на наше спокойствие, и это позволяло нам эффективно развивать нашу экономику.

В прошлом году наши экономисты провели анализ бюджета и выявили десятки миллиардов неучтенных бюджетных денег, которые могли быть израсходованы на реформирование вооружённых сил.

Гребнева И.Г.: - А вы выявили, куда они были израсходованы?

С.В.: - Это тайна, которая покрыта мраком неизвестности. Когда Степашин прикоснулся к некоторым нашим оллигархическим структурам, стали падать министры один за одним - Аксёненко, кто-то ещё. Почему так происходит? Потому что нецелевое использование бюджетных средств процветает везде: то мост на Хоккайдо, то ещё что-нибудь.

Гребнёва И.Г.: Но вы поддерживаете реформу по варианту СПС?

С.В.: - Многие предложения СПС и “Яблока” правительство использует, выдавая за свои достижения. И на здоровье. И мы видим, что кое-что реализуется.

Кочетков Николай Васильевич, бывший пограничник. Закончил школу КГБ, работал в ФСБ. Подполковник запаса ФСБ России. Армию видел в пограничных войсках солдатом, курсантом училища, офицером:

Цели и задачи армии ясны. Она - институт государства, любого. Поэтому армия необходима. Она решает не только военные задачи. Кстати, наш любимый город Владивосток осваивался картёжником и дебоширом прапорщиком Комаровым.

Полозова Наталья Ивановна, депутат Законодательного собрания ПК , организатор и директор музея “Владивостокская крепость” (протестующе): Попрошу!..

Н.В.: - Военные решают специфические задачи, те, что не под силу гражданским институтам. То, что нужна профессиональная армия, было ясно уже, когда я пришел в 79-м году служить солдатом. Основную подготовку солдат получает в первые шесть месяцев своей службы. Дальше молодые люди, полные энергии, получают определенную свободу, бесконтрольность. Мне пришлось сопровождать солдата, убившего девятерых своих сослуживцев на о. Попова в 1995 году. Он сам не мог объяснить толком, почему убил товарищей. Сказал, что обиделся на них за то, что те распили самогонку, не дождавшись его.

Реформа в вооруженных силах просто необходима. И все понимают, что необходимо политическое решение. Ссылки на то, что нет средств в бюджете - это просто ерунда. Когда наши войска выходили из Венгрии, из Германии, достаточно было одного политического решения Горбачева, и моментально войска убрали, и деньги на это нашлись.

В СССР у нас была граница протяженностью более 60 тысяч километров, сейчас 40 тысяч километров. Всего в составе Главного управления пограничных войск было 67 генеральских должностей. Сегодня - 360 генералов-пограничников. У нас реформа идет не в том направлении. Увеличивается количество чиновников. Здесь должен существовать гражданский контроль. Конечно, в армии демократия неприемлема. Но армия должна быть профессиональна.

Провели эксперимент, укомплектовали контратниками ОККП Владивостока. В том числе на контрактную службу с удовольствием идут женщины, девушки. И служат достойно. Дисциплина лучше, уровень боеготовности выше. Кстати, в момент серьёзных военных операций стараются использовать именно контрактников. Так было и в Афганистане вначале. И было меньше потерь, чем потом, когда ввели мобилизационные силы.

Наталья Полозова, депутат Законодательного собрания:

Перезрела уже реформа армии, она живет еще по тем законам, которые были еще при СССР.

У нас должна быть реформа всей общественной жизни, реформа, которая затрагивает все стороны нашей жизни. Если мы хотим иметь профессиональную армию, то за два года до армии призывнику надо дать право заниматься бесплатно во всех спортивных сооружениях, дать ему сопутствующие профессии бесплатно и дать гарантии, чтобы он мог поступить после армии в ВУЗ или техникум бесплатно. Я за то, чтобы служили все. Многим это в жизни пригодится.

Многие говорят о военно-патриотическом воспитании, но по сути дела это только одни разговоры. Пуликовский в начале года проводил конференцию, нас туда даже не пригласили. А вот у нас торжественно принимали присягу ребята комендантской роты гарнизона. Ребята бледнели и чуть не падали в обморок от ответственности, они почувствовали, что они клятву Родине дают. Воспитательные функции исполняли государственные и общественные организации.

Пышкин Анатолий Фёдорович:

- Опросы, которые проводил СПС, показали, что по контракту готовы служить и за зарплату 3600-3800 рублей в месяц. Это не такие уж и большие деньги. Дело в том, что 40% молодых людей не желают служить вообще. Бич армии - неуставные отношения. Я думал, что они есть там, где нечем заняться солдатам. В горячих точках эти отношения принимают еще более уродливые формы - старослужащие нагружают на солдат весь боекомплект, нередко случалось, когда старослужащим стреляли в спину. Общеизвестно, что последние полгода старослужащие вообще не служат. Как это искоренить? У нас был эксперимент в армии. Их всех сразу призывали на 2 года и всех одновременно увольняли, и никаких неуставных ,отношений не было.

Романенко Т.Г.: - Прошу дать короткий ответ на вопрос: “Кто тормозит реформы в армии?”

Репитей: Власть, от Путина до самого низа.

Тамаровский: Путин.

Галустян: Власть законодательная и исполнительная.

Пышкин: Основным тормозом является генералитет.

Н.Полозова: Генеральный штаб.

Кочетков: Генеральный штаб тормозит, потому что он принимает все предложения с мест и скрывает от Президента.

Самодумский: Система должна быть реформирована извне. Исторический шанс упускает Президент. А хребты трещат у солдат и офицеров.

Гребнева: - Но разве можно при наличии всей этой старой и консервативной гвардии реформировать извне?

С.В.: Так ведь руководителей армии всё равно назначает Президент!


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100