Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (474) от 11 апреля 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Звёзды: Сергей Бодров

Александр Голубчиков

«Роль для меня - это не профессия. Это поступок, который совершаешь»

Сергей Бодров родился 27 декабря 1971 года в семье писателя, сценариста и режиссера Сергея Бодрова-старшего. С 1989 по 1994 годы он учился на отделении истории искусства исторического факультета МГУ имени Ломоносова. С 1994 по 1996 годы - аспирант того же отделения. Затем Сергей Бодров работал школьным учителем, кондитером на фабрике «Ударница», спасателем на пляже в Италии, журналистом. С 1997 по 1999 год - автор и ведущий телевизионной программы «Взгляд». В 1998 году на кафедре истории искусства МГУ он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Архитектура в венецианской живописи Возрождения». В кино Сергей Бодров-младший дебютировал в фильме «Кавказский пленник», который ставил его отец, режиссер Сергей Бодров-старший.

Волею родителей Сергей стал почти полным тезкой своего отца, ныне проживающего в США. Выбор имени для сына - лучшее доказательство того, что Бодров-старший вовсе не намеревался пустить чадо по своим кинематографическим пятам. Чадо благополучно выросло вдали от шума-гама съемочных площадок.

Режиссерам отцовские чувства не чужды. И режиссер Бодров не избежал-таки искушения одарить сына заглавной ролью в своем кино. В роли стриженого солдата-первогодка Вани Жилина, угодившего в дымящийся кавказский котел, его сын поставил в тупик всех. И прежде всего Олега Меньшикова, звездного партнера. Чем больше верилось Бодрову-младшему, этому не-актеру, в любом жесте и интонации убедительному какой-то особой, чрезвычайной животной органикой, тем очевиднее был зазор между столичной штучкой Меньшиковым и прапором-детдомовцем, которого тот старательно изображал. Меньшиков был по-своему убедителен и, как всегда, техничен, но вместе они решительно не «монтировались». Тем не менее наградить на «Кинотавре» непрофессионала призом за лучшую мужскую роль и обойти вниманием его партнера-суперпрофи оказалось решительно невозможным. Приз поделили на двоих, впоследствии той же судьбы удостоилась и «Ника».

Прибыв на сочинский фестиваль никем, Бодров-младший уезжал победителем. Однако еще до отъезда с ним свел знакомство Алексей Балабанов, которому он приглянулся не только ролью в «Кавказском пленнике», но и своей «нетусовочностью». Балабанов предложил поработать вместе. Бодров-младший не возражал. Балабанов поехал в Питер и чуть не в один присест сочинил сценарий. Бодров-младший сыграл в фильме по этому сценарию главную роль. Фильм, ясное дело, назывался «Брат», собрал ворох призов, прошвырнулся по экранам, расплодился на видео, разлетелся на фразочки и сделал Бодрова-младшего персоной сверхпопулярной, чуть ли не культовой.

Его герой, провинциальный паренек, румяный, губастенький да бровастенький, звался Данилой Багровым. Улыбался застенчиво, плел сказочки о якобы штабном прошлом, «мелкашку» разряжал хладнокровно, ненавидел кавказцев, недолюбливал евреев и балдел от «Наутилуса». Что это был за паренек такой - вопрос оставался открытым: бандюган или робин гуд? Герой нашего времени или его позор и проклятье? Балабанов предложил каждому разобраться в своих чувствах к Даниле в одиночку. В отличие от «Кавказского пленнника», новый фильм был принят в критике отнюдь не хором на «ура». Режиссера обвиняли в черносотенстве, исполнителю главной роли тоже досталось. Мол, какой из него провинциальный пацан? Хорошее столичное воспитание на лбу написано. Что, в общем-то, правда: написано. Другое дело, что по сюжету герой, попавший из захолустья в большой город, проживал бурный отрезок молодой жизни и в финале отчаливал - другим. Вот этого изменения, пожалуй, Бодров в «Брате» не сыграл. И все же второй кряду приз на «Кинотавре» получил.

В том, что бодровская органика - это классно, однако далеко не все, потому что режиссеру нужно с ней уметь работать, убедил британский «Стрингер» (1998). Бодров там изображает молодого человека по имени Вадим, обладателя видеокамеры и охотника за «жареным» и скандальным, каковая охота и сводит его с эксцентричным клоуном от политики (узнать прототип - Владимира Жириновского - труда не составляет). Здесь Бодров смотрится тенью самого себя - скучен, неинтересен, местами зажат. Зато попав в руки к Режису Варнье, пригласившему его на роль в «Восток-Запад» (1999), он снова ожил и вполне убедительно выглядел пригожим юношей из пятидесятых, влюбленным в соседку-француженку и заслужившим взаимность. Тем времем Балабанов нашел, наконец, деньги на второго «Брата» (2000), где бодровский Данила держит путь из Москвы, куда он прибыл в перерыве между «Братьями», в Нью-Йорк и далее в Чикаго. Поскольку должен выполнить волю убитого армейского кореша - разобраться с алчным американцем, наложившим лапу на немалые деньги брата этого самого кореша, хоккеиста. «Брат-2» прямой родней первому не является, он - чистый жанровый продукт (пусть жанр - с российской поправкой), а Бодров ничего нового в своем герое не открывает.

Сергей Бодров похож на Де Ниро

На пресс-конференции, посвященной выходящему в Российский кинопрокат фильма Алексея Балабанова «Война» Сергей Бодров признался, что давно мечтает завершить свою карьеру киноактера, но что-то этому постоянно мешает.

В фильме «Война» Бодров играет капитана Медведева, захваченного в чеченский плен. Он проводит дни и ночи в зидане (яма для хранения продуктов, используемая в Чечне для содержания военнопленных). Эта роль, в чем-то пересекается с тем, что актер и режиссер сыграл в фильме «Кавказский пленник», и могла бы послужить завершением цикла «в кино через зидан и обратно из кино».

«Для меня всегда это было актуально, все закольцевать и завязать, но как-то не очень получается», - говорит Бодров. - «Хотя, вроде, повод хороший и дальше смогу снимать что-то сам. Здесь я появился, как Роберт Де Ниро, практически, на два эпизода. Конечно, это приятно, но нужно вовремя понять, что уже хватит».

Однако приглашения для работы над фильмами по-прежнему поступают. Сейчас готовится к выходу на экраны новая картина с его участием «Медвежий поцелуй», режиссером которой стал Сергей Бодров-старший. Там «всенародному Брату» отведена роль медведя, который превращается в человека. История, по словам самого Бодрова, совсем не похожа на «Обыкновенное чудо». Скорее это новый взгляд на историю Красавицы и Чудовища. В фильме «Медвежий поцелуй» также снималась Ребека Лильеберг («Покажи мне любовь»).

Александр Голубчиков


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100