Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (474) от 11 апреля 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

С зажигательных бомб до респектабельности

Питер ГЛАТТЕР

У нас в Лондоне есть знаменитые черные такси. Но есть и другой вариант: микротакси‚ которые мы называем «миникэбс».

Микротакси - гораздо дешевле черного такси. С шестидесятых годов они стали основной частью нашей жизни‚ до такой степени‚ что без них уже не представлаем себе жизнь. А теперь‚ статус микротакси изменяется. Я беседую с Девидом Бэком‚ заведующим проектами местной фирмы микротакси «Пейдж транспорт».

Какого размера достиг бизнес лондонского микротакси?

Д.Б.: - В Лондоне 1600 фирм. 40‚000 водителей еженедельно исполняю два миллиона заказов по перевозке пассажиров. В то время как черных такси всего лишь 20‚000 на восемь миллионов жителей столицы.

Как появились микротакси?

Д.Б.: - По закону‚ только такси может «работать по найму» (то есть перевозить за деньги пассажиров‚ «голосующих» на улице)‚ при этом оно обязано иметь признак «такси». Но всегда существовал и черный рынок такси. И только в 1960 году нашли юридическую лазейку‚ которая разрешила создание микротакси. Поняли‚ что пассажиров находить на улице не надо. Заказчик может позвонить диспетчеру‚ диспетчер может передать координаты по радио. Микротаксисты используют собственные машины, на которые оформляют специальное страхование‚ платят так называемую «аренду» за помещение с диспетчером‚ приемо-передающее радио в машине‚ и т. д.

Мне кажется‚ что дело не только в юридической лазейке. Ведь именно в тот момент в столице пошёл на убыль общественный транспорт.

Д.Б.: - Может быть. Мне это неизвестно.

Да‚ ведь 1960 год - это так давно. Что стало потом?

Д.Б.: - Смутное время. Первая фирма‚ «Уэлбек моторс»‚ возникла на юге Лондона‚ в районе Вокзала. Она имела почти военный вид‚ все водители были одеты в форму цвета хаки. Эта фирма недолго прожила‚ но скоро появились маленькие фирмы микротакси по всей столице. Многие из них служили вывеской для преступной деятельности‚ особенно для отмывания денег. Началась борьба за территории‚ которае фактически выросла в войну. Многие помещения микротакси подожгли зажигательными бомбами. К тому же союзы черных таксистов потребовали отмены микротакси‚ и их поддержали газеты‚ политики. И теперь имидж микротаксистов в общем-то плох - преступники‚ насильники‚ тунеядцы. То же самое с машинами - «ведра ржавчины»‚ «смертельные западни»‚ и т. д.

А как микротакси выжили‚ да ещё и процветают?

Д.Б.: - Рос общественный спрос из-за того‚ что микротакси были все-таки дешевыми и удобными‚ особенно по сравнению с черными таксистами‚ которым для устройства на работу надо два-три года заниматься топографией Лондона‚ чтобы сдать экзамен что мы называем, «знание». Дело не только в более высокой плате за проезд‚ но и в том‚ что черные таксисты работают в самых богатых районах. К тому же‚ водителем микротакси стать гораздо легче. Экзамена нет‚ учебы нет. Вот почему я сначала стал микротаксистом. Мне надо было работать‚ а заполнять длинный бланк было лень. Я заплатил «аренду»‚ и свобода работы для меня была так хороша‚ что на следующую неделю я вернулся‚ и через две недели... В конце концов‚ я стал критиковать низкий уровень управления - передавали неточные сведения и много времени тратили даром. Постепенно я сам стал организатором‚ а теперь микротаксисты критикуют меня!

Какие изменения произошли в Вашем бизнесе за последние годы?

Д.Б.: - В 1998 году был принят закон о микротакси‚ который ввел тройную лицензионную систему: для владельцев фирм‚ для микротаксистов‚ и для машин. Это‚ казалось бы‚ очень просто‚ а на самом деле страшно сложное дело. Мы вступаем сейчас в последнюю фазу внедрения данного закона, в результате которой поднимутся цены.

По-моему‚ цены за последние пять лет уже резко подняли. Когда-то я был не в состоянии платить за такси‚ а теперь я не в состоянии платить за микротакси!

Д.Б.: - Это объясняется контекстом. Наши цены резко поднялись из-за того‚ что резко поднялась стоимость нефти‚ и особенно страхования. Но мы еще гораздо дешевле черных такси‚ у которых такие же проблемы... Поэтому у нас пока еще большой рынок.

Питер ГЛАТТЕР,
специальный корреспондент «АВ»,
Лондон - Владивосток.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100