Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (468) от 28 февраля 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Тарифы и ставки оплаты по видам услуг с января 2002 года

(без автора)

Рубрику "ЩИТ" ведут депутат ЗС ПК Игорь Крутых и его помощник Сергей Долотов.
(Окончание. Начало в “АВ” N8)

Вопрос:
“Получила счет-квитанции на оплату коммунальных услуг за январь 2002 года и ужаснулась указанным в них суммам. Как выживать при таких тарифах? Законны ли тарифы, введенные Копыловым в конце 2001 года и начале 2002 года?
Московченко Л.Н., г. Владивосток


3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ

Постановлением администрации г. Владивостока №1857 от 4 декабря 2001 года “Об утверждении тарифа на содержание и текущий ремонт жилищного фонда“ утвержден тариф 3.25 руб. за 1 кв. метр общей площади. В этом постановлении указано, что экспертиза экономического обоснования указанного тарифа проведена 31.10 2001 года. По нашему запросу управление ЖКХ городской администрации представило экспертное заключение департамента ЖКХ и топливных ресурсов администрации Приморского края, которым подтвержден именно этот тариф. При ознакомлении с этим экспертным заключением не становится понятным, откуда взялся этот тариф, каковы его составляющие, а, наоборот, возникает еще больше вопросов. Создается ощущение, что экспертиза проведена формально (лишь бы успокоить общественное мнение). Примечателен и такой абзац в тексте заключения: “Ответственность за достоверность предоставленной информации несет администрация муниципального образования г. Владивосток “. Получается, что в ходе экспертизы не проверяется достоверность представленных городской администрацией документов о фактических и планируемых затратах.

Постановлением Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №13 от 11.11.1998 г. “Об утверждении положения о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг“, в п. 12 предусмотрено, какую информацию в обязательном порядке должно содержать заключение экспертной организации по финансовой экспертизе. Однако многих моментов нет в экспертном заключении департамента ЖКХ администрации края. Да и вообще, по нашему мнению, работа вышеуказанного департамента не может являться вневедомственной, независимой экспертизой.

В связи с этим, депутатом Законодательного собрания Приморского края Крутых И.В. направлено обращение в прокуратуру г. Владивостока о законности введения повышенного тарифа “Содержание и текущий ремонт“.

Поступает много вопросов о правомерности определения ставки оплаты за содержание и текущий ремонт жилья путем умножения тарифа на общую площадь квартиры. В данном случае администрация города руководствуется Постановлением Правительства РФ № 887 от 2 августа 1999 года “ О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ и постановлением Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №9 от 23 февраля 1999 года “Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства”.

В п. 1.8 этого Постановления записано: “Использование показателя “общей площади жилья” для расчета платы за содержание и ремонт жилья (включая капитальный ремонт) базируется на том, что указанный платеж устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание, капитальный и текущий ремонты мест общего пользования в жилых домах, к которым в том числе относятся: межэтажные лестничные клетки, лестницы, крыши, чердачные помещения, технические подполья, коридоры, несущие конструкции и наружные части фасадов зданий, балконов, козырьков, эркеров и др.” Единственно, что вы можете проверить по техническому паспорту квартиры, это применение понижающих коэффициентов на лоджии и балконы при расчете общей площади квартиры.

Порядок оплаты за излишки общей площади такой же, как и при оплате за отопление (см. п. 1 статьи). Для контроля произведенных работ по “содержанию и текущему ремонту жилья“ необходимо знать состав затрат, включенных в этот тариф:

* санитарное содержание жилых зданий и придомовых территорий - 32,9%;
* обслуживание и ремонт конструктивных элементов дома - 18,5 %;
* обслуживание и ремонт внутридомового инженерного оборудования - 17,8%
* аварийно- восстановительные работы - 9,5 %;
* общеэксплуатационные расходы - 21,3%.

В случае невыполнения каких-либо работ, вы вправе на указанный % снизить оплату. Как это конкретно сделать - тема отдельного разговора.


4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МУСОРОПРОВОДОВ

С января 2002 года по этому виду коммунальной услуги продолжает действовать тариф в размере 2.75 руб./чел в месяц, введенный постановлением администрации г. Владивостока № 1829 от 29 сентября 2000 года “ Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения “. Данный тариф прошел экспертизу в аудиторской фирме “Эксперт “ и соответствует экспертному заключению от 28 сентября 2000 года. С учетом уровня платежей 90% на 2002 год ставка оплаты данной услуги в месяц с одного человека составляет: 2.75 руб. х 90% = 2.48 руб.

Для контроля за предоставлением данной услуги вы должны знать, что эксплуатирующими организациями должны производиться работы по санитарному содержанию мусоропроводов, их очистке и дезинфекции.


5. ВЫВОЗ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

На данный вид услуги продолжает действовать тариф 5.04 руб./чел в месяц, который был введен постановлением администрации г. Владивостока №503 от 30 марта 2001 года “О тарифах на вывоз твердых бытовых отходов”. Экспертиза экономического обоснования этого тарифа проведена аудиторской фирмой “ Эксперт “. С учетом уровня платежей 90% на 2002 год ставка оплаты за этот вид коммунальной услуги в месяц с одного человека составляет:
5.04 руб. х 90% = 4.53 руб.


6. ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛИФТОВ

Постановлением администрации г. Владивостока № 1519 от 28 сентября 2001 года “Об утверждении тарифа на обслуживание лифтов для населения“ с 1 октября 2001 года утвержден тариф 25.16 руб./чел в месяц и ставка оплаты 20.0 руб./чел в месяц с учетом уровня оплаты 80%. Этот тариф действует и с января 2002 года, ставка оплаты с учетом уровня платежей 90% составляет - 22.64 руб./чел в месяц. Указано в постановлении, что этот тариф прошел независимую экономическую экспертизу, и имеется по этому поводу заключение от 28 сентября 2000 года.

В то же время в самом экспертном заключении аудиторской фирмы “Эксперт“ от 28 сентября 2000 года признан экономически обоснованным тариф по обслуживанию лифтов в размере 20.56 рублей с человека в месяц. Таким образом необоснованно введен городской администрацией повышенный тариф в размере 25.16 руб./чел в месяц. Из этого следует, что в октябре-декабре 2001 года (3 месяца) плата за этот вид услуги ежемесячно должна была составлять: 20.56 руб./чел х 80% = 16.45 руб./чел. и с января 2002 года: 20.56 руб./чел х 90% = 18.50 руб./чел. В своем обращении в прокуратуру г. Владивостока Крутых И.В. этот момент также указал, а пока не приняты конкретные меры по пересмотру данного тарифа рекомендую производить корректировку платежа самостоятельно.

В данный тариф включены затраты на электроэнергию, уборку и техническое обслуживание лифтов. Затраты на ремонт и восстановление разграбленных лифтов в муниципальном жилом фонде несет полностью городская администрация. Поэтому знайте, что тем гражданам, которые заплатили свои личные деньги за ремонт и ввод в действие лифтов, администрация города обязана возместить расходы в полном объеме. Для этого вам необходимо направить заказным письмом свое заявление (управление ЖКХ администрации г. Владивостока, Океанский пр-т,30) о возмещении понесенных вами расходов с приложением копий первичных документов, подтверждающих эти расходы. В случае несогласия городской администрации с вашими требованиями вы можете либо обратиться в суд, либо корректировать собственные платежи по данному виду услуги.


7. ВОДА И ВОДООТВЕДЕНИЕ

В январе 2002 года законно действует тариф на услугу холодного водоснабжения и водоотведения в размере 17.82 руб./чел в месяц, который был утвержден постановлением администрации г. Владивостока № 52 от 14.01.99 г. По своим квитанциям вы видите, что в течение 2000 - 2001 года менялись тарифы трижды: февраль-март 2000 г. (постановление №273); июль 2000г. - март 2001 г.(постановление №1281); апрель 2001 г. - по январь 2002 г. (постановление №495). Все эти постановления были отменены по протесту прокурора и решению суда, однако городская администрация не информировала об этом граждан и не произвела соответствующий перерасчет горожанам за период действия незаконных тарифов. Таким образом в январе 2002 года ставка оплаты за данный вид услуги составляет с учетом уровня платежа 90% в размере 16.04 руб./чел.

Все дальнейшие изменения тарифов на холодную воду и другие услуги администрация г. Владивостока обязана пересматривать в установленном законодательством порядке. Мы будем отслеживать эту ситуацию и постараемся своевременно вам разъяснять механизмы и законность расчетов новых тарифов.

Перерасчет и взыскание переплаченных сумм в периоды действия незаконных тарифов вы можете производить в том порядке, как мы вам рекомендовали в предыдущем номере газеты “Арсеньевские вести “.

О порядке корректировки оплаты за предоставленные услуги в зависимости от их качества и количества, возможных действиях по защите своих прав в этой части мы планируем проинформировать вас в рамках отдельного разговора в одном из следующих номеров.


8. НАЕМ ЖИЛЬЯ

Этот вид платежа оплачивают только наниматели ( не собственники ) жилых помещений в домах муниципального и государственного жилого фонда. С января 2002 года ставка оплаты остается прежней: панельные дома - 0.26 руб./ кв.м; кирпичные дома - 0.36 руб./кв.м; прочие дома - 0.16 руб./кв.м. Указанные ставки оплаты за наем жилья утверждены постановлением администрации г. Владивостока № 52 от 14 января 1999 года. Именно с того времени действуют эти ставки оплаты.

Вы помните, что и с этим платежом творилась чехарда в 2000-2001 г.г. Сначала в феврале-марте 2000 года Копылов ввел незаконно повышенные платежи по постановлению № 273, в том числе и на наем жилья. В апреле по протесту прокурора были отменены незаконные тарифы и снова печатали в счет-квитанциях 0.26 руб.

Потом уже с 1 октября 2000 года вновь Копылов постановлением № 1829 ввел незаконную ставку оплаты, превышающую законную в 3 раза. Только в сентябре 2001 года (спустя год) решением суда вновь была восстановлена законность, и снова в квитанциях появилась ставка оплаты 0.26 руб./кв. м.


9. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

28 августа 2001 года Копылов Ю.М. подписал постановление № 1349 “О ставке отчислений на капитальный ремонт муниципального и государственного жилого фонда “, которым утверждена с 1 сентября 2001 года ставка отчислений на капитальный ремонт с учетом уровня платежей 80% в размере 1.19 руб. с каждого квадратного метра общей площади жилья на основании заключения экспертизы от 19 мая 2001 года. До этого времени, как вам известно, плата за капитальный ремонт вводилась администрацией г. Владивостока с 1 октября 2000 года в сумме 0.50 руб. за 1 кв. метр без экспертного заключения и поэтому была отменена в судебном порядке 3 сентября 2001 года после рассмотрения дела в краевом суде.

Получается, что при установлении новой повышенной ставки оплаты за капитальный ремонт все юридические формальности городской администрацией соблюдены и платеж считается законным? Это было бы так, если бы не некоторые моменты... в духе детектива.

Берем в руки решение Ленинского районного суда по этому вопросу от 10 июля 2001 года. В нем прямо указано, что представитель администрации г. Владивостока не признал заявленных требований (по отмене постановления в части введения платы за капитальный ремонт ) и пояснил суду, что экспертиза проводилась аудиторской фирмой “Эксперт“, и согласно ее заключению от 28 сентября 2000 года плата в размере 1.19 руб. за капитальный ремонт экономически обоснована. Суд ознакомился с этим заключением, но этой ставки оплаты в нем не было указано. Более того, мы выясняли в тот момент у самих аудиторов эту ситуацию, и они нам пояснили, что вообще не проверяли этот платеж. Обратите внимание, что речь идет об экспертном заключении от 28 сентября 2000 года, и именно на него ссылался представитель городской администрации в суде в июле 2001 года. Судебное решение об отмене этого платежа вступило в силу 3 сентября 2001 года после рассмотрения дела краевым судом. Однако уже 28 августа 2001 года вышло вышеуказанное постановление №1349 со ссылкой на экспертное заключение той же фирмы “Эксперт“ от 19 мая 2001 года. Если действительно проводилась экспертиза, то почему же на это заключение не ссылался представитель городской администрации спустя 2 месяца в Ленинском суде? Может быть, не было экспертизы? Вопросы остаются, поэтому я лично не могу с уверенностью сказать, что этот платеж законен.

К тому же, исходя из текста самого заключения, не проанализированы фактические затраты на проведенный ранее ремонт, не проанализированы планируемые расходы согласно сметам и планам ремонта и т.д. Создается впечатление, что эта ставка рассчитана по старой схеме чисто теоретически.

Вы спрашиваете, так все же платить или не платить за капитальный ремонт? Я лично считаю, что до тех пор, пока администрация г. Владивостока не доведет до меня, как потребителя жилищно-коммунальных услуг, конкретную информацию о расчете платежа, о целевом счете на дом, где я проживаю, о планах ремонта и его сметной стоимости, пока не заключит со мной договор социального найма, я вправе за капитальный ремонт не платить.

Надеемся, что прокуратура г. Владивостока наряду с проверкой действительности экспертного заключения от 19 мая 2001 года по обращению депутата Крутых И.В. выскажет свое мнение по данному вопросу. Об ответе прокуратуры мы вас проинформируем дополнительно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наступивший 2002 год показывает, что в части соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальных вопросах отношение администрации г. Владивостока практически не изменяется. По-прежнему, нас не признают власть имущие как равноправными, по отношению к ним, участниками реформы жилищно-коммунального хозяйства, не исполняют действующее законодательство (информации об услугах нет, договоры не заключаются, решения судов игнорируются). В то же время для отвлечения внимания от конкретных причин в средствах массовой информации (например, газете “Приморские Вести“) городская администрация пытается убедить нас в том, что в развале жилищно-коммунального хозяйства во многом повинны сами граждане, которые не оплачивают услуги, приводят в негодное состояние жилой фонд.

По нашему мнению, основная причина ненадлежащего состояния жилого фонда и неплатежей кроется в самой городской исполнительной власти. Все это от безнаказанности, от бездействия, либо формально-бюрократического отношения правоохранительных органов к защите прав граждан. В этой ситуации есть только один путь - самозащита своих гражданских прав. Вместе будем приобретать необходимый практический опыт по наведению порядка.

Спасибо за ваши вопросы, мнения, разъяснения и предложения! Они разные, но все для нас полезные. Вот, например, одно из предложений: “Давайте не будем вообще оплачивать коммунальные услуги, пока с нами, как положено по Закону, не заключат соответствующие договоры “. Обещаю , что мы изучим юридическую сторону этого вопроса и в дальнейшем дадим свои рекомендации.

Выражаем признательность тем горожанам, которые своим опытом и своими знаниями в жилищно-коммунальной сфере помогают нам всем разобраться в конкретных вопросах, помогают в работе над проектом краевого Закона “О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере”.

Депутат Законодательного собрания
Приморского края И.В.Крутых.
Помощник депутата С.В.Долотов


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100